Чтобы быть первой, надо работать
Быть женщиной-лидером — значит быть сильной и прекрасной одновременно. Образцом такого слияния является Светлана Хоркина — двукратная олимпийская чемпионка в упражнениях на брусьях, трехкратная абсолютная чемпионка мира, трехкратная чемпионка Европы. Конгломерат изящества и силы в спортивной гимнастике подразумевается изначально. Несмотря на молодость, Светлана смогла не только добиться замечательных успехов на спортивном поприще. Покинув большой спорт, она успела попробовать себя на сцене, неоднократно снималась — и продолжает сниматься — в модных журналах. Сегодня Светлана Хоркина является вице-президентом Федерации спортивной гимнастики России и много сил отдает этой деятельности. В интервью заместителю главного редактора «ЭС» Ольге Бардовой Светлана Васильевна Хоркина большое внимание уделяет рассказу о работе Федерации и ее общественной миссии, а также проблеме объективности судейства на международных соревнованиях.
Светлана Хоркина
Чтобы быть первой, надо работать
"Экономические стратегии", №4-2006, стр. 88-94
Быть женщиной-лидером – значит быть сильной и прекрасной одновременно. Образцом такого слияния является Светлана Хоркина – двукратная олимпийская чемпионка в упражнениях на брусьях, трехкратная абсолютная чемпионка мира, трехкратная чемпионка Европы. Конгломерат изящества и силы в спортивной гимнастике подразумевается изначально. Несмотря на молодость, Светлана смогла не только добиться замечательных успехов на спортивном поприще. Покинув большой спорт, она успела попробовать себя на сцене, неоднократно снималась – и продолжает сниматься – в модных журналах. Сегодня Светлана Хоркина является вице-президентом Федерации спортивной гимнастики России и много сил отдает этой деятельности. В интервью заместителю главного редактора "ЭС" Ольге Бардовой Светлана Васильевна Хоркина большое внимание уделяет рассказу о работе Федерации и ее общественной миссии, а также проблеме объективности судейства на международных соревнованиях. |
Светлана, расскажите, как Вы попали в гимнастику?
Это произошло, когда мне было четыре года. Я росла очень энергичной девочкой, но была худенькой, часто болела, и мама решила, что мне нужно заняться спортом. Рядом с нашим домом стоял большой спортивный зал, и там была секция спортивной гимнастики, которой руководила мамина знакомая. Она как раз проводила набор. Тренируясь у маминой знакомой, я, понятное дело, пользовалась привилегиями – что хотела, то и делала, например целыми днями до одурения прыгала на батуте. Постепенно я влюбилась в гимнастику, стала выигрывать соревнования. Могла не тренироваться, прыгать на батуте днями и ночами, а потом за несколько дней до соревнований позаниматься и победить. Мне понравилось выигрывать, получать призы. Со временем я поняла: чтобы быть первой, надо работать. Моя спортивная карьера начиналась без особых нагрузок: мне дали свободу, предоставили возможность адаптироваться в зале. А вот когда я решила стать профессиональной спортсменкой и поставила перед собой задачу победить на Олимпиаде, все изменилось.
Когда это произошло?
Когда жена моего тренера увидела меня и сказала: "Смотри, какая девчонка, все время выигрывает! Она так много тренируется, просто трудоголик!" – он возразил на это, что я слишком высокая для спортивной гимнастики. И все-таки жена уговорила тренера, и он стал со мной работать, специально с учетом моего роста подбирал методики. Я не могла ходить на его занятия после обеда, потому что училась во вторую смену, и он бесплатно занимался со мной по утрам. И я ему за это очень благодарна.
Если состоявшегося спортсмена взять за 100%, то как соотносятся природные данные, вклад тренера, упорство в достижении цели?
Мне кажется, вклад тренера и спортсмена делится в соотношении 50 на 50%. Без хорошего, умного, профессионального тренера ничего не добьешься. Если у спортсмена недостаточно природных задатков, тренер сделает что-то, что позволит это компенсировать. Когда спортсмен и тренер совпадают, получается олимпийский чемпион.
Вы с уважением говорите о тренерах и тем не менее во всех интервью заявляете, что не станете тренером. Почему?
Это безумно тяжелая работа, ведь ответственность за ребенка, который постоянно на сборах, ложится на плечи тренера. Мой тренер провел со мной 17 лет, постоянно был рядом, почти не бывал дома. А я не желаю разлучаться с семьей, хочу видеть, как растет мой ребенок. Да и оплачивается такой труд плохо, педагоги получают мизер.
