Прогнозирование эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций оптовой торговли
Представив денежный поток как систему «финансового кровообращения» хозяйственного организма, автор приходит к выводу, что бюджетирование денежных потоков является оптимальным методом прогнозирования эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации.
Иван Шебеда
Прогнозирование эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций оптовой торговли
"Экономические стратегии", №02-2007, стр. 202-204
|
Шебеда Иван Витальевич – финансовый аналитик ООО "Русьимпорт". |
В настоящее время существует более 150 разнообразных методов прогнозирования. Методы различаются по назначению, научной обоснованности, по виду используемой в них информации, по реализуемым процедурам получения численных оценок параметров прогнозных моделей и т.д. Однако отсутствует единственный оптимальный метод прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности в организациях оптовой торговли.
Рассмотрим на примере прогнозирование деятельности оптовой организации. Для организаций, действующих в рыночной экономике в условиях жесткой конкуренции, проблема организации движения денежных средств является ключевой, поскольку от ее решения зависит возможность продолжения деятельности организации – как в коротком периоде, так и в долгосрочной перспективе.
Поскольку денежные средства считаются важнейшим ресурсом любой организации, бюджет денежных средств можно рассматривать в качестве одного из основных финансовых бюджетов. Денежная наличность – важный элемент оборотного капитала организации. Управление оборотным капиталом организации оптовой торговли является одной из важнейших ее задач. Денежные потоки обслуживают хозяйственную деятельность организации практически во всех ее аспектах. Образно денежный поток можно представить как систему "финансового кровообращения" хозяйственного организма организации.
Анализируя эффективность финансово-хозяйственной деятельности организаций оптовой торговли, важно использовать именно бюджетное прогнозирование, поскольку движение товаров и денежных средств происходит непрерывно. Построение графиков поступлений денежных средств от покупателей (розничных клиентов) по договорам с условием оплаты по факту реализации товаров позволяет учесть особенности взаимодействия оптовых и розничных организаций торговли. Бюджет позволяет проконтролировать воздействие множества факторов, влияющих на конечный результат. В связи со значимостью роли бюджетирования в оценке эффективности деятельности организаций оптовой торговли в основе прогнозирования лежит именно этот метод.
В целом процесс прогнозирования эффективности финансово-хозяйственной деятельности через бюджетирование можно представить в виде схемы изображенной на рис. 1.
Рисунок 1. Прогнозирование эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций оптовой торговли
Процесс прогнозирования состоит из трех частей: 1) подготовительная; 2) основная; 3) заключительная. Подготовительная часть включает в себя определение целей и задач прогнозирования. При анализе эффективности в организациях оптовой торговли задаются показатели продаж, прибыли, рентабельности продаж и собственного капитала. После определения задач проводят анализ всех необходимых источников информации (бухгалтерской, коммерческой, маркетинговой). Основная часть процесса прогнозирования деятельности организаций, занимающихся оптовой торговлей, – самая трудоемкая и важная. Первым ее этапом является построение бюджета движения денежных средств. На основании данных предыдущих лет и плана по продаже товаров подсчитывается средняя сезонность продаж (удельный вес каждого месяца в году), и сумма распределяется помесячно. По среднефактической наценке организации рассчитывается себестоимость проданных товаров.
Исходя из фактической оборачиваемости товаров и себестоимости товаров, проданных за прогнозный период, определяется движение товаров на складе обратным пересчетом. Исходя из отсрочки по оплате поставщикам и фактического движения товаров, определяется помесячная сумма оплаты за товар поставщикам. Исходя из отсрочки по оплате покупателям и фактического движения товаров, определяется помесячная сумма оплаты за товар покупателей.
В организациях оптовой торговли важно понимать, что основными клиентами могут быть именно розничные покупатели. Особенностью товарно-денежных отношений оптовых и розничных организаций в данный момент является срок оплаты за товары. В последнее время многие розничные организации применяют практику оплаты за купленные у оптовых организаций товары по факту реализации. Данное обстоятельство позволяет розничным организациям избежать риска замораживания денег в залежалых товарах. Это означает, что денежные средства, вырученные от продажи товаров, в организации оптовой торговли поступят не сразу, что необходимо учитывать при построении денежных потоков и погашении дебиторской и кредиторской задолженности.
По данным бюджета движения денежных средств прошлых лет определяется структура расходов организации. Наиболее удобным в этом случае является прогнозирование расходов с делением на переменные, условно-переменные и условно-постоянные расходы. Это позволяет с большей вероятностью прогнозировать расходы, опираясь на один из основных показателей деятельности организации оптовой торговли (продажу).
К переменным расходам оптовой организации относят закупочную стоимость товаров, транспортировку до склада оптовой организации, хранение, страхование.
