Мне всегда хотелось большего
Тот, кто захочет проследить творческий путь Светланы Дружининой, обязательно задаст себе вопрос: как могло случиться, что красавица актриса, которой еще далеко было до «возрастных» ролей, находясь на вершине популярности, будучи успешной и востребованной, вдруг добровольно отказалась от этого? Отказалась от роли «первого плана» в пользу роли «за кадром», начав карьеру режиссера. Во имя чего эта жертва? Или для Светланы Дружининой этот шаг вовсе не являлся жертвой?
Наверное, человек может заставить свою жизнь, свою судьбу либо двигаться по кругу, обрекая ее на постепенное и неизбежное замедление и угасание, либо развиваться по спирали, переходя на другие уровни, раскрываясь в новых ипостасях. Безусловно, выход на новый виток сопряжен с риском вовсе быть выброшенным за пределы орбиты. Кроме того, необходим некий мощный волевой импульс. И таким импульсом для Светланы Дружининой послужило то, что ей, по ее собственному признанию, всегда хотелось достичь большего. Ее воля, воля лидера, сделала ее организатором творческого действа, а не отдельным его механизмом.
Режиссер — пожалуй, самая «стратегическая» из всех профессий, связанных с искусством кино, и, конечно, на нем лежит самая большая ответственность. Каким образом эта ответственность соотносится с женским началом, Вы узнаете из беседы Светланы Сергеевны Дружининой с заместителем главного редактора «ЭС» Ольгой Бардовой.
Светлана Дружинина
Мне всегда хотелось большего
"Экономические стратегии", №1-2006, стр. 78-83
Тот, кто захочет проследить творческий путь Светланы Дружининой, обязательно задаст себе вопрос: как могло случиться, что красавица актриса, которой еще далеко было до "возрастных" ролей, находясь на вершине популярности, будучи успешной и востребованной, вдруг добровольно отказалась от этого? Отказалась от роли "первого плана" в пользу роли "за кадром", начав карьеру режиссера. Во имя чего эта жертва? Или для Светланы Дружининой этот шаг вовсе не являлся жертвой? |
В нашем журнале уже четыре года существует рубрика "Леди-лидер". В ней мы знакомим читателей с женщинами, которые многого добились в жизни, беседуем о роли женщины в бизнесе и политике. Как Вы думаете, не противоречат ли друг другу такие понятия, как "леди" и "лидер", может ли женщина стать настоящим лидером или ее главная функция – быть женой и матерью?
"Леди-лидер" – это современный термин, но он ничуть не противоречит внутренней сущности русской женщины. Издревле на Руси женщина была лидером, и не потому, что хотела властвовать, а потому, что наравне с мужем защищала дом, детей и стариков. Она была не просто женой, но другом, соратницей – недаром на старославянский "жена" переводится как "дружина". В русском обществе женщина всегда играла очень важную роль. Не случайно говорят: "Россия – это женское имя".
А сейчас русскую женщину, у которой равенство с мужчиной заложено на генном уровне, пытаются, так сказать, придавить, принизить, "поставить на место", но это никак не получается. Я всегда говорю: "Господи, я так хочу быть покорной!" Предложите мне альтернативу, покажите того, кто сделает лучше меня или больше меня, – и я с удовольствием подчинюсь.
К сожалению, не всегда получается. Мой муж Анатолий Мукасей – гениальный кинооператор. Мы с ним нашли компромисс. Хотя он кинооператор – в кинематографе профессия, казалось бы, зависимая, – а я выступала и в качестве сценариста, и в качестве режиссера, а теперь еще и продюсера, я никогда, особенно на людях, не демонстрирую своих амбиций. Мол, я – лидер, и для меня лидерство – самоцель. Даже когда у нас возникают творческие разногласия, мы преодолеваем их дома, с глазу на глаз. И это правильно, потому что у каждого имеется свой запас достоинства. Заметьте, я говорю не об амбициозности или гордости – гордыня есть смертный грех, – а о достоинстве. Когда покушаются на мое достоинство, я действую решительно и, прямо скажу, беспощадно.
Вы хотите сказать, что женщина лишена тщеславия, что ей не свойственно стремление к власти?
Конечно, свойственно, и это нормально. Известно, что Петр Первый умер, не успев завершить начатый им великий переворот, оставив, как пишут историки, машину недостроенной. Я давно занимаюсь XVIII в. и хорошо знаю, что после смерти царя-реформатора достраивали эту машину женщины. XVIII в. для Российской империи был веком территориальных приобретений, многие новые земли она получила благодаря женщинам. Одна из них – Екатерина Великая. Я внимательно изучила ее дневники, переписку, книги, документы той эпохи и могу сказать, что она с пятнадцати лет, а то и раньше готовилась стать лидером, училась управлять такой страной, как Россия: огромной, богатой, многонациональной и поликонфессиональной.
