Современное состояние и перспективы развития рынка телематических услуг
Статья посвящена положению дел в одной из наиболее перспективных отраслей телекоммуникационной сферы — телематике, предметом которой являются программно-аппаратные комплексы для дистанционного мониторинга и манипулирования информационными и материальными объектами путем передачи запросов и команд системе управления объектом.
Валерий Артюхин, Андрей Шевченко, Филипп Мастяев
Современное состояние и перспективы развития рынка телематических услуг
"Экономические стратегии", №4-2006, стр. 72-77
Артюхин Валерий Викторович — к.э.н., декан факультета программирования Московской финансово-промышленной академии. Мастяев Филипп Алексеевич — преподаватель кафедры информационных систем МФПА. Шевченко Андрей Александрович — к.э.н., зав. кафедрой информационных систем МФПА. |
Телематика и телематические услуги – что это?
Рынок телематических услуг является одним из сегментов бурно развивающегося рынка информационных технологий и, в свою очередь, демонстрирует высокие темпы роста. Мнения разных людей и организаций о том, что же есть телематика, сильно расходятся. Есть и конкретизирующие определения, например "управление удаленными объектами", "новейшие электронные устройства в автомобилях", и весьма расплывчатые – все, что не является телефонией и передачей данных без их дополнительной обработки. Многие специалисты в области информационных технологий вообще считают условным деление на телефонию, телекоммуникации и телематику. Интересно, что все эти точки зрения и определения в той или иной мере верны, хотя ни одно из них не является точным или исчерпывающим. В результате при рассмотрении какой-либо новой услуги можно надолго задуматься: является она телематической или нет. При этом анализ и описание рынка телематических услуг затруднены по причине отсутствия четкого определения термина "телематика". Наиболее часто встречающимися трактовками телематики являются следующие:
- управление удаленными объектами;
- системы автомобильной электроники: системы активной безопасности, системы мониторинга действий водителя, интеллектуальные (адаптивные, настраиваемые под водителя) системы управления автомобилем, автоматизированные и роботизированные системы управления движением автомобиля;
- симбиоз телевидения и компьютерных устройств для интегрированной обработки и передачи данных;
- все виды дистанционного доступа к данным, за исключением телефонии, требующие промежуточной обработки.
Обобщая все перечисленные трактовки, можно ввести следующее определение термина "телематика". Телематика – это программно-
аппаратные комплексы для дистанционного мониторинга и манипулирования информационными и материальными объектами путем передачи запросов и команд системе управления объектом. Обратимся к историческим корням термина: tele – далеко (греч.), maticus – управление, манипулирование (лат.). Таким образом, телематика – удаленное управление, манипулирование.
Области применения и сегментация рынка
Среди основных областей применения телематики и телематических услуг можно назвать следующие:
- интернет-сервисы: хостинг сайтов, on-line-сервисы, поиск, доступ, редактирование информации;
- автомобильная электроника и системы управления;
- телефония: голосовая почта, IP-телефония, службы текстовых и мультимедийных сообщений (SMS, EMS, MMS);
- системы позиционирования: GPS, ГЛОНАСС, Galileo;
- медицина: дистанционная медицина, проведение операций, консультаций, устройства для оказания экстренной помощи;
- дистанционное образование: on-line-доступ к материалам учебных курсов, проведение on-line- лекций, семинаров, консультаций;
- корпоративные системы: коммуникационные системы для передачи голоса и данных, системы управления и поддержки принятия решений;
- промышленные системы: мониторинг и удаленное управление станками, промышленными роботами;
- роботехника: дистанционное манипулирования материальными объектами;
- нанороботы и нанотехнологии: управление сверхмалыми объектами.
С учетом приведенной классификации областей применения телематических услуг можно выделить следующие группы областей применения:
- информационные сервисы: интернет-сервисы, телефония, интернет-телевидение и телевидение "по запросу";
- системы дистанционного мониторинга и управления: автомобильная электроника, медицина, промышленные системы, роботехника, нанороботы и области их применения;
- системы связи и управления: корпоративные информационные системы, информационные системы в области информирования населения.
