Единство противоположностей?
Компания Huawei Technologies – один из ведущих мировых производителей и поставщиков телекоммуникационных решений и оборудования – уже 8 лет представлена на российском рынке. Преодолев первоначальное предубеждение потребителей к китайским товарам, компания добилась того, что сегодня международные операторы все чаще стали отдавать предпочтение ее продукции. Научно-исследовательский центр Huawei в Москве и аналитический центр HuaweiLon в Санкт-Петербурге проводят исследования и разрабатывают решения и услуги нового поколения с учетом специфики телекоммуникационных сетей России. Компания вкладывает средства в подготовку специалистов для телекоммуникационной отрасли, организовала для них выпуск учебников, а также учредила стипендию Huawei для наиболее талантливых студентов ведущих вузов страны
Руководитель компании Huawei Technologies Виктор Сюй в интервью журналу «Экономические стратегии» оценивает ситуацию на телекоммуникационном рынке – как мировом, так и российском.
Виктор Сюй
Единство противоположностей?
"Экономические стратегии", №4-2005, стр. 82-87
Телекоммуникационная отрасль занимает важное место в ВВП многих стран. В нашей стране до последнего времени приоритетным было развитие инфраструктуры, а не телекоммуникаций. Каковы, на Ваш взгляд, сегодняшние приоритеты развития российской экономики? |
Представительство Huawei Technologies в Москве было открыто уже через 8 лет после основания самой компании. Компания представлена в 11 городах России и в 8 странах СНГ, в ней занято более 1000 сотрудников. Научно-исследовательские центры Huawei занимаются созданием услуг нового поколения с учетом специфики российских телекоммуникационных сетей и адаптацией уже существующей продукции к эксплуатации в российских условиях. По данным аналитических агентств, компания занимает порядка 14% всего рынка телекоммуникационной инфраструктуры России, причем в фиксированной связи доля Huawei составляет около 20%. Huawei работает с основными операторами фиксированной и мобильной связи практически во всех федеральных округах России. Начиная с 2000 г. объем продаж Huawei в России ежегодно удваивается. |
Как долго российская экономика будет зависеть от экспорта нефти и газа? Может быть, в ближайшей перспективе лидирующую позицию все-таки займут наукоемкие производства?
Сейчас Правительство России движется верным курсом – пытается предпринять определенные шаги, чтобы обеспечить развитие малого и среднего бизнеса, инновационных производств и т.д.
И эти старания уже принесли определенные плоды, хотя в целом ситуация пока мало изменилась. Я считаю: для того чтобы принципиально улучшить состояние экономики, России предстоит пройти долгий и трудный путь. На это потребуется от пяти до десяти лет. В конечном итоге все будет зависеть от политической ситуации в стране. Если удастся обеспечить стабильность и сохранить адекватную модель развития, Россия сможет плодотворно использовать свой колоссальный потенциал.
Вы упомянули об осложнении инвестиционного климата. Это касается и телекоммуникационной отрасли?
Наоборот, телекоммуникационная отрасль России развивается в последнее время очень быстрыми темпами – средний годовой прирост в ней составляет 30-40%. Примерно такие же темпы роста имели место в Китае в 1990-е гг. Если они сохранятся, то через пять лет в России, где инфраструктурная база лучше, чем в Китае, картина сильно изменится. Конечно, в развитии российской телекоммуникационной отрасли присутствуют не только положительные моменты, хотя все-таки именно положительных подвижек, на мой взгляд, в последние годы произошло намного больше. Например, из года в год увеличиваются инвестиции. 2005 г. можно назвать переломным для операторов, инвесторов, министерства и Правительства. Как раз сейчас идет процесс создания подзаконных актов в соответствии с новой редакцией закона о связи, на правительственном уровне определяются новые правила игры. Сегодня самое главное – найти оптимальный вариант либерализации телекоммуникационного рынка, который бы устроил и российских, и иностранных инвесторов. Это задача государства, именно оно должно обеспечить рациональное регулирование рынка.
Вы сказали, что сейчас российский телекоммуникационный рынок развивается теми же темпами, что и китайский в 1990-е гг., то есть Россия отстает от КНР на 10 лет?
Нельзя напрямую сравнивать Россию и Китай. Если говорить о Китае, то китайская отрасль связи сейчас одна из ведущих в мире. Достаточно привести несколько примеров: в КНР общее количество абонентов составляет около 650 млн – почти 50% телефонизации населения. Мобильная связь распространена несколько больше, чем фиксированная. Уровень развития Интернета – около 100 млн абонентов, или примерно 8% населения. Хотя эта цифра относительно ниже, чем в России, уровень развития широкополосного доступа в Китае значительно выше, чем в РФ. Сейчас у нас около 20-30 млн широкополосных абонентов, а в России – 1 млн, или меньше 1%. Неудивительно, что международные эксперты рассматривают китайский рынок как специфическое явление.
Почему специфическое?