Управленец – это профессия. Для того чтобы стать управленцем, нужно иметь не просто способности и желание, но и определенные знания и навыки. Это обязательно, а ведь часто бросаются в омут с головой, не зная своих возможностей. Лидировать надо профессионально. Это позволит избежать ошибок и конфликтов, в результате которых гибнут люди и государства. Женщине, которая берется за какое-то дело, я хочу сказать: мало только страсти, нужен талант, опыт, знания, терпение, совершенно сумасшедшее трудолюбие, жертвенность. Все это входит в понятие "лидер", и если этого нет, дело разваливается.
Значит, лидерству можно научиться? Или лидерские качества даются человеку с рождения?
Без сомнения, лидером нужно родиться, но для того, чтобы реализовать лидерские качества, надо многому научиться. Есть, как говорится, Божий дар, а есть земной опыт. Всё вместе делает женщину успешным лидером. Но если Вы рветесь вперед только потому, что хотите быть главной, это плохо кончится.
Наукой доказано, что женщина легче адаптируется к изменениям окружающей среды, она лучше приспособлена к жизни. Почему же в России и в политике, и в бизнесе женщин-руководителей не так много, как мужчин?
А потому что мы наполовину азиаты. Помните, у Блока: "Да, скифы мы, да, азиаты мы…" Стоим одной ногой в Европе, а другой – в Азии, и никуда не денешься, это тоже у нас в генах. В Европе больше женщин-лидеров, в Азии больше мужчин, а мы – на перепутье двух дорог. Россия и в периоды военной агрессии, и в мирное время была уникальным щитом между Европой и Азией. Наверное, нам нужно больше думать о результате, а не о том, кто главный – мужчина или женщина. У Екатерины Второй были уникальные помощники: Орлов, Шувалов, Потемкин. Она умело выбирала себе соратников-мужчин, которые вместе с ней вершили великие дела. Учитывая нашу российскую психологию, можно сказать, что в России женщине-руководителю трудно обойтись без помощи мужчин. Например, сейчас на стадии монтажа я обязательно соберу "консилиум" из друзей и режиссеров, которым покажу свою работу. Это совсем не значит, что я выполню все их пожелания, но очень внимательно выслушаю, что они мне посоветуют. Иногда во время съемок я даю репродуктор какому-нибудь мужчине, который стоит рядом со мной, и говорю: "Пожалуйста, повторяйте за мной команды мужским голосом". Это как-то совершенно иначе действует на людей, на съемочную группу. Мужчины – некая вторая половина мироздания, которая как-то иначе воспринимает и оценивает окружающее. Весь мир делится на мужчин и женщин, они созданы для того, чтобы найти взаимопонимание. И в тот момент, когда это произойдет, на земле наступит мир, любовь и согласие.
Меняются времена, цивилизации, методики выживания, все меняется… Не меняется только человек, генетически он остается таким же, каким был создан. Наша общая задача – не конфликтовать, а найти консенсус, построить, как говорил Сергий Радонежский, сильное семейственное государство. Крепкая семья держится на любви, дружбе, взаимопонимании и терпении. Без этого не бывает семьи, без этого не бывает дела. А хорошее дело – это практически вторая семья. Часто люди целыми днями пропадают на работе, потому что им там лучше, чем дома, – их любят, понимают, терпят, с ними дружат.
В Вашей творческой биографии были и цирк, и балет, и эстрада, и кинематограф. Везде Вы блистали и тем не менее на пике славы перестали сниматься, выбрав профессию режиссера. Чем это объясняется? Разве Вам, такой красивой и талантливой, не хотелось быть на виду?
Может быть, здесь как раз и сказались мои лидерские качества. По материнской линии я происхожу из казаков и, как настоящая казачка, все умею; по отцовской – из священников. Поэтому во мне, так сказать, сочетаются наступательное и миротворческое начала. Несмотря на то что моя актерская карьера шла по восходящей, мне чего-то не хватило, всегда хотелось большего, потому я ушла из этой профессии, хотя мне и предлагали сниматься. Тогда картин было мало, их прокатывали сразу по всему Советскому Союзу. Фильм выходил на экраны, и на следующий день актриса просыпалась звездой.