Как и в случае с общей классификацией информационных технологий "по формам существования", можно выделить несколько основных групп информационных технологий, которые обеспечивают предоставление телематических услуг:
- аппаратное и техническое обеспечение – компьютерное, сетевое и коммуникационное;
- информационное алгоритмическое обеспечение – алгоритмы обработки данных и транспортные протоколы;
- обеспечивающие и функциональные технологии – "шаблонные" технологии по организации сетей и управлению: электронная почта, IP-телефония, электронные конференции, центры вычислений и обработки данных "по запросу";
- прикладные задачи пользователя – те задачи, ради которых все информационные технологии разрабатываются и приносят доход пользователю при корректном использовании.
Каждая телематическая услуга использует некоторую среду передачи данных или голоса (а очень часто и то и другое), но тарифицируется оператором, предоставляющим ее, специфическим образом. Например, предоставление доступа в Интернет – это передача данных, и оплата его пользователем производится на основе израсходованного трафика. Мобильная связь – это передача голоса, и тарифицируется она в большинстве случаев по времени разговора. С другой стороны, передача голоса с компьютера пользователя на удаленный телефон посредством канала передачи данных (IP-телефония) требует дополнительной обработки провайдером такой услуги, дополнительного программного и аппаратного обеспечения, а также, в определенных точках, шлюзов между компьютерным и телефонным оборудованием и преобразователей цифровых данных в аналоговые (и наоборот). Такая услуга в силу означенных причин не может быть тарифицирована как простая пересылка данных от одного пользователя другому по электронной почте – здесь нужен специфический подход.
Корпоративные пользователи и физические лица (и в России, и на Западе) часто пользуются телематическими услугами, даже не подозревая об этом. В частности, к телематике относится:
- создание корпоративных распределенных телефонных сетей с единой нумерацией посредством наложения виртуальной телефонной инфраструктуры на существующие сети;
- объединение аудиосвязи, видеосвязи и возможностей пересылки данных в единый сервис для проведения виртуальных конференций и организации работы распределенных коллективов;
- дистанционное или смешанное обучение с возможностью передачи обучаемым потоков аудио- и видеоданных, а также с возможностью вести удаленный диалог с преподавателями в реальном времени;
- дистанционная диагностика людей – в населенных пунктах, где нет развитой сети медицинских учреждений или специализированных лабораторий, можно оборудовать кабинет диагностики, в котором при помощи сети датчиков собирается информация о состоянии пациента; затем по каналам передачи данных она транслируется в головное учреждение для анализа и выработки рекомендаций;
- организация центров обработки вызовов;
- голосовая почта, к которой многие из нас давно привыкли, также относится к телематическим услугам, поскольку ее провайдеру необходимо не просто сообщить вызывающему, что абонент недоступен, но также хранить сообщение автоответчика каждого конкретного пользователя услуги и все сообщения, которые ему поступают, до момента, когда он сможет их прослушать.
Отдельно стоит сказать о блоке телематических услуг, связанных с системами глобального позиционирования объектов (GPS). Под объектами могут подразумеваться люди, персональные автомобили, городской транспорт, поезда и даже космические объекты (в том числе МКС). Возможности этих услуг трудно переоценить. В частности, они включают:
- слежение за местоположением, скоростью и траекторией движения автомобиля, а также, при наличии дополнительных датчиков, за его состоянием, например за уровнем бензина в баке. Автомобилистам сегодня предоставляются дополнительные услуги, например информация о пробках на дорогах, транслируемая водителям в реальном времени, что позволяет спланировать и в случае необходимости скорректировать свой маршрут во избежание простоя в пробке;
- контроль движения железнодорожных поездов;
- слежение за городским транспортом и возможность информировать ожидающих пассажиров о времени его прибытия;
- "антикиднеппинг" – объект снабжается каким-либо гаджетом, в который вмонтирован датчик позиционирования, и затем оператор специальной службы отслеживает перемещения объекта в рамках определенной безопасной зоны. Как только объект покидает эту зону, сигнал об этом сразу же передается в соответствующую службу;
- многопользовательские игры, основанные на определении местоположения противников.
