Ориентация на общество
Муниципальное унитарное предприятие «РУМА» является объединением, по своему роду деятельности не имеющим аналогов не только в Хабаровском крае, но, возможно, и в России. Условно считаясь предприятием сферы обслуживания, оно объединяет множество самых разнообразных форм деятельности, не только таких, как гостиничный бизнес, медицинские услуги на базе санатория-профилактория, сеть кафе и ресторанов, но и таких, которые никак к этой сфере отнесены быть не могут, разве что очень опосредованно, – вот, например, обеспечение санитарно-экологической безопасности Комсомольска-на-Амуре или, скажем, создание собственной базы по производству макаронных и кондитерских изделий, мягкой мебели. Кроме того, компания занимается благотворительной деятельностью – осуществляет спонсорскую поддержку спортивных и творческих коллективов.
Леонид Хегай, генеральный директор МУП «РУМА», огромное внимание уделяет также развитию международных связей своей компании, в частности с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (организация ресторана китайской кухни, международной гостиницы, недавнее участие в международных выставках во Вьетнаме и Китае), что приобретает особенно важное значение сегодня, в условиях процесса вступления России в ВТО.
Являясь одним из самых стратегичных российских управленцев – а Леонида Хегая на протяжении всей его трудовой деятельности отличало умение организовать работу на любом уровне, создать соответствующую материально-техническую базу, сформировать высокопрофессиональный коллектив, – он удостоен такого количества наград и почетных званий, что его хватило бы на десяток талантливых руководителей. В частности, Леонид Хегай – кавалер ордена «Слава России», международной награды, вручаемой за выдающиеся заслуги в деле возрождения славных традиций и развития отечественного предпринимательства. В интервью журналу «Экономические стратегии» Леонид Хегай уделяет особое внимание социальной роли бизнеса.
Леонид Хегай
Ориентация на общество
"Экономические стратегии", №4-2005, стр. 46-48
Хегай Леонид Доирович — генеральный директор муниципального унитарного предприятия «РУМА» — одного из наиболее успешных предприятий Комсомольска-на-Амуре, доктор технических наук, профессор, |
Муниципальное унитарное предприятие "РУМА" является объединением, по своему роду деятельности не имеющим аналогов не только в Хабаровском крае, но, возможно, и в России. Условно считаясь предприятием сферы обслуживания, оно объединяет множество самых разнообразных форм деятельности, не только таких, как гостиничный бизнес, медицинские услуги на базе санатория-профилактория, сеть кафе и ресторанов, но и таких, которые никак к этой сфере отнесены быть не могут, разве что очень опосредованно, – вот, например, переработка отходов, обеспечение санитарно-экологической безопасности Комсомольска-на-Амуре или, скажем, создание собственной базы по производству макаронных и кондитерских изделий, мягкой мебели. Кроме того, компания занимается благотворительной деятельностью – осуществляет спонсорскую поддержку спортивных и творческих коллективов. Леонид Хегай, генеральный директор МУП "РУМА", огромное внимание уделяет также развитию международных связей своей компании, в частности с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (организация ресторана китайской кухни, международной гостиницы, недавнее участие в международных выставках во Вьетнаме и Китае), что приобретает особенно важное значение сегодня, в условиях процесса вступления России в ВТО. Являясь одним из самых стратегичных российских управленцев – а Леонида Хегая на протяжении всей его трудовой деятельности отличало умение организовать работу на любом уровне, создать соответствующую материально-техническую базу, сформировать высокопрофессиональный коллектив, – он удостоен такого количества наград и почетных званий, что его хватило бы на десяток талантливых руководителей. В частности, Леонид Хегай – кавалер ордена "Слава России", международной награды, вручаемой за выдающиеся заслуги в деле возрождения славных традиций и развития отечественного предпринимательства. В интервью журналу "Экономические стратегии" Леонид Хегай уделяет особое внимание социальной роли бизнеса. |
Муниципальное унитарное предприятия «РУМА»
681000, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Мира, 26, |
Леонид Доирович, Вы возглавляете одно из наиболее успешных предприятий Хабаровского края. Оно с 1998 г. работает в сфере обслуживания. Как Вам удалось закрепиться в таком достаточно "капризном" сегменте бизнеса?
Вы очень точно охарактеризовали сферу обслуживания, только я бы назвал ее не "капризным", а наиболее "требовательным" направлением экономической деятельности.
Этому есть простое объяснение. Люди, оплачивая некий продукт, хотят получить именно то, что им обещал продавец. Если вы купили какой-то товар и не удовлетворены его качеством, потребительскими свойствами и т.д., то можете, согласно закону о "Защите прав потребителя", либо обменять его, либо вернуть продавцу и получить назад деньги. Другое дело, если вы купили путевку в санаторий с комфортабельными номерами и спортивными комплексами, а приехав на место, не обнаружили того, что вам обещали. В этой ситуации человек оказывается перед выбором: либо возвращаться и иметь неприятный разговор с продавцом, который, кстати, не гарантирует возврата денег, либо внести этого продавца в "черный список" и попытаться получить удовольствие от урезанного набора услуг. Мы прилагаем все усилия для того, чтобы оказываемые нами услуги полностью соответствовали заявленному качеству.