Уже будучи режиссером, я в процессе написания сценария зачастую придумывала роль и для себя. Например, в фильме "Гардемарины, вперед!" для меня была написана роль Анны Бестужевой, светской красавицы, которая в начале фильма появляется в жемчугах и парче, а в конце – в рубище и с крестом. Очень хорошая, выигрышная роль. Меня утвердил худсовет, уже были сшиты костюмы и парики, но за неделю до съемок я отказалась сниматься, потому что поняла, что не смогу совмещать эти две профессии – актерскую и режиссерскую. Пришлось выбирать – когда одна нога на льдине, а другая на берегу, можно утонуть. И я выбрала любимую режиссуру. Вместо меня Бестужеву прекрасно сыграла Нелли Пшенная. Кстати, мои костюмы и парики ей пришлись впору. Я готовилась стать режиссером, я хотела им быть. Если бы я осталась в балете, то и тут стала бы балетмейстером – мне нравится руководить творческим процессом. Слава богу, мои мечты осуществились. Я занимаюсь любимым делом, и, мне кажется, у меня получается.
Часто говорят, что кино – это режиссерское искусство, ведь актер – профессия зависимая.
Не верьте тем, кто так говорит. Нередко от режиссера можно услышать: "Я сделал фильм". Это неправильно, потому что режиссер – не художник, не писатель, не композитор, он не может творить в одиночку. Кинематограф, телевидение, театр, – это искусство коллективное. Да, действительно – режиссер организует творческий процесс, который сам по себе не что иное, как болезнь. Ему приходит в голову идея, он одержим ею и начинает собирать вокруг себя людей, единомышленников. Он думает: "Вот он, она, они помогут мне избавиться от этой болезни!" Набирая команду, он убеждает, уговаривает, делает все для того, чтобы заполучить нужного ему человека – как влюбленный, который во что бы то ни стало хочет добиться благосклонности объекта своей любви. Он идет вперед через дебри и ведет за собой актеров, художников, операторов, технический персонал. Они ему поверили, и он за них в ответе. Без этих людей не будет фильма, и они не безмолвное стадо, они не случайно собрались на съемочной площадке. Режиссер пригласил их сознательно, они – его помощники, его палитра, которой он пользуется, создавая художественное полотно. Так имеет ли он право сказать в конце "я сделал это один"? У Хемингуэя есть замечательные слова: "Человек один ничего не может". Да, актеры зависят от режиссера, но режиссер несет за них ответственность, и осознание этой ответственности – одно из качеств настоящего лидера. Без этого не бывает никакого дела. Не важно, снимает ли человек кино или делает бизнес на нефти, он ответствен за многих, многих людей. К сожалению, наши новые богачи, которые поднялись на гребне волны в период первоначального накопления капитала, не чувствуют ответственности за свой народ, и в этом проявляется отсутствие у них патриотизма. Когда-нибудь им за это придется расплачиваться.
Очень хорошо сказал Антуан де Сент-Экзюпери: "Ты в ответе за всех, кого приручил". Подбирая творческий коллектив, Вы влюбляете людей в свой замысел и в себя, Вы их приручаете, а потому отвечаете за них.
Господь послал мне уникальных сотоварищей. Увы, многих из них уже нет с нами: "Умирают мои старики, мои боги, мои педагоги". На съемках "Исполнения желаний" я познакомилась с Вениамином Кавериным, в этом же фильме снимались Евгений Лебедев из БДТ, Иннокентий Смоктуновский. Мне довелось работать с такими талантливейшими актерами, как Владислав Стржельчик, Наталья Гундарева, Евгений Евстигнеев. Когда их не стало, вместе с ними умерла какая-то часть моего существа. Эти утраты невосполнимы. Всякий раз, когда уходит актер такого масштаба, думаешь: "Кто может его заменить, кто встанет на его место?" Я не согласна с теми, кто говорит: "Актер – немое создание", мне неинтересны актеры, покорно выполняющие указания режиссера. Творческие конфликты только на пользу делу. Правда, случается и такое: актер не готов к съемке, но ответственность за свою неудачу пытается свалить на окружающих – режиссера, съемочную группу, партнеров, – стремясь таким образом скрыть свою несостоятельность или даже бездарность.
Вы пишете сценарий в расчете на конкретных актеров?
