Бизнес-образование в России: каким будет следующий этап?
Cтатья посвящена одному из возможных вариантов построения эффективной системы бизнес-образования в Российской Федерации. Речь идет о послевузовском бизнес-образовании сотрудников коммерческих компаний в формате от нескольких дней до 2 лет. Ряд выводов статьи носит заведомо полемический характер, о чем автор заранее уведомляет читателя.
Дмитрий Тихонов
Бизнес-образование в России: каким будет следующий этап?
"Экономические стратегии", №05-06-2006, стр. 98-103
Тихонов Дмитрий Николаевич — директор управляющей компании инвестиционного холдинга. Опыт преподавания (по совместительству) в АНХ и ВШЭ — более 10 лет, к.э.н., d.ph. Участник рейтинга лучших корпоративных юристов (журнал «Карьера». 2001. № 8–9). Автор 4 книг по налогам и праву. |
Развитие бизнес-образования в России становится все более популярной темой, но пока оно не стало предметом широкой дискуссии и обсуждается в основном заинтересованными профессионалами. Проблема повышения эффективности бизнес-образования не вполне изучена, многие ее аспекты мифологизированы. Эта статья посвящена одному из возможных вариантов построения эффективной системы бизнес-образования в Российской Федерации. Речь идет о послевузовском бизнес-образовании сотрудников коммерческих компаний в формате от нескольких дней до двух лет. Оговорюсь: ряд выводов статьи носит заведомо полемический характер.
Модель построения сильной бизнес школы достаточно полно изложена в книге Питера Лоранжа "Новый взгляд на управленческое образование" (1). Однако в силу многих причин прямое применение этой модели затруднено. Во-первых, это модель зрелой европейской бизнес-школы с большой историей. Насколько она годится для российского вуза или бизнес-школы, не ясно хотя бы из-за явных затруднений с академической (научной) составляющей наших учебных заведений. Во-вторых, это модель громоздкая, полномасштабная, сложная для восприятия. Ее непросто понять как сотрудникам российских бизнес-школ, так и их потенциальным клиентам.
В развитых странах бизнес-образование в первую очередь ассоциируется с программами MBA, то есть с длительными форматами. Однако при развитии российского бизнес-образования необходимо учитывать, что даже западные специалисты в этой области выражают сомнение в эффективности программ MBA. В статье Джонатана Гослинга и Генри Минцберга ‘The Education of Practicing Managers, MIT Sloan Management Review’ (2) подчеркивается, что традиционные методы не позволяют организовать процесс обучения, необходимый менеджерам-практикам. Бизнес-школы гордятся тем, что учат стратегии и развитию новых продуктов, пишут Гослинг и Минцберг, однако их программы МВА серьезно не переоценивались с 50-х гг. прошлого века.
Известные в мире американские программы MBA, рассчитанные на двухлетнее очное обучение, отрывают менеджеров от практики и не соответствуют принципу постоянного повышения квалификации, поскольку являются масштабными разовыми мероприятиями. В силу таких недостатков и постулируемого перехода к экономике знаний формат MBA подвергается критике и, весьма вероятно, уступит место базового звена бизнес-образования совокупности менее продолжительных форматов обучения. Так, например, в одной из статей, посвященных бизнес-образованию (3), упомянут кризис "классических" двухгодичных программ MBA. В основе кризиса – резкое ускорение изменений в бизнесе, превращение рабочего процесса во многих компаниях в непрерывное производство и использование новых знаний. Традиционные формы бизнес-образования сегодня далеко не всегда способны угнаться за практической экономикой знаний. Если менеджер работает в одной из компаний, построенных в соответствии с принципами такой экономики, то за два года он попросту отстанет от своих коллег. Поэтому все меньше успешных молодых сотрудников компаний изъявляют желание провести один-два года даже в самой престижной бизнес-школе. Состав слушателей на программах MBA в США и Европе заметно изменился в сторону большей доли студентов с минимальным опытом работы или вообще безо всякого опыта.
Часто считают, что главное отличие образовательного формата MBA от первого высшего образования состоит в усилении преподавания именно управленческих компетенций менеджеров, искусства руководить. Кроме того, формат MBA более практичен и более актуален. Однако нельзя не замечать существенного внутреннего противоречия программ MBA. Они, являясь высшей формой обучения менеджеров, наращивают объем знаний и навыков, передаваемых слушателям именно к концу обучения, когда сами слушатели совершенно не могут влиять на то, чему их учат. В этом смысле программы MBA важны и необходимы, но они являются промежуточным этапом на пути к тем форматам образования, в рамках которых слушатель осознанно сделает выбор в пользу не общих, а необходимых именно ему или его компании знаний и навыков. Их он будет получать, уже обладая системным знанием о бизнесе.
