Кадры решают все
Вступительное слово главного редактора.
Александр Агеев
Кадры решают все
"Экономические стратегии", №3-2005, стр. 05
Всякое управление вне подлинного знания природы управляемой системы обречено на стратегический провал. Выражается ли он в неэффективности, тщетности действий управляющих или в деградации вплоть до коллапса объекта управления, диагноз болезни один – "не по Сеньке шапка". И не стоит по укоренившейся у нас привычке относить это лишь к высшему лицу государства Российского – диагноз касается всех нас, граждан многострадальной России, чье будущее представляется сегодня еще более непредсказуемым, нежели прошлое. На эту тему уже поиронизировал могущественный герой М.А. Булгакова: "…как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?"
Вот так и многие из нас: сначала, с разворотом рыночной реформы, утешали себя формулой "ума много – денег нет", неявно подразумевая наличие у нас неких конкурентных преимуществ, еще не оцененных по достоинству, а ныне "вишневый сад" частью вырублен, частью стал чужим. "Дожили", – сказал бы другой известный герой, которому "за державу обидно". Кстати, теперь эта классическая реплика стала, по сути, официальным документом, после того как один из высших сановников РФ признал как проблему высшей государственной значимости угрозу распада страны. Действительно – "дожили", доадминистрировались…
Между тем социо-духовная и в то же время природная система, именуемая Россией, то бьет в набат, то скорбно молчит, посылая таким образом в эфир сигнал за сигналом. Но либо некому расшифровывать эти сигналы, либо утрачен код шифра, либо знак беды хоть и расшифрован, и доложен "кому надо", да нет в том должной исторической отваги, ответственности, надлежащего знания и умения того, "что и как делать".
Складывается впечатление, что есть у нас два типа проблем – те, которые подтачивают самое жизнь на нашей территории, отчего она и грозит расколом, и те, которые волнуют "верхи". И эти классы проблем не совпадают. Это просто два разных мира – в одном, однако, организме, как двуглавый мутант на одном туловище. Оттого и назвал нас один из майских "Ньюсуиков" "шизоид Россия", подчеркивая растущую неадекватность российской политики. А в установочной статье в одной из послеюбилейных "Файненшл таймс" Путина уже строго журят за неумение соответствовать мировым демократическим стандартам, попутно выискивая дипломатические нюансы в майском европейском турне Буша. И во всем – нарастание пренебрежения к той власти, которая так управляет страной, что западному сообществу страшно – из-за ядерного арсенала, крупномасштабных запасов энергоносителей, а главное – слабости режима, который в попытках укрепиться может "наломать дров"… Словом, вопросы, упреки, недовольство нарастают как снежный ком – и изнутри, и извне. Кому-то непонятно, о чем идет речь?
Однако никогда и никакая внешняя сила не была в состоянии навязать России свою недобрую волю, не входя в резонанс с внутренними болезнетворными процессами на фоне расшатанности устоев общества, системы его писанных и неформальных правил и гарантий жизни, хотя бы сносной. За каждым терактом, каждой чрезвычайной ситуацией, коих у нас регистрируется более тысячи в год, мы без труда разглядим эту атмосферу разложения, расхлябанности, беспринципности, продажности, всеобъемлющего хаоса, ослабления социального иммунитета.
Нация, чувствующая без разъяснений всю эту гниль, отвечает на все это в первую очередь не удвоением ВВП, а рекордами смертности и сокращением рождаемости.
Кто-то может парировать: "Грош цена такой нации, которая не может навести в самой себе порядок". Да, не по Сеньке шапка, если нация не в состоянии породить и беззаветно поддержать своих лидеров, и не одного лишь на верхушке, а сотни и тысячи – в государственных инстанциях, общественных структурах, в бизнесе. Да, грош нам цена, если из множества путей, пока открытых нам в ближайшем историческом интервале, мы не выберем того, который созвучен идеалам нации и способен вывести из обессиливающих лабиринтов кланово-корыстной суеты. Пора стряхнуть с себя шлягерное заблуждение, будто мы живем "в стране дураков". Нет, мы живем в стране гениев и героев. Только из-за своей, вероятно, "всемирной отзывчивости" наделены особым талантом самоуничижения наряду с самомнительной гордыней и безволием, которые позволяют появляться и разнуздываться многомастным архаровцам наверху и внизу.
Россия хочет – по самому большому счету – одного: долгих и достойных жизней своих граждан. Все, что укорачивает наши жизни, все, что трансформирует их в борьбу за существование, все, что выхолащивает наши конституционные права – на жизнь, работу, предпринимательство, учебу, охрану здоровья, свободу передвижения и слова и т.п., все, что делает из нас глобального "мальчика для битья", – должно стать мишенью государственной стратегии и тактики развития. А удвоение ВВП, конкурентоспособность, безопасность, авторитет в мире – приложатся к этому корню.
Разве не кадры решают все?