Когда мы начинали в 1998 г., в состав предприятия входило 4 рынка, а численность работающих составляла всего 78 человек. Сегодня деятельность МУП "РУМА" охватывает множество направлений: розничную торговлю, гостиничный бизнес, общественное питание, платные медицинские услуги, привлечение иностранной рабочей силы. МУП "РУМА" – это 10 торговых центров, оптовая база, магазины продовольственных товаров, гостиничный комплекс, санаторий-профилакторий, сеть ресторанов и кафе. Численность работников предприятия – более 900 человек.
Получается, что Ваше предприятие специализируется на сервисных услугах. А как Вы относитесь к возможности создания собственных производств, которые обеспечили бы вам некоторую независимость от поставщиков?
Сейчас мы активно решаем эту задачу, в частности создали собственные производства, выпускающие макаронные и кондитерские изделия, мягкую мебель, перерабатывающие макулатуру и полимеры в гранулы. Приоритетное внимание уделяется созданию современной материально-технической базы, а также формированию высокопрофессионального коллектива специалистов, что позволит обеспечить устойчивое развитие компании.
Расскажите подробнее о планах на будущее. Существует ли стратегия развития МУП "РУМА", скажем, на 10 лет или Вы сторонник тактического планирования?
Сначала разрабатываются стратегические ориентиры, в рамках которых ставятся максимально достижимые цели, а затем выбираются возможные пути их реализации. С течением времени может меняться и стратегия, и тактика. Отличие лишь в том, что тактика должна пересматриваться значительно чаще. Поскольку наша компания еще не достигла пределов роста, нет смысла разрабатывать стратегию на десятилетний период. Мы ограничиваемся пятью годами, пересматривая ориентиры каждые два с половиной года. В планах компании – развитие более тесного сотрудничества с предприятиями-поставщиками стран СНГ и Азиатско-Тихоокеанского региона, заключение внешнеторговых контрактов на оптовые поставки товаров, создание к 2006 г. международного терминала и оптового склада в Комсомольске-на-Амуре. Для налаживания взаимодействия с азиатскими партнерами в апреле 2005 г. были организованы деловые поездки и проведены предварительные переговоры: МУП "РУМА" приняло участие в выставке, посвященной инвестиционному и экономическому потенциалу Хабаровского края, во Вьетнаме и в международной выставке-ярмарке в Китае.
В последнее время достаточно много говорится о социальной ответственности российского бизнеса. Как Вы понимаете социальную ответственность? Не считаете ли, что социальная нагрузка загоняет предприятие в определенные рамки, сдерживая его развитие?
С одной стороны, это вроде бы так и есть, поскольку часть средств уходит на "нецелевое использование", в результате получается недоинвестирование текущих проектов. Но, с другой стороны, деньги, потраченные на социальные нужды, позволяют в какой-то степени повысить благосостояние населения и в перспективе могут дать приток новых клиентов, запомнивших торговую марку организатора той или иной акции.
Я не говорю уже о том, что это отличная реклама, демонстрирующая финансовое благополучие организации и заинтересованность в экономическом развитии региона. Такого рода деятельность является как бы сигналом для власти: смотрите, нам нечего скрывать, и мы готовы вам помогать. Мы уделяем большое внимание различным благотворительным мероприятиям, в том числе улучшению экологической ситуации в регионе. В частности, в Комсомольске-на-Амуре МУП "РУМА" осуществляет спонсорскую поддержку спортивных школ и творческих коллективов, нами построен и введен в эксплуатацию новый торговый центр, проводится большая работа по благоустройству и озеленению территорий наших объектов, а также обеспечению санитарно-экологической безопасности города.
Вы упомянули о том, что своей социальной активностью бизнес демонстрирует власти готовность сотрудничать. Каких встречных шагов бизнес ждет от власти и почему он апеллирует именно к власти, когда, как известно, в основе экономической деятельности лежит триада "власть – бизнес – общество"?
Понятно, что естественным потребителем продукции бизнеса является общество. Власть выступает в роли арбитра в отношениях между бизнесом и обществом и выполняет регулятивную функцию, устанавливает правила игры, которым подчиняются как бизнес, так и общество. Если бизнес нарушает такие правила, власть применяет к нему карательные меры – это общепринятая мировая практика. Но в то же время во всех развитых странах действуют механизмы обратной связи. Я хочу сказать, что те или иные действия власти в отношении бизнеса оказывают непосредственное влияние на общество, повышают или понижают уровень жизни людей. Общество, в свою очередь, может оказывать давление на власть, тем самым высказывая одобрение принимаемых решений или неудовлетворенность ими. Именно таким образом поддерживается баланс интересов всех сторон. У нас же механизмы давления общества на власть только начинают выстраиваться, их контуры еще неопределенны, и когда они начнут действовать в полной мере, пока не ясно. Поэтому естественно, что бизнес в первую очередь ориентируется на власть, которая на сегодняшний день является, скажем так, "основной угрозой" его существованию. Когда общество сможет реализовать свое право влиять на власть, бизнес станет ориентироваться на него. Хотя любая благотворительная деятельность – это уже и есть в первом приближении ориентация на общество.
Чего бизнес ждет от власти?
В первую очередь – установления справедливых, одинаковых для всех правил игры и, самое главное, контроля над их исполнением. Это, на мой взгляд, важнейшее условие восстановления обоюдного доверия.