В перспективе модель образования в карьере менеджеров, видимо, будет строиться по схеме: высшее образование; практическая работа; MBA в несколько сокращенном формате; практическая работа; систематическое повышение квалификации (актуализация знаний и навыков) в среднем формате по 50-150 часов.
Рассмотрим недостатки действующей в РФ системы бизнес-образования. Хорошие программы дополнительного образования, в том числе МBА и ЕМBА, существуют в таких вузах, как, например, АНХ при Правительстве РФ и ВШЭ. Но их мало. Один мой знакомый, директор финансовой компании, так сказал о своем заместителе, прошедшем российскую программу EMBA: "Он явно углубил и систематизировал знания, предлагает много новых, интересных идей". Однако большинство образовательных продуктов для бизнеса не имеют ясной и конкретной цели. Например, можно встретить такое объявление о назначении программы MBA: "Программа Х ориентирована на лиц, имеющих высшее образование и желающих получить профессиональные знания в области обеспечения хозяйственной деятельности". При такой постановке вопроса главной целью слушателя становится получение диплома. Отсутствие четкого представления о задачах, которые решаются в рамках образовательного продукта, обусловливает отсутствие понятной структуры и взаимосвязи между отдельными предметами и темами программы. Редко встречается ориентация на удовлетворение подлинных интересов клиентов. На сайтах ведущих вузов, за небольшим исключением, нет даже формальных исследований спроса на образовательные продукты. На словах многие вузы практикуют оценку своих образовательных продуктов и преподавателей слушателями и их работодателями. На деле это скорее маркетинговый прием, чем практический подход. О качественном анализе обратной связи с клиентами и сделанных на его основе практических выводах информации мало. Немногие руководители образовательных учреждений готовы ответить на простой вопрос: кто из их сотрудников несет ответственность за качество и актуальность конкретных образовательных продуктов?
Практически в любой команде преподавателей имеются середнячки. Есть такая житейская классификация преподавателей: одним ничего не говорят после лекций, другим говорят "до свидания", третьим говорят "большое спасибо, до свидания". Последних, как правило, бывает не так много. Классическая для большинства образовательных учреждений проблема поиска хороших преподавателей – есть отличные преподаватели, плохо знающие практику, и есть отличные практики, мало понимающие в преподавательском ремесле, – в настоящее время усугубляется: кроме симбиоза учителя и практика нынешний успешный преподаватель должен быть еще и тренером, чтобы оттачивать бизнес-навыки слушателей. Быть единым в трех лицах непросто, это требует систематического повышения квалификации.
Мало дается практических знаний, причем в актуальной интерпретации. В докладе "Об итогах эксперимента по осуществлению подготовки кадров высшей квалификации по программам МВА" (4) говорится: "Критерий 1.11. "Связь с бизнесом" также следует отнести к наиболее проблематичным… Как показала экспертиза, академическая традиция в российском бизнес-образовании пока еще весьма сильна, и, более того, ее живучести способствует и нынешняя политика выработки образовательных стандартов, а также процедура аккредитации в российской системе высшего образования, в которой развитие навыков не принимается во внимание". О явном дефиците практических знаний как основном недостатке российского бизнес-образования пишет в своей статье и самый активный участник реформирования этого направления в образовании, председатель совета директоров Группы компаний "Тройка Диалог" Р.К. Варданян ("Мы не будем копировать Гарвард"; 5).
Слушателям, за редким исключением, не нужны вчерашние и послезавтрашние знания. Преподавателям же нелегко отказаться от демонстрации своей эрудиции и рассказов о былом. Не учитывается тот факт, что у востребованных менеджеров крайний дефицит времени. Они не могут надолго оставить рабочее место. Даже в небольших 60-70-часовых программах дается много лишних знаний. Чаще всего это относится к курсам с весьма расплывчатыми названиями, таким как "деловая среда", "коммуникативный менеджмент", "глобализация" и т.п. В программах переподготовки и MBA освоение 40- и 60-часовых лекционных курсов может быть приравнено к изучению учебника в 400-600 страниц. Возникает вопрос: нужно ли это слушателю и какой объем знаний он будет реально использовать на практике, например через год-два? Особенно если вспомнить, что по базовой специальности чаще всего читается не более 40% лекций, остальное является информацией о смежных специальностях. Пусть это прозвучит несколько категорично, но лишние знания в бизнес-образовании скорее вредны. Они как минимум затрудняют поиск и использование нужных знаний.