Потому что страна с таким населением, имеющая слабую инфраструктурную базу, вдруг за очень короткое время продемонстрировала столь стремительное развитие.
Что, на Ваш взгляд, мешает России сделать такой скачок?
В целом уровень открытости российского рынка несколько выше, чем китайского, но в КНР осуществляется более целенаправленная государственная политика в развитии телекоммуникационной отрасли. Ее продукция составляет 1/4 экспорта. В Китае ежегодно выпускают порядка 220 млн сотовых телефонов, из них всего лишь 1/3 предназначена для внутреннего потребления, остальное – на экспорт. В Китае сравнительно низкий уровень заработной платы и сравнительно высокий научно-технический потенциал. Нельзя сбрасывать со счетов и традиционное трудолюбие китайцев. Стремительное развитие китайской экономики связано также с выгодным положением Китая на мировом рынке разделения труда. Сначала интеграция в мировое хозяйство происходила с некоторым перекосом в сторону материального производства, на нынешнем этапе – нематериального.
Как Вы оцениваете уровень подготовки российских специалистов в области телекоммуникаций? Насколько мне известно, руководство компании Huawei Technologies планирует уделять особое внимание именно подготовке специалистов и созданию учебников. Что-нибудь уже сделано – или это пока только планы?
Я – китаец, получивший образование в России. В нашей компании в России и странах СНГ работает более 1000 сотрудников, 80% которых – местный персонал.
Я очень высоко оцениваю потенциал и возможности российских сотрудников. В последнее время мы достаточно много сделали в области подготовки специалистов для наших клиентов, например профинансировали выпуск нескольких учебников для Московского технического университета связи и информатизации (МTУСИ), а также Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ). Кроме того, нами организованы совместные с некоторыми институтами лаборатории в учебных центрах Huawei. Один из самых больших среди учебных центров, организованных иностранными телекоммуникационными компаниями, создан на базе МТУСИ и работает уже 4 года. Хотелось бы подчеркнуть, что Huawei Technologies – международная компания с интернациональной командой, которая имеет в России долгосрочные инвестиционные программы. Наша компания активно финансирует научные разработки. Действует научно-исследовательский центр Huawei в Москве, где проводятся научные исследования радиочастотного спектра, разрабатываются алгоритмы сетей связи третьего поколения, в том числе для систем W-CDMA, которые уже запущены нами в коммерческую эксплуатацию на сетях 11 международных операторов.
А в научно-исследовательском центре Huawei в Москве Вы осуществляете разработки, ориентированные только на российский рынок, или они используются и в других странах?
Huawei Technologies ежегодно вкладывает не менее 10%, а иногда 16-17% от дохода в R&D. Мы разработали единый стандарт для всей продукции, предлагаемой на глобальном рынке. Huawei Technologies сотрудничает со всеми ведущими мировыми НИИ. Некоторые центры НИОКР Huawei получили международные сертификаты качества СММ Level 5, будучи одними из немногих международных исследовательских центров, которые прошли сертификацию на этот уровень. Все это подтверждает высокий уровень качества нашей продукции. В то же время в задачи центров НИОКР входит адаптация продукции к различным условиям. В России, естественно, мы адаптируем свою продукцию в соответствии с пожеланиями конкретных заказчиков на ее территории, а также активно сотрудничаем с научно-исследовательскими институтами. Кроме уже упомянутого московского научно-исследовательского центра, в Санкт-Петербурге (совместно с ЛОНИИС) открыт аналитический центр HuaweiLON. В центрах НИОКР проводятся сертификационные испытания нашей продукции, внедряемой в России, отслеживается статистика сбоев, идет поиск решений и способов их устранения. В целом мы используем достаточно целостную схему, которая включает в себя все шаги, начиная с предварительного исследования отрасли и заканчивая сервисной поддержкой продукции.
Ваша компания активно работает в области реализации Федеральной целевой программы "Электронная Россия". На какой стадии находится ее осуществление и какими Вам представляются итоги ее внедрения?
Да, мы активно работаем в этом направлении. Уже есть ряд реализованных проектов в административных округах России. Недавно мы подписали соглашение с администрацией Санкт-Петербурга на инвестирование 3 млн долл. в развитие телекоммуникационной инфраструктуры исполнительных органов власти субъекта Федерации. Можно смело сказать, что появление программы "Электронная Россия" вызвано объективной необходимостью.
В ряде субъектов РФ некоторые ее концепции уже внедрены в реальную эксплуатацию.
А каковы сроки реализации программы?
Я не вправе говорить о сроках. Реализация такой программы – очень сложный процесс, в ходе которого необходимо учитывать множество факторов. Многие трудности связаны с экономической децентрализацией в России. Существующие проблемы во внебюджетных отношениях, в налоговом законодательстве, в распределении собственности между субъектами разных уровней в системе государственного регулирования экономики в целом пока еще не полностью преодолены. Но у России очень высокий индустриальный и научно-технический потенциал. КНР, как один из ближайших соседей России, заинтересована в оптимальном пути ее развития, что подтверждает активное межправительственное сотрудничество наших двух стран. Всем нам нужна стабильная демократическая Россия, которая будет играть свою роль в развитии геополитического пространства, в глобальной политике и экономике.
