Командная модель роста квалификации
Николай Николаевич Попков, директор центра программ МВА Московской международной высшей школы бизнеса (МИРБИС), доцент, в интервью нашему изданию характеризует различные модели обучения, используемые учреждениями бизнес-образования в России.
Николай ПОПКОВ
Командная модель роста квалификации
"Экономические стратегии", №05-06-2006, стр. 113
Николай Николаевич Попков, директор центра программ МВА Московской международной высшей школы бизнеса (МИРБИС), доцент, в интервью нашему изданию характеризует различные модели обучения, используемые учреждениями бизнес-образования в России. |
Не вызывает сомнения факт, что общество программирует свое будущее через систему образования. В российском бизнес-образовании на данный момент наиболее активно участвуют топ-менеджеры из малого и среднего бизнеса, а также менеджеры и специалисты из крупного бизнеса. Причины ориентации на российское бизнес-образование в следующем:
- карьерный рост большинства менеджеров связан с бизнесом в отечественных компаниях;
- обучение в российских бизнес-школах, как правило, проводится без отрыва от производства, что позволяет осваивать образовательные программы, практически не отвлекаясь от основного вида деятельности;
- программы МВА в ведущих российских бизнес-школах по показателю "цена – качество" соответствуют (или не уступают) западным, что подтверждается международными аккредитациями.
В результате сотрудничества бизнес-школ с компаниями, которые стремятся к эффективному развитию персонала, возникают различные модели обучения, позволяющие добиться роста квалификации сотрудников. Вот несколько наиболее важных моделей:
1. Модель постепенного вхождения в образовательный процесс.
I этап – обучение дирекции компании по программе повышения квалификации, разработанной в соответствии с потребностями и задачами данной компании (объем 48-72 часа).
II этап – обучение кадрового резерва компании для замещения руководящих должностей того или иного направления (объем 72-100 часов).
III этап – обучение менеджмента организации по программе МВА.
2. Модель обучения топ-менеджеров и менеджеров компании в одной бизнес-школе на различных программах (например, топ-менеджеры и владельцы – на программе ЕМВА, специалисты и менеджеры – на программе МВА).
3. Модель обучения топ-менеджеров и менеджеров компаний в различных бизнес-школах на разных программах.
4. Модель корпоративного обучения сотрудников.
I этап – обучение группы сотрудников по программе повышения квалификации (2-3 модуля по выбору и потребностям компании).
II этап – постепенное освоение программы МВА путем набора модулей программы МВА всеми слушателями или частью группы. Результат: статус выпускника программы МВА.
Данные модели были апробированы в совместных проектах в Московской международной высшей школе бизнеса (МИРБИС) с такими компаниями, как "ВСПМО-Ависма", "Метал-Стил-Тимертау", "МегаФон", "Нижфарм", "СИБУР-Холдинг", "Уралсиб".
Однако необходимо отметить, что при разработке командной модели роста квалификации следует использовать творческий подход. Она будет работать в том случае, если уровень разработки программы высокий, она имеет эффективную связь с бизнесом и эффективно управляется. Общепризнанно, что овладеть умениями и навыками в бизнесе невозможно экспромтом, и даже личный опыт не всегда является эффективным. Бизнес-школы, разработав качественные образовательные программы, дают возможность достичь этих целей с относительно небольшими временными затратами. Практика показывает, что современная бизнес-среда предъявляет к менеджменту новые, более жесткие требования и что командная модель роста квалификации является в настоящее время реальностью, адекватной потребностям общества, результатом целенаправленной и скоординированной работы специалистов бизнес-образования. В заключение еще раз подчеркнем, что качество предоставляемых образовательных услуг – приоритетная задача бизнес-школ, которую необходимо решать для обеспечения конкурентоспособности обучаемых и всего российского бизнес-образования.