Информацию для преподавания практикам очень часто путают с одноименной отраслью науки. Отрасль науки неизбежно включает в себя:
1. Теоретические походы – принципы, методологию и т.п.
2. Перечень основных проблем.
3. Взгляды известных специалистов.
4. Генезис отрасли.
5. Сравнительный анализ данной отрасли и других отраслей и международную специфику.
6. Действующие парадигмы и подходы.
7. Прогнозы дальнейшего развития.
Менеджеру компании пункты 1-5 нужны редко, зато необходимы пункты 6 и 7. Таким образом, та часть информации, которая относится к науке в ее классическом понимании, является избыточной для практической работы корпоративных менеджеров. Если менеджер захочет получить больше научных знаний, он поступит в аспирантуру.
Можно вспомнить и другие недостатки. Например, преподаватели, как правило, незнакомы с курсами, которые читают их коллеги. Из-за этого конкретная программа не может считаться системной и продвинутой. Объединяет материалы в единую программу чаще всего ее руководитель, который нередко сам не является преподавателем. Преподаватели разных дисциплин об одной и той же проблеме могут рассказывать противореча друг другу и запутывая слушателей. Далеко не везде систематически учат самих преподавателей, хотя в условиях существенного роста как экономики, так и уровня слушателей уровень подготовки преподавателей должен расти опережающими темпами. Или возьмем пресловутые кейсы, посвященные ситуации в западных компаниях в 1990-е гг. Многие из них просто устарели.
Общие выводы не слишком утешительны. В бизнес-образовании явно господствует предложение образовательных продуктов, а не спрос на них. Это предложение по большей части представляет собой продажу большого количества часов преподавания с выдачей диплома (сертификата и т.д.). Хорошие образовательные продукты есть, но их немного, и они не вполне эффективны. Опросы автором ряда слушателей программ MBA известных вузов относительно эффективности этих программ никогда не давали оценки более 70% от реально достижимой.
Новый подход к бизнес-образованию означает прежде всего построение системы критериев его оценки. Сначала определим главный критерий оценки образовательных продуктов для бизнеса. Пусть это будет соотношение полученных слушателями полезных знаний и навыков к стоимости и продолжительности занятий. С этим критерием, скорее всего, согласится большинство клиентов, желающих получить дополнительное бизнес-образование. Полезные знания – это новые и эффективные на практике закономерности, формулы, методики и модели, выделяемые слушателями из общего материала. Далее установим систему критериев оценки качества образовательных продуктов. Это может быть: точное указание целей образовательного продукта; стоимость и продолжительность программы; правильный выбор и соотношение предметов; квалифицированные преподаватели; актуальные темы и проблемы; эффективные методические подходы. Возможны и другие критерии. Скорее всего, их наберется не более 10.
Российский рынок бизнес-образования постоянно меняется и модернизируется. В качестве примера можно привести программы "Мини-MBA" Русской школы управления, многочисленные программы дистанционного бизнес-образования, а также новые программы иностранного происхождения и т.д. Базовый вопрос, который мы должны задать сами себе: возможно ли в рамках одного образовательного продукта или их системы существенно улучшить все упомянутые критерии качества бизнес-образования, то есть подняться на новый уровень? Упомянутые выше проекты демонстрируют улучшение только отдельных критериев.
Рынку бизнес-образования в РФ уже более 15 лет, он готов к существенному повышению эффективности. Основа эффективного бизнес-образования – квалифицированные преподаватели – уже есть. На рынке имеются специалисты, которые накопили практический опыт, пишут хорошие прикладные книги и умеют доносить до слушателей свои идеи. Существенно выросло качество российского менеджмента и уровень обсуждения проблем менеджмента. Растет спрос на хорошее бизнес-образование и соответствующие бюджеты компаний. Все это позволяет сделать вывод о том, что при надлежащей работе качество образовательных продуктов для бизнеса (соотношение полезных знаний к стоимости и продолжительности занятий) может быть повышено в несколько раз. В рамках нового подхода к бизнес-образованию сгруппируем требования к образовательным продуктам по трем основным позициям: кто обучает, чему обучает и как обучает.
