Фактор холода
Под минус тридцать по Цельсию политическая страсть отмерзает на корню, и тянет элементарно согреться. Митинговать и демонстрировать взгляды представляется возможным только в хорошо отапливаемом помещении…
Когда очень холодно, особое значение приобретает тот практичный человек, в чьих руках энергоресурсы и пресловутые сети…
Стандартный российский политик давно эволюционировал в тусовщика (а может, никогда и не переставал им быть) и больше озабочен сохранением достигнутых тусовочных позиций, чем интересами каких-то там масс…
Информация в нашем мире управляет репутациями. Информация — убойное оружие, и серьезный политик обязан это понимать…
Татьяна Иванова
Фактор холода
"Экономические стратегии", №1-2006, стр. 48-51
Иванова Татьяна Александровна — заместитель генерального директора ИНЭС, директор центра корпоративных коммуникаций и развития ИНЭС. |
Природа склонна к сильным метафорам. Тотальный холод в стране сковал не только жизнь в больших городах, но, кажется, привел к обледенению и в жизни политической. К чему нам изощренные политтехнологии? Под минус тридцать по Цельсию политическая страсть отмерзает на корню, и тянет элементарно согреться. Митинговать и демонстрировать взгляды представляется возможным только в хорошо отапливаемом помещении. При этом все мысли концентрируются вокруг жизнеобеспечения перед лицом угрозы выключения рубильника или прорыва теплотрассы. Получается, один А.Б. Чубайс не обманул. Все обещали глобальное потепление, а он честно и заранее предупредил: 1) зимой будет -25°С; 2) кислород, то есть электричество, придется, если что, перекрыть.
Замерзаем. Словно не знали и не помнили, что после буйного лета с неизбежностью бывает зима, чреватая извечной заботой об энергоресурсах. Их, к примеру, в России может не хватать. Использование существующих энергоресурсов может осложняться прохудившимися, изношенными сетями и коммуникациями, что особо актуально в условиях России. Теоретически Вас могут отключить от тепла за неуплату. Юридически нет никаких преград тому, чтобы в случае задолженности вовсе выгнать Вас на улицу. Холод очень осложняет бытовую сторону жизни, не оставляя времени на иное, душевное. Когда очень холодно, особое значение приобретает тот практичный человек, в чьих руках энергоресурсы и пресловутые сети. О них он позаботился заранее. Растет его ответственность, но и возможности существенно расширяются. Разве в политике не так? Главное – установить правильные законы – законы холода. Они очень дисциплинируют. Посмотрите на обойму привычных взгляду российских политиков. Похоже, они уже все поняли и добровольно записались в кружок.
Готовь Касьянова летом…
М.М. Касьянов покинул "Либеральный проект", покинул тихо, без пафосных деклараций, которые сопровождали его путь в большую политику весь последний год.
В начале февраля арбитражный суд признал недействительной сделку по продаже той самой дачи, которая в результате нехитрых действий стала принадлежать Касьянову. История далека от завершения, а пока Касьянов имеет право собирать на даче грибы и ягоды (что зимой, согласитесь, неактуально), но ничего более – ни продать, ни построить что-либо, ни подарить – не может. И без этого решения суда "президентская" судьба бывшего премьера Правительства на данном этапе утратила перспективу. Разнообразные источники, а следом за ними и СМИ сообщили о том, что Касьянов отказался от идеи создания оппозиционного движения, чтобы посвятить себя некому фонду, которой займется финансовой поддержкой организаций, "строящих в России гражданское общество".
Надо заметить, в последнее время у Касьянова что ни идея – все мимо кассы. Трудно сегодня вообразить более неудачную кандидатуру на роль посредника между демократически настроенными бизнесменами и общественными организациями. При этом намеки приближенных Касьянова на неких отдельных благотворителей из числа членов Общественной палаты при Президенте, которые проект поддерживают, выглядят неубедительно. В возможностях Касьянова реально претендовать на пост Президента или возглавлять демократическую оппозицию усомнились прежние спонсоры проекта, в числе которых были замечены (и не только общественностью) некоторые видные олигархи России. Как говорят сегодня, замечен – значит предупрежден. Вряд ли Касьянова вовсе оставили без финансовой подпитки. Говорят, его новому фонду прогнозируют годовой оборот на уровне 5 млн долл. На такие деньги демократическую Россию не построишь, да еще в условиях, когда парламент принимает закон о некоммерческих организациях на фоне разных страшных историй про шпионские камни, рассыпанные по нашим городам.
