Энергия прорыва

Номер 3. Кадры решают все

Имя Александра Галушки хорошо известно в среде российских оценщиков. Директор существующей с 1998 года компании «МОК-Центр», он в последние годы вывел свою организацию на лидирующие позиции в оценочной сфере, что позволило центру рейтингов и сертификации Института экономических стратегий по итогам 2004 г. признать «МОК-Центр» «Прорывом года». Также следует отметить избрание в минувшем году Александра Галушки президентом Российской коллегии оценщиков – крупнейшей в России саморегулируемой организации, объединяющей компании, профессионально занимающиеся оценкой.
Недавно принятое решение о переходе от лицензирования к саморегулированию всколыхнуло ряды оценщиков. Размышляя о возможных последствиях этого перехода, каждый из них делает свои выводы и предположения. Каково мнение об этом Александра Галушки – самого молодого из оценщиков-руководителей такого ранга? Как он оценивает перспективы деятельности Российской коллегии оценщиков, а также возглавляемой им компании «МОК-Центр»? Ответы на эти и другие вопросы наши читатели найдут в интервью, которое Александр Галушка дал журналу «Экономические стратегии».

Александр Галушка
Энергия прорыва

"Экономические стратегии", №3-2005, стр. 70-77

Имя Александра Сергеевича Галушки хорошо известно в среде российских оценщиков. Директор существующей с 1998 г. компании "МОК-Центр", он в последние годы вывел свою организацию на лидирующие позиции в оценочной сфере, что позволило центру рейтингов и сертификации Института экономических стратегий по итогам 2004 г. признать "МОК-Центр" "Прорывом года" (1). Также следует отметить избрание в минувшем году Александра Галушки президентом Российской коллегии оценщиков – крупнейшей в России саморегулируемой организации, объединяющей компании, профессионально занимающиеся оценкой.
Недавно принятое решение о переходе от лицензирования к саморегулированию всколыхнуло ряды оценщиков. Размышляя о возможных последствиях этого перехода, каждый из них делает свои выводы и предположения. Каково мнение об этом Александра Галушки – самого молодого из оценщиков-руководителей такого ранга? Как он оценивает перспективы деятельности Российской коллегии оценщиков, а также возглавляемой им компании "МОК-Центр"? Ответы на эти и другие вопросы наши читатели найдут в интервью, которое Александр Галушка дал журналу "Экономические стратегии".

ООО «МОК-Центр» (Центр менеджмента оценки и консалтинга) зарегистрировано в 1998 г. Лицензия Минимущества России на осуществление оценочной деятельности № 001583 от 4 октября 1998 г.

Виды деятельности: оценка, управленческое и инвестиционное консультирование.

Рейтинги: первое место в рейтинге 50 наиболее стратегичных оценочных компаний России ИНЭС/ЭС, 2005; первое место в рейтинге оценочных компаний России по итогам 2003 г., СНОКОД, 2003; пятое место в рейтинге оценщиков Минимущества России по итогам 2003 г.; 72 место в рейтинге 100 наиболее стратегичных управленцев России, ИНЭС/ЭС, 2005; 77 место в рейтинге 100 наиболее стратегичных компаний России ИНЭС/ЭС, 2005.

Награды: премия «Прорыв года» программы номинаций «Действующие
лица века» ИНЭС/ЭС, 2004; премия «Финансовая элита России» в подгруппе «Консалтинговые компании России», 2004; премия «Лучшая оценочная компания года» по итогам конкурса «Золотой эквивалент», 2003.

Клиенты: государственные органы власти, крупные промышленные, кредитные и
коммерческие учреждения, государственные унитарные предприятия.

Контакты: тел./факс: (095) 783 9601 (многоканальный); 924 2936.
mokc@mokc.ru
; www.mokc.ru

Из всех оценочных компаний именно "МОК-Центр" был признан лауреатом нашей программы "Действующие лица века" в номинации "Прорыв года". Как бы Вы оценили деятельность компании в 2004 г.?