Легко ли Вы адаптировались к жизни вне спорта?
Меня об этом часто спрашивают. Многим тяжело уходить из спорта. К сожалению, государство не предусмотрело механизма, который бы позволил спортсмену вступить в новую жизнь на достойных условиях. Сами понимаете, выдающийся спортсмен – это слава, почет, внимание, а потом все кончается, и некоторые этого не выдерживают, ломаются психологически. За свою спортивную карьеру я успела выступить на трех Олимпиадах – это очень большое достижение, некоторые и к одной Олимпиаде не в состоянии подготовиться. Покинула спорт – и буквально через три месяца забеременела и родила ребенка, поэтому у меня никакой ломки не было.
Вы сейчас являетесь вице-президентом Федерации спортивной гимнастики России. В чем ее миссия? Может быть, тем, о чем Вы говорите, должна заниматься именно Федерация?
Федерация может помочь, но все равно нужна государственная программа, ведь не все федерации имеют возможность достойно устроить спортсмена. Да и проблему медицинской помощи травмированным спортсменам нужно срочно решать на федеральном уровне. Мне повезло, потому что у меня имя, я публичный человек, хорошо известный во всем мире. Я горжусь тем, что прославила родной Белгород. Федерация – это общественная организация. Ее миссия – поощрять развитие спортивной гимнастики на территории РФ, сотрудничать с Агентством по спорту (бывший Госкомспорт), с Олимпийским комитетом, налаживать международные связи. Другими словами, задача Федерации – работать с общественностью.
Почему Федерацию возглавляют в основном бизнесмены, а не люди, имеющие отношение к спортивной гимнастике?
Потому что это общественная организация, она не относится ни к Агентству, ни к Олимпийскому комитету, а существует сама по себе. Для оказания помощи командам и регионам ей требуются немалые деньги. Президентом Федерации должен быть авторитетный и кредитоспособный человек, который вхож в высшие эшелоны власти и может реально помочь гимнастике, а иначе ей не выжить. Одноразовые платежи наших проблем не решат. Спонсоры в гимнастику идут неохотно – это не футбол, не хоккей и не теннис. С другой стороны, гимнастика, если можно так выразиться, самый "медалеемкий" вид спорта. Больше всего медалей всегда приносили спортивная гимнастика и легкая атлетика. Недавно Федерацию возглавил Андрей Леонидович Костин, председатель Внешторгбанка. Видите, сколько бумаг: это все ему, все просят о помощи.
У Вас как у вице-президента Федерации много работы?
Сегодня мы составляем штатное расписание, уточняем, кто и за что будет отвечать. Нужно наделить конкретных людей конкретными обязанностями, чтобы было видно, кто как работает.
Интервью с Вами состоялось благодаря клубу "Леди-лидер" – у нас с этим клубом совместная рубрика в журнале. Как Вы думаете, не противоречит ли понятие "леди-лидер" женской сущности, не мешает ли женщине стремление к лидерству быть женой, матерью?
Посвятить себя семье или делать карьеру? Каждая женщина должна сама решать эту проблему так, как считает нужным. Все зависит от воспитания женщины, от ее характера, менталитета и представления о жизни и собственном предназначении. Может быть, у меня архаичные представления, но я полагаю, что женщина приходит в этот мир для того, чтобы создать семью, родить ребенка и заниматься хозяйством. Однако все люди разные. Сейчас многие женщины идут в бизнес, хотят зарабатывать и быть независимыми. А куда деваться? Не каждый мужчина в состоянии содержать семью.
Сегодня в Европе во многих отраслях, даже в банковской сфере, где изначально превалировали мужчины, увеличивается процент женщин. У нас в России эта тенденция не столь очевидна. По крайней мере, женщин стараются не допускать на руководящие посты, даже если они хорошо справляются со своими обязанностями.
В предыдущей выборной кампании я выдвигалась на пост президента Федерации, но меня не избрали. Видимо, побоялись, что не справлюсь, не рассмотрели во мне женщину-лидера, не поверили в мои силы. А мне кажется, справилась бы. Женщин в России притесняют, есть такое. Вот и в политику особо не пускают. Просто женщин на свете больше, и они хотят быть не хуже мужчин.
А может, это связано с тем, что мужчины теряют свои лидерские позиции? У Вас растет сын. Как Вы его воспитываете?