Закон о некоммерческих организациях – вообще сильный ход. Но это лишь часть тех ограничений, с помощью которых власть отныне регулирует политические амбиции внутри страны. В сущности, эти ограничения имеют вполне разумные причины. Россия сегодня испытывает активное и откровенное внешнее давление. Заместитель госсекретаря по политическим вопросам Николас Бернс на приеме, устроенном Европейским институтом в конце 2005 г., сделал знаменательное признание: "Мы намерены продвигать свободу в России и Украине. Мы должны поощрять связи Украины и Грузии с НАТО и ЕС, продвигать реформы на Кавказе и добиваться окончания нагорно-карабахского конфликта". При этом в Средней Азии США должны взаимодействовать с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном, а также требовать реформ от Узбекистана и Туркменистана. "Газовые войны" с Украиной, и вообще инициированное США "прессование" России по вопросам цен на энергоносители, резолюция ПАСЕ, осуждающая коммунизм (в контексте нынешней ситуации это осуждение российской истории и самой России), упорные и внешне лишенные здравого смысла нападки руководства Грузии на Россию – этот список можно продолжать и продолжать. Внутренние проблемы не менее драматичны: национальные проекты реализуются со скрипом, экономика буксует в "сырьевой модели", инфляция, в армии ужасы "дедовщины", миграционные процессы принимают убийственный для России характер, нищеты при этом меньше не становится, беспризорных больше, чем когда-либо в истории страны…
Такой клубок проблем на бескрайних российских просторах располагает к консолидации в целях стабильности. Не нынешним руководством страны выдумано связывать консолидацию государства и общества с закручиванием гаек.
К тому же политическая жизнь в России сама собой, без всяких внешних и внутренних осложнений и ограничений, зашла в тупик. Российские партии в начале года не проявили сколько-нибудь серьезной политической или организационной активности. Политические лидеры в большинстве своем пренебрежительно относились к тем социальным группам (не об олигархах речь), чьи кровные интересы вроде бы представляли. Будь иначе, выход из тупика быстро бы нашелся. Но стандартный российский политик давно эволюционировал в тусовщика (а может, никогда и не переставал им быть) и больше озабочен сохранением достигнутых тусовочных позиций, чем интересами каких-то там масс. Пусть ими государство занимается. Вот государство и занимается.
…а преемника зимой
Власть, конечно, вышивает на политике гладью, но за внешне железной хваткой читается серьезная внутренняя борьба. Драматизм политических столкновений сместился исключительно за стены Кремля. Поэтому о полноценной борьбе проектов за право лидировать в президентской гонке пока речи не идет. В настоящий момент можно говорить только о борьбе между двумя проектами: "Путин-II" и "Преемник-II". Однако эта борьба носит условный характер, так как оба проекта суть ипостаси единого проекта сложившейся государственной системы. Известный аналитик Л.Ф. Шевцова назвала эту систему "аппаратным капитализмом", обозначив и признаки "правящей корпорации". По мнению Шевцовой, "ядром корпорации является бюрократ-капиталист или человек, который находится в системе управления и одновременно контролирует собственность, причем не владеет ею, а именно контролирует собственность и финансовые потоки". Это интересный подход, который многое способен объяснить. Система сформулировала идею превращения России в сырьевую сверхдержаву. Такая идея не может не вызвать и уже вызывает сильное противодействие со стороны крупнейших потребителей энергоресурсов. Соответственно, требуются мобилизационные меры для его преодоления, в том числе политического и идеологического характера.
Сможет или нет идея "энергетической сверхдержавы" обеспечить поддержку действий правящей элиты со стороны российского общества – это зависит от успеха социальной политики. Но именно социальная политика является наиболее слабым местом в планах "корпорации у власти". "Выборочный популизм" откровенно реализовался в идее национальных проектов, причем власть явно поспешила с декларациями насчет скорой их реализации. Претворение в жизнь каждого проекта автоматически цепляет столько "болевых точек" из социального окружения, что начинает требовать и дополнительных вложений, и дополнительных сроков, и дополнительных… национальных проектов. Все проблемы в социальной реальности России слишком тесно связаны друг с другом. Похоже, точечного решения этих проблем уже недостаточно. Так, на совещании с Правительством в середине января вице-премьер Д.А. Медведев, выступая с докладом о состоянии программы "Доступное жилье", перестал называть эту программу двухлетней и стал называть четырехлетней. Лиха беда начало. Это означает, что до окончания второго президентского срока В.В. Путина национальным проектам в полном объеме реализоваться не светит. На национальных проектах сегодня даже нормального "пиара" не сделаешь. А вот уничтожить свою государственную и политическую репутацию можно. Вряд ли у Президента России был какой-то злой умысел перед отправкой двух своих наиболее обсуждаемых преемников в Правительство. Вряд ли у кого-то были сомнения, что они окажутся в "горячих точках" решения проблем российского общества и экономики. Но именно в таких "горячих" ситуациях и выковываются масштабные политики и государственные деятели, способные держать удар, именно так нарабатывается государственный авторитет. Холода закаляют.
Какие неожиданные коллизии могут возникнуть у потенциальных преемников на этом пути, показала история с рядовым Сычевым, которого покалечили в танковом училище в Челябинске. Одно преждевременное и необдуманное замечание С.Б. Иванова, дескать, ничего особенно там не произошло, – и на него обрушились все СМИ. И уже не имеет значения, что Иванова могли неверно информировать или просто подставить. Слово было сказано – и услышано. Информация в нашем мире управляет репутациями. Информация – убойное оружие, и серьезный политик обязан это понимать. Дело в том, что человек, хорошо знакомый с повседневными реалиями нашей армии, услышав о неком инциденте в Челябинском училище (даже в сокращенной или приглаженной версии), первым делом бы подумал: 1) это правда; 2) правда, скорее всего, ужасна. По крайней мере, он воздержался бы от скорых заявлений. Иванов проявил странную беспечность.
У Д.А. Медведева карьера в Правительстве складывается более удачно. Заметно, что ранее крайне закрытого деятеля начали в ускоренном темпе накачивать "правильным пиаром". Пока Медведев нарабатывает и харизму, и авторитет. Во всяком случае, для него не представляет проблем строго спросить с коллег или заменить заболевшего премьера на председательском месте. Да и премьерская сталь в голосе у Медведева уже появилась.
Однако может статься, что по совершенно объективным обстоятельствам ему не удастся до конца второго президентского срока Путина представить полноценный и эффектный отчет о реализации национальных проектов. Что тогда? Судя по всему, уже сейчас придется прорабатывать вариант третьего президентского срока Путина. Он просто вынужден будет "держать" власть и держать систему в отсутствие реальной, приемлемой для общества и одобряемой большинством граждан страны альтернативы.
Информация к размышлению
Вряд ли опросы журнала "Огонек" и радиостанции "Эхо Москвы" могут претендовать на такую же научную корректность, как опросы ВЦИОМ или Центра Левады. Но все же любопытно узнать, что аудитория этих носителей (в опросе приняли участие более двух с половиной тысяч человек) в период наиболее сильных холодов на вопрос: "Если бы Вы были Чубайсом, кого бы Вы отключили в первую очередь?" – ответили следующим образом: 38% отключили бы неоновую рекламу, 33% – Кремль. Остальные ответы не стоят упоминания, так как на них пришлось не более 1-3%. Напомним, что большинство жителей городов считают рекламу аксессуарным и довольно навязчивым элементом ландшафта мегаполисов. Хотя, если уже речь зашла о Чубайсе, отметим, что как раз он в ситуации холода ведет себя идеально. Рубильником орудует пока грамотно, соблюдая меру. С фактором холода всегда так: главное – знать меру.
Таблица 1. Рейтинг политических проектов
Примечание: В скобках — показатели предыдущего рейтинга (декабрь 2005 г).
Оценка проводилась экспертами Интеллектуального клуба «Стратегическая
матрица» по модели энниаграммы стратегического управления. По состоянию
на 1 марта 2006 г. Шкала оценок — см. табл. 2.
Таблица 2. Шкала оценок
Баллы
|
Цели
|
Возможности
|
Результаты
|
10–8
|
Цели проекта в основном соответствуют стратегическим целям развития России в направлении стабильности, экономического роста, высокотехнологичного лидерства | Проект располагает развернутой сетью административных, политических, финансовых, медийных ресурсов, позволяющих достигать поставленных целей | Максимальный уровень реализации поставленной политической цели |
5–7
|
Цели проекта частично соответствуют стратегическимцелям России | Проект располагает лишь частью указанных ресурсов | Частичное достижение поставленной политической цели |
2–4
|
Цели проекта фрагментарно соответствуют стратегическим целям России, а часть целей даже противоречит | Слабые ресурсы для достижения поставленных целей | Достижение поставленной политической цели лишь по отдельным направлениям |
0–1
|
Несоответствие целей проекта стратегическим целям России | Привлечение ресурсов к реализации проекта носит случайный характер | Цели практически не достигнуты |
Рисунок 1. Динамика политических проектов