Право на ремонт

Номер 8. Вихри форс-мажора

Море, соленый ветер, волны, бьющие в борт судна… Для кого-то — книжная романтика. Для ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» починка судов, пострадавших в волнах морей и времени, — суровая повседневность. Ситуацию на российском рынке судоремонта, проблемы отрасли и особенности конкурентной борьбы оценивает генеральный директор ОАО «НСРЗ» Сергей Таптыкович Байрамов.

Сергей БАЙРАМОВ
Право на ремонт

"Экономические стратегии", №8-2005, стр. 107

Море, соленый ветер, волны, бьющие в борт судна… Для кого-то – книжная романтика. Для ОАО "Новороссийский судоремонтный завод" ремонт судов, качающихся на волнах морей и времени, – суровая повседневность. Ситуацию на российском рынке судоремонта, проблемы отрасли и особенности конкурентной борьбы оценивает генеральный директор ОАО "НСРЗ" Сергей Таптыкович Байрамов.

Как Вы оцениваете уровень развития ОАО "НСРЗ"? Какие факторы определяют это развитие?

Наш завод – это динамично развивающееся предприятие. Среди других судоремонтных заводов РФ он занимает место в первой пятерке. Предприятие производит очистку, окраску, замену стали, ремонт винторулевого комплекса. Мы располагаем специализированным высокотехнологичным оборудованием большой производительности. Но самое главное – мы умеем грамотно и эффективно его использовать. Однако чтобы выжить, необходимо двигаться вперед. Поэтому мы постоянно в движении: ищем новые решения, занимаемся стратегическим планированием. А чтобы компания развивалась успешно, необходима спаянная, энергичная команда талантливых и грамотных управленцев, способная в любой ситуации добиться значимых результатов. У нас внедрена эффективная система управления проектами, создана и активно работает PMT (project manager team) – группа управления проектами.

Как Вы оцениваете расстановку сил на российском рынке судоремонта? Кого Вы считаете своим основным конкурентом на юге России?

К сожалению, отечественные судоремонтные предприятия находятся в заведомо проигрышной ситуации по сравнению с конкурентами из других стран. На юге России кроме Новороссийского СРЗ в этой отрасли промышленности работают Туапсинский СРЗ, Темрюкский СРЗ, судоремонтные предприятия Ростовской области. У нас с ними отношения цивилизованной конкуренции. Дело в том, что Новороссийский СРЗ всегда ремонтировал суда иностранного коммерческого флота, в основном танкеры. Раньше каждый завод имел своих клиентов. Сейчас ситуация меняется. Мы активно конкурируем с Туапсинским СРЗ в сфере выполнения государственного оборонного заказа на ремонт военного флота, с ростовскими заводами и мастерскими – в сфере ремонта судов типа "река – море", с Темрюкским СРЗ – в сфере ремонта буксиров. Однако необходимо признать, что на Черном море кроме нашего завода альтернативы для ремонта крупнотоннажного танкерного флота практически не существует. Поэтому мы и осуществляем ремонт судов таких крупнейших мировых судовладельческих компаний, как ОАО "Новороссийское морское пароходство", ОАО "Совкомфлот".

Хочу отметить, что существуют, конечно, негативные факты влияния со стороны государственных органов. Как пример российская налоговая политика крайне неблагоприятна для судоремонтных заводов: судоремонт в нашей стране облагается НДС. Так мы никогда не привлечем российских заказчиков. Судите сами: в стоимость ремонта судов, и без того немалую, включается 18% НДС. В других странах судоремонт является дотационным. Там государство зачастую квотирует объемы ремонта национальных судовладельческих компаний на национальных верфях. Если с 2006 г. НДС обложат и ремонт иностранных судов, то тем самым государство подпишет смертный приговор отечественному судоремонтному бизнесу.

Каким Вы видите завод через 10 лет?

Правительство РФ заявило, что база Черноморского флота будет перенесена из Севастополя в Новороссийск. Учитывая, что объем ремонта военно-морского флота на НСРЗ растет примерно на 30% в год, можно предположить, что через 3-5 лет большая часть мощностей завода будет занята под ремонт ВМФ. Ремонт военного флота имеет свою специфику. Нам понадобилось около года, чтобы наладить поточный ремонт кораблей ВМФ. Сегодня мы готовы отремонтировать практически любой корабль из состава ВМФ. Например, в 2005 г. на НСРЗ успешно отремонтирован корабль I ранга БПК "Керчь". Отвоевать право ремонтировать такой корабль – это нелегкая задача! Специалисты завода управились с работой в срок, на 30% меньший, чем было запланировано. Мы очень хорошо себя зарекомендовали, и это было отдельно отмечено нашим заказчиком. Чтобы не потерять своих клиентов и завоевать новых, мы должны очень внимательно следить за конъюнктурой рынка судоремонта. Мы постараемся не просто соответствовать требованиям клиентов, но и прогнозировать все возможные пожелания.

Следить за новостями ИНЭС: