Железные дороги России: оздоровление пути
Гарантированные заказы ОАО «РЖД» на продукцию железнодорожного машиностроения создают предпосылки для стабильного развития, совершенствования производства и повышения качества выпускаемой продукции.
Александр ФЕНДРИКОВ
Железные дороги России: оздоровление пути
"Экономические стратегии", №8-2005, стр. 110-111
Фендриков Александр Иванович — генеральный директор ОАО «Тихорецкий машиностроительный завод им. В.В. Воровского». |
Темпы роста в целом по промышленности России составили в 2003 г. 7%, в 2004 г. – 6,1%. В машиностроении этот показатель составил 11,7 и 9,4% соответственно. В то же время в 2003 г. рост российского рынка железнодорожного машиностроения составил 35,8%, в 2004 г. – около 28%. В настоящее время темпы роста в отрасли железнодорожного машиностроения являются одними из самых высоких не только в машиностроении, но и в отечественной промышленности в целом.
По оценкам ОАО "РЖД", основного потребителя продукции железнодорожного машиностроения, грузо- и пассажирооборот на железных дорогах России к 2010 г. вырастет на 37 и 1,2% соответственно. Уровень износа подвижного состава и путевой техники очень высок. Учитывая все это, можно сделать вывод, что железнодорожное машиностроение в ближайшие годы будет продолжать расти высокими темпами.
Чтобы повысить эффективность работы железнодорожного транспорта и укрепить его позиции на рынке перевозок, требуется отечественная высокотехнологичная продукция машиностроения. Речь в первую очередь идет о локомотивах, вагонах и путевых машинах. Решение такой серьезной задачи требует инновационного развития железнодорожного машиностроения, которое должно стимулироваться государством. Вовлечение в процесс обновления предприятий государственных средств создаст условия для подъема экономики страны. В связи с актуальностью разработки комплексной федеральной программы развития железнодорожного машиностроения Правительство дало соответствующие поручения.
Железнодорожное машиностроение можно подразделить на три крупных сегмента: локомотивостроение, вагоностроение, путевое машиностроение. Путевая инфраструктура является базовым активом ОАО "РЖД". Поскольку объемы перевозок растут, основной проблемой функционирования и развития железнодорожного транспорта на ближайшую перспективу являются необходимость своевременного оздоровления пути и оснащение путевого хозяйства высокопроизводительной техникой.
Современная путевая техника очень сложна. Она оснащена наукоемким механическим, электрическим, электронным и гидравлическим оборудованием. За счет механизации выполняются такие виды работ, которые при современной конструкции пути и интенсивности движения практически невозможно выполнить вручную. Основными производителями отечественной путевой техники являются предприятия путевого машиностроения концерна "Трансмаш", в непростых условиях перехода к рыночной экономике сохранившие свою специализацию, научно-технический и производственный потенциал, способный обеспечить железные дороги необходимой техникой на длительную перспективу.
Одним из ведущих предприятий путевого машиностроения является ОАО "Тихорецкий машиностроительный завод им. В.В. Воровского". Уже около полувека завод выпускает машины для содержания и ремонта железнодорожных путей, монтажных и аварийно-восстановительных работ на контактной сети и сооружениях энергетического хозяйства электрифицированных отрезков железных дорог. Вся техника защищена патентами на изобретение и полезные модели, что подтверждает ее высокий технический уровень. Обеспечить выпуск широкой номенклатуры качественных изделий невозможно без своевременной модернизации производственных мощностей.
Динамичное развитие рынка железнодорожного машиностроения России и СНГ позволит отечественным производителям в ближайшие 3-4 года увеличить свой производственный потенциал. У многих предприятий железнодорожного машиностроения в настоящее время имеются соглашения с ОАО "РЖД" до 2010 г., в рамках которых происходит наращивание производственных мощностей и разработка новой техники. Гарантированные заказы ОАО "РЖД" на продукцию железнодорожного машиностроения создают предпосылки для стабильного развития, совершенствования производства и повышения качества выпускаемой продукции.
К сожалению, с предприятиями путевого машиностроения, в том числе и с ОАО "Тихорецкий машиностроительный завод им. В.В. Воровского", долгосрочные соглашения еще не заключены. В настоящее время по решению руководства ОАО "РЖД" разрабатывается программа оснащения железных дорог путевой техникой до 2010 г., определяющая стратегические направления развития путевого машиностроения на длительную перспективу. Предполагается, что указанная программа станет основой для заключения долгосрочного соглашения ОАО "РЖД" с предприятиями, производящими путевую технику.
Подписание такого соглашения позволит предприятию уверенно пользоваться кредитными ресурсами, поставлять продукцию на лизинговой основе, приступить к разработке и реализации инновационных проектов, широко используя внебюджетные источники финансирования, привлекая различных инвесторов и направляя привлекаемые средства на повышение технического уровня выпускаемой продукции.