Мы благодарны за столь высокую оценку нашей работы. В то же время я не вполне удовлетворен итогами ушедшего года. Для "МОК-Центра" он был годом больших перемен во внешнем окружении, которые, казалось, открыли перед компанией новые возможности, однако по объективным причинам нам не удалось полностью реализовать все наработки, воплотить в жизнь задуманное. С другой стороны, это нормальная рабочая ситуация, и думаю, что в 2005 г. у "МОК-Центра" будет иметь место "отложенный эффект" и мы наверстаем упущенное.

Для нас победа в номинации "Прорыв года" свидетельствует о том, что наши долгосрочные стратегические ориентиры и тактические действия верны. Создавая компанию, мы не стремились быстро получить результат, а хотели прежде всего создать устойчивую и эффективную основу деятельности. Ядро сотрудников компании работало над этим не один год, и сегодняшний результат "МОК-Центра" коренится в пяти-семилетнем прошлом. Один из признаков успешной организации – тиражируемость ее успешного опыта и бренда в новых сферах деятельности и видах бизнеса, на новых рынках. Если вы способны хорошо сделать оценку бизнеса, тогда можно попробовать поручить вам решение вопросов бизнес-планирования. Если вы в состоянии сделать оценку бизнеса и составить бизнес-план, то вам можно попробовать доверить еще реструктуризацию определенного бизнеса компании, внедрение в компании внутренней системы оценки эффективности инвестиционных проектов и разработку системы управления имущественным комплексом, и т.д. С точки зрения "видимой части" прорыва компании он представляет собой кумулятивный эффект, реализовавшийся в определенных условиях места и времени.

Какие наиболее интересные работы были выполнены "МОК-Центром" в 2004 г.?

Помимо текущей работы и проведения за год более двух тысяч различных оценок мы реализовали ряд интересных проектов. Я остановлюсь на некоторых из них.

Во-первых, подготовка финансово-экономического обоснования создания в России общенациональной системы регистрации и учета объектов недвижимости. Данная система является инфраструктурной, выгоды от такого класса систем, как правило, носят косвенный характер. Поэтому с профессиональной точки зрения нетривиальной задачей явилась выработка верного методологического подхода к подготовке финансово-экономического обоснования инфраструктурного общенационального проекта, правильная идентификация связанных с ним выгод и их количественная оценка. Проект будет финансироваться за счет займа Всемирного банка. Не называя цифр, скажу, что "цена вопроса" весьма существенна. Поэтому подготовленное нами обоснование рассматривалось ведущими международными экспертами и получило их положительную оценку.

Во-вторых, формирование оптимальных экономических моделей землепользования для ОАО "АК "Транснефть"" на основе экономического анализа, оценки и прогноза альтернативных вариантов землепользования компании. Данный анализ был проведен по 61 субъекту РФ, охватив более 22 тыс. гектаров землепользования компании. В результате проделанной работы были оптимизированы финансовые, тарифные, фискальные аспекты землепользования компании. Подобная же работа проводится сейчас для ОАО "Российские железные дороги".

В-третьих, разработка для Роснедвижимости концепции развития системы государственной кадастровой оценки земель. В рамках данной работы были применены современные технологии стратегического анализа. Обычно мы используем данные технологии при работе на корпоративном уровне, но весьма интересно их творческое применение для такой специфической системы, как система кадастровой оценки земель. Результат работы показал, что осмысленное применение технологий стратегического анализа к такой многоаспектной, пространственно распределенной государственной системе позволяет сформировать действительные цели ее развития и определить эффективные пути их достижения. По направлению кадастровой оценки для Минэкономразвития России была также выполнена работа по анализу налоговых последствий перехода на новую систему исчисления налога за землю на базе кадастровой стоимости земельных участков. Результаты работы показали серьезные структурные изменения в платежах за землю, которые произойдут в масштабе страны при переходе на новую систему. При этом фискальные последствия такого перехода совершенно различны для разных землепользователей: имеет место как рост, так и снижение земельного налога.

В целом новая система обеспечивает гораздо более справедливое по сравнению с действующим распределение налогового бремени по земельному налогу.

В-четвертых, разработка для Росимущества типового технического задания по оценке нежилой недвижимости, расположенной в Москве. По сути, этот документ представляет собой квазистандарт оценки, целостно устанавливающий четкие и детальные требования к проведению оценки. Данная разработка явилась первой в ряду планируемых Росимуществом к созданию технических заданий по оценке различных объектов. И, как при всякой пионерной разработке, интересным явилось определение верной идеи документа, создание формата для всех последующих документов такого плана, закрепление в нем правильной методологии и наилучшей практики оценки. Кроме того, интересна углубленная проработка градостроительных и правовых аспектов оценки недвижимости в Москве.

Каковы планы компании "МОК-Центр" на 2005 г.?

Находясь в состоянии прорыва, важно структурировать внутренние ресурсы и организационную структуру. Поэтому в 2005 г. мы ставим перед собой три основные задачи: пройти международную сертификацию на базе стандартов ISO 9001 в авторитетном европейском органе по сертификации; сформировать на базе современных системно-технических решений внутрикорпоративную информационную систему; расширить кадровый потенциал компании.

В конце прошлого года Вы были избраны на пост президента НП "Российская коллегия оценщиков". Что является наиболее важным для развития оценочной деятельности в нашей стране?

Наиболее важным является повышение уровня общественного признания и статуса оценочной деятельности как самостоятельного института гражданского общества, обеспечивающего в рыночной экономике цивилизованный оборот объектов гражданских прав.

Принятие Федерального закона "Об оценочной деятельности", лицензирование оценочной деятельности, утверждение образовательных программ для подготовки специалистов в области оценки, утверждение стандартов оценки Постановлением № 519 Правительства РФ, разработка и утверждение Минимуществом России ряда методических рекомендаций по оценке сыграли в прошлом очень важную положительную роль в становлении, признании и развитии оценочной деятельности. Сегодня, в условиях перехода от государственного лицензирования к саморегулированию оценочной деятельности, от того, как будет в содержательном плане осуществлен данный переход, зависит будущее оценочной деятельности. Какой будет реальная модель саморегулирования?

В худшем случае переход к саморегулированию может нанести существенный урон и самой оценочной деятельности – ее общественному статусу, – и потребителям. При благоприятном развитии событий, наоборот, послужит фактором динамичного развития, откроет перед оценщиками новые возможности.
Сегодня многое в руках самого оценочного сообщества. Велик соблазн создать мягкие условия саморегулирования, написать самим себе удобные правила, не заботясь о предоставлении потребителю качественных услуг. Вряд ли это ответственно. Чтобы переход к саморегулированию произошел на должном уровне, важна преемственность по отношению к действующей системе лицензирования. Если от такого перехода качество работы повысится, оценочная деятельность выйдет на новый уровень. Вероятно, для оценщиков это будет более ресурсоемкая модель, чем существующая, ведь систему лицензирования оплачивает государство, а систему саморегулирования должны будут оплачивать сами оценщики, для них это дополнительные затраты.
Переход от лицензирования к саморегулированию вызовет коренной структурный сдвиг в оценочной деятельности. Как президент Российской коллегии оценщиков я считаю формирование эффективных, сбалансированных механизмов саморегулирования наиболее приоритетным направлением деятельности РКО и своей личной деятельности в качестве ее президента.

Можно ли сказать, что переход от лицензирования к саморегулированию – это преждевременная мера?

К сожалению, эта проблема сегодня относится к области академичных дискуссий. Политическое решение принято, и его нужно реализовывать. Конечно, в условиях отсутствия полноценного опыта, традиций, культуры саморегулирования в России целесообразным является постепенное, выверенное движение к саморегулированию, предполагающее наличие достаточного времени, однако и в современных условиях возможна содержательная работа.

А какие именно направления Вы планируете прорабатывать в Российской коллегии оценщиков в рамках перехода к саморегулированию?