Во-первых, не сюсюкаю с сыном. Я сразу ему сказала: ты у меня мужчина. Хочу воспитать его сильным, чтобы он был лидером в семье, чтобы знал, что он добытчик, что должен помогать маме, брать на себя ответственность за то, что делает. Я воспитываю его таким же, какой воспитали меня, а у меня характер лидера. Еще хочу, чтобы мой сын был добрым и справедливым, чтобы любил меня, чтобы вырос Человеком. В это понятие я многое вкладываю.
Вы не раз говорили, что хотите заняться судейством. Чем вызвано такое желание?
Я – судья международной категории, у меня есть соответствующий сертификат. Судейство поможет мне шагать в ногу со временем, не отставать от современных веяний в гимнастике. Правда, быть судьей непросто. Судья – это козел отпущения, им всегда кто-нибудь недоволен. В ближайшее время я не планирую заниматься судейством. В данный момент работаю в Международной комиссии спортсменов и в Российской комиссии спортсменов. Об этих организациях не сообщают средства массовой информации, почти никто не знает, чем мы занимаемся, а у нас есть и социальные, и информационные программы. Просто они еще не так хорошо работают.
Я хотела бы продолжить тему судейства. Не секрет, что на Олимпиадах судьи не всегда объективны, особенно по отношению к российской сборной. В чем, на Ваш взгляд, причина такой нелюбви к нашей стране?
О нелюбви к нашей стране говорить смешно. Может быть, и есть дискриминация, но не следует забывать, что в технических комитетах, которые распределяют судей, проводят жеребьевку, нет наших людей. Точнее говоря, Россия не представлена в спортивных властных структурах. Нам следует учиться заявлять о себе и присутствовать везде, где проходят важные для развития спорта мероприятия. Короче, надо работать с судьями, с представителями спортивной власти. Я не имею в виду взятки – мы за руку никого не хватали и не имеем права утверждать, что кто-то кому-то заплатил, – хотя об этом многие говорят. Достаточно вспомнить, как американец упал – и тем не менее выиграл абсолютное первенство. Все возмущались историей с Немовым, был подан протест, но из этого ничего не вышло. Мне кажется, наши юристы должны решительнее защищать спортсменов, когда их снимают с лыжни или занижают их оценки. Надо бороться до конца. Будем надеяться, что ситуация изменится к лучшему, что российские спортсмены перестанут бояться судей. Раньше на Олимпийских играх побеждали самые сильные. Сейчас это бизнес, это реклама, это коммерческие соревнования. Просто стыдно становится.
А может, надо выступать так, чтобы никто не смог придраться?
Сегодня, когда спортивная гимнастика становится все сложнее, это нереально. Не забывайте, что наши тренеры разъехались по миру и всех всему научили. Таким образом, мы сами себе создали конкурентов, но этого было не избежать: в 1990-е гг. многие спортсмены, даже олимпийские чемпионы, которые хотели работать в России, были брошены на произвол судьбы. Запад их, можно сказать, скупил. Сегодня пригласить в сборную нашего тренера из-за границы – проблема.
Как сейчас идет подготовка молодых спортсменов? Возьмем, например, фигурное катание: наши ведущие фигуристы заявили о своем намерении оставить спорт, а замены им нет. У китайцев же, напротив, 10 пар одна за другой.
Я часто езжу в Китай. Как-то заехала на олимпийскую базу, познакомилась с гимнастами – 5 составов один к одному. В КНР спортивной гимнастике уделяется много внимания. У нас в этом виде спорта накоплен огромный опыт, есть богатые традиции, чему многие могут позавидовать, но нужно поднять его статус. Раньше подготовке молодой смены придавалось огромное значение – государство выделяло средства. Сегодня по всей России работает более 40 школ спортивной гимнастики. Загляните в любую школу: бюджетных денег нет, оборудование устаревшее. Новые снаряды стоят дорого, покупать их не на что, а спонсоры не идут. Вот и все – гимнастика не развивается. Мы с президентом Федерации рассылаем письма, чтобы узнать, кто в чем нуждается. Потихоньку будем поднимать.
Правда, есть люди, которые помогают. Вот, к примеру, белгородский губернатор Евгений Степанович Савченко и мэр Белгорода Василий Александрович Потрясаев поддерживают не только спортивную гимнастику, но и вообще развитие спорта в городе и области. Кстати, в Белгороде строится огромный спортивный дворец, у которого будет мое имя.
Есть ли у Федерации стратегия в сфере подготовки спортсменов?