Технологии реализации подобных услуг могут быть различны, но в наиболее простом случае на объекте (или во владении человека) имеется GPS/GSM терминал. С помощью GPS определяется местоположение объекта, с помощью GSM эти данные пересылаются оператору услуги, который обрабатывает полученную информацию и передает ее тому, кому она необходима.
В случае, когда помимо определения положения требуется удаленная диагностика оборудования, например автомобиля, указанный терминал GPS/GSM дополняется необходимыми датчиками. Стоит отметить, что в настоящее время на западном рынке доминируют именно телематические услуги и устройства, связанные с автомобилями. Чтобы сделать такой вывод, достаточно просто оценить количество компаний, занятых в данном секторе, а также количество номинаций, которое отводится в различных международных конкурсах под устройства и услуги для автомобильной телематики.
Конечно, приведенные примеры не исчерпывают весь список телематических услуг. В Европе этот рынок растет на 400% в год. Количество различных телематических услуг давно перевалило за две сотни и продолжает расти. В России рынок телематики начал формироваться в 2000-2001 гг. Интересно, что, несмотря на возможности российских операторов по реализации большого числа телематических услуг, лишь часть из них пользуется большим спросом. Дело в том, что потенциальные пользователи во многих случаях просто не знают о наличии той или иной услуги, а если и знают, то не всегда способны оценить ее полезность. Очевидно, это дело будущего. Что же касается блока GPS-телематики, то сдерживающим фактором, как это часто бывает в нашей стране, является регламентация.
При оценке перспектив телематики можно рассматривать два ее аспекта: технологический и социальный. С технологической точки зрения очевидно, что в ближайшее время будут распространяться все более совершенные устройства, использующие услуги телематики. Уже сегодня очевидно, что лидирующее положение на данном рынке услуг займут те компании, которые сведут большинство телематических услуг воедино и будут предоставлять их, используя одну и ту же среду передачи данных. Сегодня примером такой компании может служить компания "Стрим", которая в собственной среде передачи данных (ADSL-соединение) предлагает как доступ в Интернет, так и доступ к различным телепрограммам – пакет "Стрим-ТВ". Идеалом потребителя является единый домашний центр, используя который, он получает доступ к большинству телематических услуг. Устройства такого рода уже имеются на рынке, например игровые консоли.
Уже есть микроскопические приборы, которые можно вживлять под кожу человека при помощи шприца. В этих устройствах может храниться как информация о его текущем состоянии (вкупе с историей болезни), так и идентификационная информация (а также биометрические данные), которую можно прочесть при помощи сканера. Преимущества таких устройств очевидны: их трудно подделать, украсть или потерять. Они могут использоваться как медицинскими службами, так и банкоматами, например. В настоящее время существуют устройства, где экстренный вызов (например, медицинской службы или охраны) осуществляется с помощью одной кнопки. В случае кризисной ситуации сигнал с такого устройства, оснащенного также GPS-приемником, мгновенно придет по адресу, и человеку можно будет оказать помощь. Двигаясь по пути технического прогресса, человек склонен минимизировать устройства, интегрировать нескольких типов функциональности в одно устройство. Конечно же, в телематике, как и в большинстве отраслей, наиболее важен ее социальный аспект. Телематические услуги и технологии могут многое дать транспорту, медицине, образованию.
С 2003 г. на московском городском пассажирском транспорте применяется технология автоматического подсчета количества входящих и выходящих пассажиров в Автоматизированной системе мониторинга пассажиропотоков – АСМ ПП. Инфракрасные и тепловые приемо-излучатели располагаются в дверях автобуса, трамвая, троллейбуса, навигационно-связной контроллер обеспечивает накопление данных о пассажирах, фиксируя места входа / выхода по данным спутниковой навигации. Полученные данные накапливаются в постоянно хранимых базах данных пассажиропотоков. В дальнейшем они обрабатываются прикладными программными средствами в соответствии с потребностями автопарков и городской администрации. Обеспечивается автоматизированный анализ пассажиропотоков по трассам маршрутов, по конкретным остановочным пунктам, по часам суток, дням недели, сезонам. Внедрены системы автоматизированного контроля проезда пассажиров. Ведутся работы по удаленному мониторингу состояния транспортных средств.