Во-первых, это разработка внутренних правил (стандартов) оценочной деятельности РКО. Важно, чтобы эти стандарты комплексно решали вопросы осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности, учитывая наилучший международный (прежде всего Международные стандарты оценки), европейский опыт, а также передовой национальный опыт отдельных стран в области стандартизации оценочной деятельности. Эту работу мы начали и активно ведем в сотрудничестве с Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации Федерального агентства по стандартизации и метрологии. Кроме того, следует отметить, что на сегодняшний день РКО разработала и приняла Кодекс этики оценщиков, также ориентированный на комплексное решение вопросов предпринимательской и профессиональной деятельности, осуществляемой в рамках оценки.
Вторая важная проблема – формирование системы контроля за деятельностью членов РКО. Это потребует внутренней реструктуризации коллегии, формирования системы контрольных органов, выработки единых принципов приема в РКО и исключения из нее. На сегодняшний день в РКО идет активная работа в этом направлении. Важно, что эта работа развернута не на пустом месте, а на базе серьезных заделов в вопросе контроля качества оценочной деятельности, сформированных за шесть лет успешной работы Экспертного совета Российской коллегии оценщиков. За это время Экспертный совет РКО выполнил более тысячи различных экспертиз отчетов об оценке, в том числе более четырехсот экспертиз по заказам ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России".

Кроме того, коллегии нужно наладить нормальную систему связи с внешними контактными группами – потребителями, органами власти, ассоциациями, объединяющими представителей смежных профессий, поставщиками кадров и информации. Для этого мы формируем соответствующую систему органов и конкретных механизмов, направленных на эффективное, результативное взаимодействие с упомянутыми группами.

Следующий вопрос – формирование системы информационного обеспечения оценочной деятельности. Качество информации, ее полнота – это ключевые факторы, влияющие на достоверность оценки. Есть объективные трудности: российский рынок недостаточно открыт, участники сделок часто скрывают цены.

Столь же важным является развитие системы образования. Сегодня государственный стандарт в сфере оценки требует от профессионального оценщика высшего или дополнительного профессионального образования и регулярного повышения квалификации. На мой взгляд, в дополнение к этому очень большую пользу могли бы принести мастер-классы по отдельным направлениям оценки.

Сейчас в РКО идет поиск оптимальной модели регионального развития, которая позволила бы региональным членам Российской коллегии оценщиков эффективно работать над проблемами своих регионов, исходя из единых принципов, целей и задач РКО. На сегодняшний день созданы представительства РКО в 26 субъектах РФ.

Мы также работаем над развитием существующей в РКО системы сертификации и стремимся к ее встраиванию в систему международной сертификации на базе стандартов качества ISO. Считаем это направление важным как с точки зрения улучшения качества оценки, так и с точки зрения повышения общественного статуса оценочной деятельности, ее гармоничного взаимодействия с бизнес-средой.

Можно ли сказать, что сегодня услуги оценочных организаций становятся все более востребованными?

Совершенно верно, рост оборота рынка капитала, повышение инвестиционной активности, реструктуризация многих, в том числе крупных компаний, развитие ипотеки определяют высокую востребованность независимой оценки.

Каковы наиболее перспективные направления развития оценочной деятельности?

В целом эти направления связаны с проведением политики, направленной на формирование единого экономического пространства, внедрением механизмов рыночного ценообразования на различные виды ресурсов и повышением достоверности используемой в управлении и (или) инвестиционной деятельности информации.

В ряду таких направлений можно отметить государственную кадастровую оценку земель, массовую оценку недвижимости, дивидендную политику, оценку месторождений полезных ископаемых и участков недр, управление стоимостью, оценку для составления отчетности по МСФО. Что касается кадастровой оценки, мы уже обсуждали этот вопрос в предыдущем интервью, однако с тех пор произошло коренное продвижение этого вопроса – принята 31-я глава Налогового кодекса, с 1 января 2006 г. вступает в силу новый механизм исчисления земельного налога – в процентах от кадастровой стоимости земельного участка. И если раньше вопрос кадастровой оценки находился в плоскости целесообразных перспектив, то теперь это перспектива, введенная в правое поле.

Второе направление – массовая оценка недвижимости для целей налогообложения. На данном этапе идет работа над 32-й главой НК, которая принята Государственной думой в первом чтении. Активно сотрудничая с Администрацией Президента РФ, Минэкономразвития, Госдумой, мы разработали проекты ряда нормативно-правовых актов, регламентирующих правила, методики, порядок и процедуры проведения массовой оценки.