Конечно, у нас существует такая стратегия. Она основана на популяризации спортивной гимнастики – чем больше детей выберет этот вид спорта, тем больше будет у нас чемпионов. Но на все нужны деньги. Сегодня мы нашли средства на проведение международных соревнований "Звезды мира". Это важно: соревнования такого уровня повышают статус России в мировом спортивном сообществе. Теперь мы будем проводить их каждый год.
В сентябре в Москве в спорткомплексе "Олимпийский" пройдут соревнования на Кубок России, где выступят лучшие из участников чемпионата страны. Победители Кубка России поедут на чемпионат мира. СМИ будут широко освещать эти соревнования.
Я хочу, чтобы на телевидении сделали ролики о Кубке России, чтобы на улицах повесили перетяжки с информацией. Если понадобится, готова использовать свое имя для популяризации спортивной гимнастики. Мы хотим привлечь всех членов Федерации и все ее ресурсы, чтобы организовать шоу, посвященное Кубку России.
Вы ушли из большого спорта, но продолжаете заниматься спортивной подготовкой?
Нет, играю в теннис, бадминтон, и то со своей мамой. Немножко качаюсь, совсем чуть-чуть, плаваю. Очень люблю плавать в бассейне. Стараюсь правильно питаться, но разве с маленьким поешь нормально?
Какими качества необходимы человеку, чтобы стать победителем?
Трудолюбие и терпение плюс сильный характер. Меня как-то спросили: что для тебя самое важное? Я ответила: трудиться, трудиться и еще раз трудиться. Чтобы победить, нужен жесткий характер и требовательность к себе. Булка, смоченная в молоке, годится только на котлеты. Приходится соблюдать режим, следить за весом. А ведь как иногда хочется съесть пирожное или выпить вина, посидеть подольше в клубе. Но если ты в большом спорте, то надо решать, что для тебя важнее – дело или удовольствия.
В таком режиме я жила с 4 до 25 лет и ни капли не жалею. Спорт научил меня дисциплине, выдержке и терпению, и это очень пригодилось в жизни. Для меня спортивная гимнастика – это прежде всего работа, это ответственность: ты отвечаешь не только за себя и свою команду – за тобой страна.
Насколько для спортсмена важен моральный настрой, умение собраться?
Настрой зависит, во-первых, от самого спортсмена, во-вторых, от тренера. Самый близкий друг спортсмена – его тренер. У меня всегда было взаимопонимание с тренером, и я считаю, что это залог успеха.
А как сейчас складываются Ваши отношения?
Замечательно. Я уже не выступаю, мы расстались, но расстались тепло, как хорошие друзья. Когда приезжаю в родной Белгород, обязательно захожу в зал. Мой тренер, которому уже 77 лет, все еще работает – набрал маленьких девочек.
Помогают ли спортсменам психологи?
Психологов приглашают, но я не пользовалась их услугами, потому что тренер научил меня собираться, концентрироваться, настраиваться на победу. Я думала о своей программе, о том, как выйду на помост, как уйду. Главное, чтобы все было красиво, чтобы людям было приятно на меня смотреть, даже если я ошибусь. Старалась ни на кого не обращать внимания.
У меня не было права на ошибку – я была лидером, капитаном команды, и от меня многого ждали. Вместе с тренером мы разрабатывали стратегию борьбы: если соперница что-то делала лучше меня, я шла ва-банк, то есть делала какие-то заранее подготовленные сложные элементы.
Значит, спортсмен всегда держит что-то про запас?
Могу говорить только о себе: у меня всегда было что-нибудь приготовлено.
У Вас есть политические амбиции?
Одно время я очень хотела заниматься политикой, потом это прошло. Тем не менее я слежу за политической жизнью. В Общественной палате Центрального федерального округа работаю в комиссии по материнству и детству.
А кино, театр?
У меня есть такой опыт – я играла главную роль в антрепризном спектакле под названием "Венус". Были предложения сняться в кино, но я отказалась. Люблю сниматься в модных журналах. Я снималась в иностранных изданиях журналов Vogue и Madame Figaro. Здесь я имела успех. Камера меня любит, и я ее уважаю.
Что, на Ваш взгляд, необходимо женщине, чтобы быть на высоте?
Искра в глазах, наверное. Ведь глаза – зеркало души. Иногда посмотришь в глаза и видишь, что они светятся, полны энергии. Что еще нужно?
В завершение расскажите, пожалуйста, притчу, которая наиболее ярко характеризует Ваш подход к работе, отношение к жизни.
Мой принцип – всегда быть первой, лучшей во всем. И брать от жизни самое лучшее. Ни в коем случае нельзя лениться.