Игрушка в недрах подсознания
Компания «Квазар-Микро», основанная в 1990 году и входящая в состав ОАО «КНЦ», является одним из ведущих системных интеграторов, работающих в Восточной Европе и странах СНГ. В конце августа компания стала победителем в двух конкурсах, проводимых Национальным фондом подготовки кадров по программе «Информатизация системы образования». А.Г. Козленко, занимающий в компании пост руководителя направления «Электронные образовательные системы», оценивает уровень организации обучения с применением современных компьютерных технологий.
Александр Козленко
Игрушка в недрах подсознания
"Экономические стратегии", №5-6-2005, стр. 168
Компания "Квазар-Микро", основанная в 1990 г. и входящая в состав ОАО "КНЦ", является одним из ведущих системных интеграторов, работающих в Восточной Европе и странах СНГ. В конце августа компания стала победителем в двух конкурсах, проводимых Национальным фондом подготовки кадров по программе "Информатизация системы образования". Александр Григорьевич Козленко, занимающий в компании пост руководителя направления "Электронные образовательные системы", оценивает уровень организации обучения с применением современных компьютерных технологий. |
Под организацией обучения можно понимать, во-первых, обеспечение доступа обучаемого к источникам информации и образовательным сервисам (коррекция процесса, оценивание и т.д.) и, во-вторых, организацию процесса трансляции знаний и создание условий для формирования необходимых навыков у обучаемого.
Безусловно, ИТ – информационные технологии (часто также употребляется термин "коммуникационные технологии") – существенно, качественно изменили ситуацию с поиском и получением информации независимо от места нахождения ее акцептора. От этого выиграли в первую очередь серьезно настроенные студенты – те, для кого в обучении важны результаты, а не сопутствующие удовольствия (например, общение со сверстниками, самоутверждение и т.п.). Локальные базы данных и глобальная информационная сеть становятся источниками для получения знаний.
Компьютерные технологии в организации процесса обучения в конкретном учебном заведении пока еще не вышли из "детского возраста". И далеко не последнюю роль в этом играет тот факт, что процесс взаимодействия с компьютером, по своей природе соответствующий всем характеристикам игры, выделенным Йоханом Хёйзингой в Homo ludens, подсознательно не воспринимается как серьезная деятельность. Только в тех случаях, когда ИТ приходят в образование из коммерческой науки, методы компьютерного моделирования демонстрируют высочайшую эффективность. В качестве примера можно привести бурное развитие драг-дизайна (поиска лекарственных препаратов на основе моделирования межмолекулярных взаимодействий). Но и в этом случае речь может идти скорее об индивидуальных формах обучения, чем об организованном учебном или исследовательском процессе. Несамостоятельность и даже пародийность дистанционного обучения, калькирующего приемы очного, также говорят о неготовности образовательного сектора к его широкому применению.
Довольно неоднозначными являются подходы адаптивного (точнее, адаптируемого) обучения (adaptive e-learning). При очевидной эффектности идеи – учитывать в предоставлении образовательного контента как уровень предметной подготовки обучаемого, так и его личностные характеристики (тип мыслительной деятельности, преобладающие формы памяти и т.п.) – в ее педагогической эффективности еще только предстоит убедиться. Кроме того, эффективность этого подхода полностью проявится на более высоком уровне технического оснащения (один обучаемый – один ноутбук, подключаемый в локальную сеть учебного заведения).
Период экстенсивного роста и накопления "критической массы" образовательного контента заканчивается. Сейчас важно выйти на новый качественный виток: перспективными могут стать высокореалистичные обучающие игры с мощной образовательной составляющей, личностно адаптируемые курсы, сетевые семантические модели предметных областей. Но в любом случае успех будет связан с утверждением собственной, принципиально новой роли информационных технологий в организации обучения.