Не всегда. Например, я точно знала, что в "Тайнах дворцовых переворотов" Меншикова должен играть Сергей Шакуров, и в процессе написания сценария ориентировалась на него. Потом я его долго уговаривала, ходила за ним по пятам. Это было в середине 1990-х – непростое время для отечественного кинематографа. Денег не было, а я написала сценарий и стала выбирать актеров. В конце 1995 г. фильм запустили в производство. Я не случайно уговаривала на эту работу Шакурова – роль очень хорошая. И, надо отдать ему должное, он согласился, несмотря на небольшой гонорар, потому что "не продается вдохновение…". Если актер заболел ролью, он идет ей навстречу, не думая о деньгах. Есть такой фильм об актерах – "Сукины дети". Лучше не скажешь. Актеры, особенно талантливые, действительно как дети: очень тонко чувствуют фальшь.
Кроме Шакурова в этом фильме сыграли и другие замечательные актеры, в частности Алексей Жарков. Остермана сыграл Владимир Ильин. Первоначально в этой роли должен был сниматься другой актер, но его не стало, и возникла проблема: где найти Остермана. И вот иду я по коридору "Мосфильма", а навстречу мне Ильин. Он, кстати, внешне необыкновенно похож на Андрея Ивановича Остермана. Кроме того, в "Тайнах дворцовых переворотов" есть два незаслуженно незамеченных актерских дебюта. Это Екатерина Никитина – студентка первого курса ВГИКа, которая великолепно сыграла Елизавету Петровну. Позже она снялась в "Московской саге" и многих других фильмах. Второй дебютант – потрясающий Дима Веркеенко. Он начал сниматься, когда был учеником шестого класса, а закончил студентом. Это уникальный случай в мировом кино: актер рос вместе со своим образом, со временем меняясь физиологически. Его герой – трагический персонаж – Петр Второй. Он умер 14 лет и двух месяцев от роду, и, скорее всего, не случайно. Петр Второй выполнил свою миссию на земле. Его скоротечная, трагическая жизнь должна была доказать, что на Руси нужна власть опытная, сильная и мудрая, а иначе все развалится. Мы, пережившие сумасшедшее десятилетие псевдодемократии, знаем это на собственном опыте. Где демократы, которые звали нас на баррикады и которым мы так верили? И я, честно говоря, пошла за ними. Сегодня следует подвести итоги и сделать выводы. Это беда, которую мы должны пережить все вместе.
Если провести аналогию, с каким периодом в истории России можно было бы сравнить сегодняшнее время?
Думаю, со Смутным временем. Такие времена периодически бывают на Руси. Сейчас мы постепенно выбираемся из этого омута.
А бывало ли так, что Вы никак не могли найти подходящего исполнителя, долго и мучительно искали?
Конечно, так бывает очень часто. Когда я снимала "Принцессу цирка", роль Мистера Икс должен был играть Марис Лиепа. Я знакома с Марисом много лет, мы учились на одном курсе в хореографическом училище. Я позвала его в свой фильм в трагический для него момент: его изгоняли из театра. Но перед тем, как покинуть Большой, Лиепа должен был танцевать последний раз в балете "Спартак". Он пригласил нас с мужем на прощальный спектакль.
И вот в фойе Большого театра перед спектаклем я совершенно случайно встретила удивительно красивого, аристократичного молодого человека, подошла к нему, представилась и предложила сниматься. Это был студент МГИМО Игорь Кеблушек. Он вначале колебался, но на кинопробы все-таки пришел. Несмотря на то что Игорь не был профессиональным актером, пробы прошли успешно – он так органично выглядел на экране, что я решила отказать Марису. Но, прежде чем Кеблушека утвердили на роль, пришлось преодолевать многочисленные препятствия. Во-первых, Игорь был гражданином Чехословакии, во-вторых, ему важно было получить согласие отца – крупного дипломата. Но мучения того стоили! Нужно отдать должное Игорю Кеблушеку – это уникальный человек. Такой самоотдачи, жертвенности, работоспособности, такого безжалостного отношения к себе я никогда не встречала. Игорь великолепно справился с ролью и стал очень популярен в нашей стране – поклонники его буквально преследовали. Вернувшись в Чехословакию после окончания МГИМО, он неоднократно получал предложения сняться в кино, но повторить этот опыт не захотел.
Какие качества Вам больше всего нравятся в людях и какие качества Вы не приемлете?
Доброта, трудолюбие, верность.
А не приемлю предательства, лени и воровства. Вы знаете, лодырь всегда врет – ему нужно оправдывать свою лень. Ну, а кто врет, если верить русской пословице, тот ворует. Все это звенья одной цепи.
Расскажите, пожалуйста, притчу, пословицу или поговорку, которая отражает Ваше отношение к жизни.
Всякий раз в начале дня я молюсь: дал Бог день, даст и пищу. А потом начинается работа, и надо прожить день, пройти свой путь и достойно завершить его, оправдать этот Божий дар своим трудом, своей жизнью.