К условно-переменным расходам относят коммерческие расходы (акции по продвижению брендов, рекламу, выставки, бонусы, дизайн, маркетинг), транспортные расходы по доставке товаров покупателям, аренду складских помещений, их обслуживание и ремонт, заработную плату коммерческого персонала организации (директоров по продажам, начальников отделов продаж, торговых представителей, супервайзеров, мерчендайзеров). К условно-постоянным расходам относят оплату труда персонала на твердом окладе (бухгалтерии, финансового и маркетингового отделов, складского персонала и т.п.), внутрихозяйственные затраты, аренду и охрану офиса, ремонт и обслуживание офисных помещений, связь, коммунальные платежи, информационные и консультационные услуги (носящие разовый характер). После помесячного определения затрат помесячно составляются бюджеты движения денежных средств с учетом товарно-денежных потоков, а также возможных инвестиционных затрат (покупка основных средств и т.д.).
Чтобы определить эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации оптовой торговли, необходимо распределить движение средств по ее счетам (этап 2, рис. 1).
Это можно сделать с помощью сводной таблицы, где горизонтально будет расположено наименование статей баланса и их группировка (активов по срокам ликвидности и пассивов по срокам погашения), а вертикально – статьи доходов и расходов бюджетов движения денежных средств. Рассмотрим одну операцию на примере. Сумма кредиторской задолженности оптовой организации на конец прогнозного периода будет определяться с учетом остатков на начало периода минус оплата поставщикам за купленные товары в текущем и предыдущих периодах и увеличение на сумму закупленных товаров. Данная операция проходит также через счет товарных запасов, где увеличение кредиторской задолженности оптовой организации будет сопровождаться увеличением товарных запасов, а снижение запасов будет сопровождаться продажей товаров на сумму их закупочной стоимости и увеличением дебиторской задолженности на сумму продажной стоимости этих же товаров оптовой организации. Подобным образом весь торговый процесс (товарно-денежные потоки, административно-хозяйственные расходы) увязывается со счетами баланса. Таким образом, последовательно отражая цикл торгово-хозяйственных операций организаций оптовой торговли, привязанных к статьям баланса, можно выйти на его прогнозную модель.
После определения остатков счетов баланса на начало и конец прогнозного периода определяется среднее значение показателей эффективности деятельности организации, что позволяет выявить взаимосвязь продаж, прибыли и величины собственного капитала. После определения среднегодового значения необходимо сопоставить достигнутые результативные показатели с показателями деятельности организации прошлых лет. Это позволит выявить наличие положительных и отрицательных тенденций в развитии организации и при необходимости учесть в прогнозе более предпочтительные показатели.
Для определения достаточности средств организации и их источников производят расчет показателей абсолютной, текущей, общей, критической ликвидности, плеча финансового рычага, финансовой устойчивости, финансовой независимости, показателей обеспеченности и маневренности собственных оборотных средств (этап 3, рис. 1). Полученные значения аналитических показателей сравниваются со значениями, рекомендованными Министерством экономического развития и торговли РФ, что позволяет оценить степень эффективности использования капитала организации, а также излишние или недостающие средства.
Далее определяется значение финансовой, экономической рентабельности и оборачиваемости средств оптовой организации.
По итогам произведенных расчетов делается общая оценка достижения целей, поставленных перед началом прогнозирования деятельности организации. При необходимости прогноз показателей делается несколько раз, и из полученных результативных показателей выбирается наиболее оптимальный комплекс значений, удовлетворительных для будущего развития организации оптовой торговли.
Таким образом, можно утверждать, что: 1) в целом бюджетирование денежных потоков является наиболее представительным средством прогнозирования, так как учитывается непрерывность денежного потока одновременно с выполнением финансово-хозяйственных операций организаций оптовой торговли; 2) бюджетирование позволяет более точно учесть затраты и предвидеть финансовый результат деятельности организаций оптовой торговли; 3) бюджетирование дает возможность выявить нехватку денежных средств на плановое осуществление операций торговли, что позволяет заранее учесть вероятные проблемы в будущем; 4) бюджетирование является гибкой системой прогнозирования.
Сделанные выше выводы дают основания для оценки бюджетирования денежных средств как оптимального метода, применяемого в прогнозировании эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций оптовой торговли.
Литература
1. Городничев П.Н., Городничева К.П. Финансовое и инвестиционное прогнозирование: учебное пособие. М.: Издательство "Экзамен", 2005. – 224 с.
2. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и Статистика, 2005. – 560 с.
3. Николаева Т.И., Егорова Н.Р. Экономика предприятий торговли и общественного питания: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2006. – 400 с.
4. Овсийчук М.Ф., Сидельникова Л.Б. Финансовый менеджмент: учебное пособие для студентов. М.: Дашков и К°, 2003. – 158 с.