Кто. Привлечение только квалифицированных преподавателей (тренеров), имеющих практический опыт работы (как минимум консультантами). Президент Российской ассоциации бизнес-образования Л.И. Евенко дал такое определение подобным преподавателям: "…преподаватель-звезда, который знает реальность, владеет теорией, держит аудиторию, может заставить людей взаимодействовать и который способен работать в аудитории с директорами любого уровня, – достаточно большая редкость в наших бизнес-школах" (6). Заявленное выше "простое" требование привлекать только квалифицированных преподавателей на практике реализовать очень сложно, но можно: с одной стороны, налицо нежелание "звезд" подчиняться факультетской дисциплине, с другой – появилось целое поколение новых сильных консультантов, которые при соответствующей оплате готовы работать на условиях частичной занятости в ведущих бизнес-школах (вузах). Но даже такие преподаватели должны постоянно подвергаться мониторингу со стороны рынка.
Российская ассоциация бизнес-образования совместно со специалистами из АНХ проводит очень важную работу – организует семинары для преподавателей, а также руководителей и администраторов программ МВА (7). Кроме того, РАБО начала сертификацию профессиональных тренеров в области бизнес-образования. Однако, на мой взгляд, этот шаг является промежуточным, в силу того что такая сертификация не предусматривает подробной шкалы квалификации бизнес-преподавателей, а делит их только на два класса: с сертификатом и без оного. С точки зрения искушенного слушателя-заказчика, сертификат может получить тренер, который по нашей обычной школьной системе оценок имел бы итоговую оценку "три с плюсом". Рынок же, как представляется, заинтересован в существенно более детализированной оценке и, соответственно, более подробной шкале квалификации тренеров. Такая шкала обсуждалась ведущими преподавателями ИНЭС. В скором времени она будет представлена как отдельный проект на сайте www.inesnet.ru. Весьма полезный документ – "Модель тренерских компетенций" – можно найти на упомянутом выше сайте РАБО http://www.rabe.ru/new/rus/index.htm
Что. Необходимо ясно формулировать главную цель и задачи образовательного продукта, позволяющие решить конкретные проблемы клиентов. Исходя из цели и задач, программа как набор определенных знаний должна представлять собой композицию из запросов слушателей, их работодателей, ведущих специалистов рынка в данной области и, наконец, преподавателей. Перечень навыков также должен определяться с учетом мнений указанных категорий людей. В этом случае обоснованность содержания обучения (она должна формально подтверждаться опросами, анкетами, аналитикой и т.д.) явно повысится. Преподаватель должен быть готов обосновать значимость каждой изучаемой темы (формируемого навыка) по критериям либо важности, либо частоты возникновения проблем, либо иным способом. В случае длительного формата обучения важно уточнить, какие курсы (дисциплины) являются для менеджеров обязательными (базовыми), а какие второстепенными. Представляется, что перечень базовых предметов невелик: менеджмент, финансы, маркетинг, право. Целесообразно прочесть короткую вводную лекцию о целях, задачах и структуре курса. Материал должен быть актуальным, то есть должен отражать то, что есть в этом направлении сегодня, и то, что будет завтра. Нужно меньше академизма и больше практики.
Как. Лекционные занятия необходимо проводить в новом формате – с практическим уклоном, как можно короче, но не в ущерб качеству. При этом знания должны оцениваться как функция прироста стоимости труда менеджеров, прошедших обучение. Возможна следующая модель:
- основные правила игры и закономерности;
- рекомендуемая модель или набор эффективных и выполнимых рекомендаций;
- существующие проблемы и способы их решения;
- практические перспективы.