В медицине телематика (или телемедицина) давно используется для удаленной диагностики сложных заболеваний, в частности онкологических. При этом изображение наблюдения вместе с данными заносится в компьютер и по различным каналам связи передается консультирующему специалисту. Благодаря созданию сети можно консультировать сложные для диагностики случаи на большом расстоянии, формировать архив видеоизображений редких заболеваний, сопоставлять мнения ведущих специалистов и собственный опыт, чтобы поставить более точный диагноз, вырабатывать тактику ведения больного. Это направление также бурно развивается.
Дистанционное образование с использованием информационных технологий, предоставление необходимых материалов и консультаций в реальном времени на расстоянии позволило студентам учиться без привязки к учебному заведению. Разрабатываются электронные системы управления учебными заведениями. В небольшом обзоре невозможно перечислить все области применения телематики. Однако очевидно, что эта отрасль бурно развивается и способна принести реальную пользу.
Сегменты рынка телематических услуг и темпы их роста
Рассмотрим три сегмента применения телематики и телематических услуг: "сетевую" и автомобильную телематику, а также новый сегмент – нанотелематику.
Сетевая телематика. Специфика западного рынка телематических услуг заключается в том, что большинство сетей передачи данных возникли достаточно давно. В настоящий момент они лишь обновляются и совершенствуются. Россия в этой области отстала на 10-15 лет. Это привело к тому, что западные компании активно зарабатывают деньги на предоставлении услуг, а российские игроки вынуждены заниматься созданием сетевой инфраструктуры. При этом числовые оценки рынка телематических услуг не выглядят объективными. Достаточно взглянуть на отчеты операторов сотовых сетей, чтобы заметить "лукавство": только число абонентов сотовой сети может колебаться в диапазоне 30-40% в зависимости от способа оценки. Тем не менее перспективы развития можно описать достаточно точно.
В ближайшие годы российский рынок телематических услуг будет развиваться в направлении расширения охвата потенциальных пользователей и обновления инфраструктуры. Кроме того, следует ожидать активного роста заказов на построение корпоративных систем, в том числе и телематических. По данным за последние годы, ежегодные темпы роста российского рынка "сетевой" телематики составляли 50-100%. Поэтому после расширения охвата до 85-90% от числа потенциальных пользователей следует ожидать замедления темпов роста, что может произойти уже в ближайшие 2-3 года. Затем основные доходы компаний-провайдеров телематических услуг будут связаны именно с сервисами и качественным ростом, а не с экстенсивным расширением.
Автомобильная телематика. Рынок автомобильной телематики на Западе развивается весьма активно, но практически не развивается в России. Основными проблемами данного сегмента рынка в России являются отсутствие развитой транспортной инфраструктуры, опыта создания и применения телематических сервисов в транспортных системах и недостаточное финансирование.
Основная проблема для западных компаний-производителей и пользователей заключается в постоянном росте стоимости готовых решений. Так, по оценкам экспертов, стоимость телематической системы в 1000 долл. через 5 лет снизится до 300 долл., а через 10 лет – до 100 долл. При этом стоимость систем автомобильной электроники в стоимости автомобиля составляет уже сейчас 30-45%, а в ближайшие годы вырастет до 60%. Замедления темпов роста следует ожидать после широкого внедрения систем X-by-wire ("непрямых" систем управления автомобилем, управляющих через систему сервоприводов с передачей управляющих сигналов через единую сеть автомобиля) и активных интеллектуальных систем управления автомобилем, когда на основных автомагистралях автомобиль сможет двигаться самостоятельно.
Нанотелематика. Данный сегмент является наиболее перспективным и уже сейчас демонстрирует активный рост. Основные области применения нанотелематики – материаловедение, медицина, микроэлектроника, энергетика и бытовые приборы. По перспективам развития нанотелематику можно сравнить с миниатюризацией компьютеров, которая обусловила их повсеместное использование. В данном случае эффект будет достигнут в тех областях человеческой деятельности, где развитие замедлилось достаточно давно. Однако предсказать масштабы развития данного сегмента практически невозможно.