Третье – дивидендная политика в отношении пакетов акций, находящихся в государственной собственности. Данное направление, активно развивавшееся в 2003 – начале 2004 г., затормозилось после проведения административной реформы в связи с неясностью полномочий по этому вопросу министерств и ведомств. Сегодня эта тематика получила новое развитие после обсуждения данного вопроса на мартовском заседании Правительства РФ. Минэкономразвития и Росимущество готовят ряд документов, регламентирующих ее практическую реализацию. Отрадно, что наработки, сформированные с нашим участием ранее, сегодня широко востребованы. Хочу заметить, что адекватная дивидендная политика позволит государству как собственнику акционерных обществ экономически обоснованными методами оценки получить миллиарды долларов.

Еще одно очень важное направление – оценка месторождений полезных ископаемых и участков недр. Год назад мы с Вами обсуждали необходимость замены налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) экономически обоснованной платой за недропользование, устанавливаемой в результате оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр. Отрадно, что сегодня данная идея постепенно находит все большее количество сторонников. Так, на заседании Правительства РФ, состоявшемся 17 марта 2005 г., рассматривался проект ФЗ "О недрах", и одной из ключевых новаций данного законопроекта, одобренных Правительством, явился постепенный переход от НДПИ к установлению платы за недропользование на основе независимой оценки месторождений.

Следующее перспективное направление – управление стоимостью. Здесь интересен пример деятельности НО "Российская ассоциация маркетинга" и ее президента – председателя правления Александра Арнольдовича Бравермана. Сегодня Российская ассоциация маркетинга активно популяризирует маркетинг и маркетинговые стратегии, ориентированные на увеличение стоимости компаний. В своих публикациях и выступлениях Александр Арнольдович не раз подчеркивал, что маркетинг – это ключевой ресурс увеличения стоимости российских компаний. Именно поэтому между Российской коллегией оценщиков и Российской ассоциацией маркетинга было заключено соглашение о сотрудничестве, направленное на формирование прикладного инструментария, обеспечивающего практическую реализацию маркетинга, ориентированного на увеличение стоимости и достоверную оценку маркетинговых активов в составе бизнеса компаний. Данный пример показателен с точки зрения того, как в смежной с оценкой профессии – маркетинге – проявляется стоимостное мышление, развивающее оценочную деятельность через ее интеграцию с другими направлениями деятельности.
И, наконец, оценка для целей МСФО. Сегодня РКО ставит перед собой задачу способствовать более широкому применению МСФО в хозяйственной практике российских компаний. С этой целью РКО заключила соглашение о сотрудничестве с крупнейшим в России объединением аудиторских компаний – Аудиторской палатой России. В рамках данного соглашения планируется координация совместных действий, направленных на популяризацию МСФО.

Каковы Ваши планы по сотрудничеству Российской коллегии оценщиков с международными организациями?

В истекшем году коллегия стала членом европейской группы ассоциаций оценщиков (TEGоVA). Это важное событие с точки зрения европейского признания РКО и возможности действительной интеграции в европейское оценочное сообщество. Мы планируем активно развивать взаимоотношения с TEGоVA по направлениям стандартизации, сертификации, образования в области оценки.

В текущем году РКО планирует вступить в Международную ассоциацию налоговых оценщиков (IAAO). Это авторитетнейшая ассоциация, объединяющая более семи с половиной тысяч членов со всего мира. Данный вопрос был тщательно подготовлен, в феврале 2005 г. состоялись всесторонние переговоры с президентом IAAO, и мы рассчитываем, что в первой половине 2005 г. вопрос членства РКО будет решен. Мы планируем развивать сотрудничество с IAAO по следующим направлениям: издание в России стандартов массовой оценки недвижимости, обучение оценщиков этому специальному направлению оценочной деятельности, использование технологий моделирования рынка недвижимости, соответствующих современному международному уровню. Мы также постараемся привлечь наших зарубежных коллег для проведения независимой международной экспертизы проектов документов по массовой оценке, которые сейчас готовятся.