Подобный совершенно новый подход не стыкуется с практикой многих российских вузов, работающих в сфере бизнес-образования. Это и понятно: большинство вузов продают знания "на часы": больше часов – больше заработок. Обычный подход в вузах: "Иван Иванович, а Вы не могли бы прочитать 30 часов, а лучше 40 часов?" С точки зрения спроса на содержание образовательных продуктов для бизнеса совсем иная ситуация: слушатели хотят, чтобы их обучил успешный менеджер (который хорош и как преподаватель). Какой объем знаний преподаватель должен передать слушателю? Такой, какой в состоянии качественно передать опытный менеджер. А это материал на 8-12-16 часов занятий (если материал будет по-настоящему "сжат"). За эти 8-12-16 часов профессионал-преподаватель сможет передать слушателям только самую важную и нужную информацию, которая, как показывает практика, существенно лучше структурируется. Отсутствие лишней информации обусловливает элитность образовательных продуктов, преподавателей и слушателей: слабый преподаватель за 8-12 часов не сможет рассказать главное, а неподготовленный слушатель – воспринять такой объем информации. Мне удавалось излагать основы нескольких сложных курсов за 8 часов. По моей просьбе один из ведущих российских специалистов по стратегическому менеджменту прочел содержательную обзорную лекцию по этому предмету за 2 часа 7 минут.
Такой подход вполне реален, но он, конечно, далеко не всем под силу. В отдельных случаях возможны и гораздо более продолжительные курсы по базовой специальности, но не в обычном малоинформативном изложении, а как несколько десятков содержательных академических лекций с тренингами, кейсами и т.п. Предлагаемый подход применяется как средство концентрации (сгущения) знаний, которое поможет за единицу времени обучения изложить большее количество единиц полезных знаний.
Освоению практических занятий должно уделяться не меньше времени, чем теории. Нужно дать возможность слушателям совместно работать и общаться. В частных беседах слушатели признаются, что глубокое понимание проблем и путей их решения достигается именно во время активных занятий, когда рождается система взаимосвязей теории, методологии и практики бизнеса. В вышеупомянутой книге Питера Лоранжа "Новый взгляд на управленческое образование" описываются современные методы обучения в школах бизнеса. Среди наиболее популярных технических средств обучения – мультимедийные технологии, используемые для распространения результатов исследований и в педагогическом процессе, интернет-технологии, в том числе виртуальные аудитории, сетевое обучение и обмен информацией.
Кроме того, есть еще несколько обязательных моментов. Обучение должно сопровождаться большим количеством методических материалов, имеющих практическую направленность. Преподаватели обязательно должны быть знакомы с материалами своих коллег. По каждой образовательной программе должна быть формализована и выделена функция идеолога (стратега), основной задачей которого является регулярная актуализация программы. На данном этапе директор программы чаще всего выполняет административные, а не креативные функции. Образовательное учреждение должно иметь эффективную службу трудоустройства и отслеживать карьерный рост своих слушателей.
Из вышеизложенного проистекают новые дополнительные критерии качества бизнес-школ: как именно реализуется обратная связь с рынком; есть ли систематическое обучение преподавателей; используется ли сжатый формат. Основные заказчики продуктов в сфере бизнес-образования – крупные компании. Для них целесообразно ввести не программу обучения отдельных менеджеров, которая может только усугубить квалификационную разницу между ними, а командную модель роста квалификации. Эта модель корпоративного повышения квалификации как генеральный процесс для всей компании может выглядеть следующим образом.
Обучение должно строиться как командный (коллективный) процесс, который направлен не столько на выращивание отдельных звезд, сколько на подъем общего уровня знаний и навыков команды основных менеджеров.Обучению должно обязательно предшествовать информационное обследование, причем не только с целью уяснить специфику компании и перечень актуальных для нее проблем, но и чтобы найти внутренних преподавателей – тех, чьи знания и опыт необходимо распространять.
Общая структура разделов: 40% – базовые и общие дисциплины для менеджеров всех специальностей и уровней; 20% – прикладные знания, навыки работы и перспективы в конкретной компании; 40% – специальные дисциплины для конкретного департамента и, может быть, отдела. Второй раздел должен читаться внутренними преподавателями.
Конечно, изложенный выше подход многие могут расценить как упрощенный и спорный. Однако, на мой взгляд, если такой подход будет реализован конкретным образовательным учреждением, это принесет существенную пользу его клиентам. А на следующем этапе развития бизнес-образования можно будет решать более тонкие и красивые задачи.
Примечания
1. Лоранж П. Новый взгляд на управленческое образование. М.: Олимп-Бизнес, 2004.
2. Executive, Ward Howell International, Original article: http://www.e-xecutive.ru/education/articles/article_4001
3. http://www.e-xecutive.ru/education/business/foreign/article_4416/
4. http://www.rabe.ru/new/rus/m32_33.htm
5. http://www.e-xecutive.ru/
6. Финансовые известия. 2006. 2 апреля.
7. http://www.rabe.ru/new/rus/index.htm