Вы упомянули, что в региональном представительстве Huawei Technologies в СНГ около 80% сотрудников – россияне. Скажите, что нужно сделать, чтобы многочисленную группу людей разных национальностей превратить в дееспособный коллектив? С какими трудностями столкнулась компания Huawei Technologies, выходя на российский рынок?
Основные препятствия в работе любой иностранной компании – это языковой барьер и культурные различия. Если первое из них еще возможно преодолеть, то для преодоления второго, гораздо более сложного, скрытого, требуется немало сил и времени. Но без этого невозможно создание команды единомышленников, единой корпоративной культуры, то есть тех предпосылок, которые являются залогом продуктивной и динамичной работы любой компании.
По западному мировоззрению, культурные различия обусловлены четырьмя религиозными направлениями: христианским, китайским, индийским и мусульманским, которые и конкурируют между собой. Китайскому народу никогда не была близка агрессия, за всю 5000-летнюю историю нашей цивилизации у нас ни разу не было ни одной серьезной войны, причиной которой послужили бы религиозные разногласия. Это объясняется тем, что основным религиозным и социальным учением в Китае является конфуцианство, одна из основ которого – представление об изначальной гармоничности мира, существующего в единстве многообразного. Эти философские воззрения оказали решающее значение на формирование китайского национального менталитета. Для китайцев самое главное, но и самое трудное – добиться взаимопонимания в процессе обмена культурными традициями. Это залог успешного сотрудничества не только работников нашей компании, принадлежащих к разным культурам, но и двух стран – Китая и России.
Назовите несколько преимуществ Вашей компании, которые делают Huawei Technologies конкурентоспособной на российском рынке телекоммуникаций.
Наша конкурентоспособность базируется на четырех факторах. Первый – высокое качество нашей продукции, и это не просто слова. Иначе мы не смогли бы всего за пять лет проделать путь, на который некоторым западным компаниям понадобились десятки лет. Сейчас Huawei Technologies занимает достойную третью позицию на отраслевом российском рынке, для которого характерна достаточно жесткая конкуренция. Второй фактор – это гибкая ценовая политика, которая обусловлена в том числе и более низкой себестоимостью нашей продукции по сравнению с западными компаниями. Также мы предлагаем клиентам воспользоваться нашими корпоративными финансовыми инструментами, среди которых товарный кредит и buyer’s credit, или кредит покупателю, когда кредит предоставляется по льготным ставкам и на более длительный срок, причем существует возможность отсрочки его погашения. Все эти инструменты позволяют нам предлагать операторам наиболее интересные условия. Третий – высокое качество обслуживания. Международные консалтинговые фирмы провели обследование нескольких тысяч компаний, работающих в области связи по разным номинациям, и во всех этих номинациях мы получили неплохие оценки, в частности лидируем по уровню технического обслуживания. Huawei Technologies имеет свои представительства в 11 крупнейших городах России. И везде наряду с маркетинговыми структурами работают специалисты технической поддержки. В пяти городах у нас есть централизованные склады запчастей, что позволяет в случае необходимости своевременно оказывать техническую помощь.
Но наше самое главное преимущество – ориентация на потребности клиентов. На основании анализа их потребностей мы предлагаем им именно то, в чем они действительно нуждаются, иногда сами об этом не подозревая. Подчас именно предложение создает спрос, особенно в наукоемких отраслях, одной из которых является телекоммуникационная. Недавно мы заключили один из самых крупных контрактов стоимостью 10 млрд фунтов стерлингов с крупнейшим оператором Великобритании – компаний British Telecom. В течение пяти лет мы должны осуществить планомерный переход от традиционных коммутационных сетей к сетям следующего поколения NGN. Причина такого успеха Huawei не случайна. Два года эксперты British Telecom серьезно инспектировали нашу компанию на предмет полного соответствия наших внутренних бизнес-процессов, системы менеджмента международным стандартам, а также на способность быстрого реагирования на запросы оператора. В результате этой проверки компания Huawei получила очень высокие оценки и вошла в short-list поставщиков British Telecom. Сейчас операторы выбирают не просто поставщика, а долгосрочного партнера и относятся к этому выбору со всей серьезностью. Чем крупнее оператор, тем больше требований он предъявляет к своему партнеру.
Позвольте задать наш фирменный вопрос: есть ли какая-нибудь притча или поговорка, наиболее ярко характеризующая Ваше отношение к жизни и бизнесу?
Предназначение нашей компании, а значит, и мое, – расширять возможности общения, коммуникаций между людьми и на техническом уровне повышать качество таких коммуникаций. Помимо бизнес-задачи стать одним из лидирующих поставщиков глобального телекоммуникационного рынка, мы также видим свою миссию в углублении российско-китайского культурного обмена.