Кроме того, РКО ставит перед собой задачу полноценного участия в популяризации и продвижении в России Международных стандартов оценки (МСО). Российская коллегия оценщиков, разделяя цели и задачи, которые ставит перед собой Международный комитет по стандартам оценки имущества (IVSC), подала официальную заявку на членство в IVSC.

Как строятся Ваши отношения с другими объединениями оценщиков?

Сегодня системно налаживается взаимодействие между различными оценочными объединениями. Создан Национальный совет по оценке, в рамках которого происходит обсуждение и решение общих для всех объединений вопросов, а также проблем международного сотрудничества. Конструктивно идет процесс совместного формирования тарифной политики. Это важно для решения общей для нас проблемы демпинга, проблемы "серых" оценщиков, которые готовы проводить оценку за плату, несоизмеримую со сложностью работы и в ущерб ее качеству. Примечательно, что на текущий момент совместное взаимодействие вышло на уровень согласования размера минимально допустимых тарифов по оценке различных объектов.

Какими мерами, кроме введения согласованных тарифов, можно бороться с "серой" оценкой?

Эффективное средство ее искоренения – внедрение реальной системы контроля качества оценки со стороны саморегулируемых организаций, о которой я уже говорил. Наиболее действенна эта система в условиях признания ее органами власти и управления, судами, а также крупными заказчиками и потребителями оценочных услуг. Формирование реальной и общественно признанной системы контроля качества оценки со стороны саморегулируемых организаций позволит четко провести грань между профессионально работающими и "серыми" оценщиками, а также между действительным и "серым" саморегулированием.

Сколько в России, по Вашему мнению, должно быть оценочных компаний?

Думаю, ровно столько, сколько, с одной стороны, востребовано рынком, а с другой стороны, способно соответствовать стандартам качества и организации деятельности, задаваемым саморегулированием, как в содержательном, так и в финансовом плане. Полагаю, что переход к саморегулированию приведет к укрупнению оценочных компаний, причем этот процесс будет развиваться как по пути вертикальной (небольшие компании будут "становиться под крыло" крупных компаний), так и горизонтальной (небольшие компании будут объединяться между собой) интеграции.

Каково Ваше управленческое кредо? Какими качествами надо обладать, чтобы успешно руководить коллективом?

Во-первых, хочу уточнить, что успешный руководитель должен руководить не только коллективом, а компанией как системой и уметь принимать управленческие решения с позиции управления реально складывающейся ситуацией. Оглядываясь назад, я прихожу к однозначному выводу: если бы все это время мы действовали, слепо руководствуясь многочисленными книжками по управлению, которые мы с интересом изучали, а иногда и писали в бытность сотрудниками Института проблем управления РАН, у нас бы вряд ли что-нибудь получилось. В то же время, работая в бизнес-среде, я не раз убеждался в верности утверждения: "Нет ничего практичнее хорошей теории". Очень важно творчески, осмысленно использовать уже имеющийся опыт и знания и настраиваться не на известную управленческую или иную схему или модель, а на реальную жизнь. Нужно помнить, перефразируя Бэкона, что "модели – это хороший слуга, но плохой хозяин". Настоящее управленческое искусство – это умение трезво проживать, переживать и ощущать жизнь как она есть. Тогда потенциал личности руководителя, аналитика, специалиста раскрывается по-настоящему полно и результативно. Схемы и модели – это только костыли для принятия решений, но главное – творческая изюминка, которую нельзя свести ни к каким схемам.

Примечание
1. "Прорыв года" – одна из номинаций ежегодной программы ИНЭС/ЭС "Действующие лица века", направленной на выявление лучших образцов стратегического управления. Лауреатами программы в номинации "Прорыв года" наряду с "МОК-Центром" стали компания "Российские железные дороги" и строительная компания "Интеко", финансовая корпорация "УРАЛСИБ" и "Концерн "Научный центр""; в номинации "Компания года" – страховая компания РОСНО, Группа компаний "Волга-Днепр", компания "Эквант", НПО "Сатурн" и АФК "Систе
ма"; в номинации "Управленец года" – Ю.К. Шафраник, С.Г. Недорослев, С.В. Чемезов, Е.Б. Скрынник и А.К. Федоров.

Следить за новостями ИНЭС: