От консолидации – к развитию законодательной базы
Роль оценочной деятельности в сегодняшнем российском обществе неуклонно возрастает. О ее месте в экономике государства, о проблемах согласованности ее законодательной и нормативной базы – в интервью с Сергеем Сильвестровым, профессором, доктором экономических наук, заслуженным экономистом России, действительным государственным советником, председателем Наблюдательного совета НП «Национальная лига субъектов оценочной деятельности».
Сергей Сильвестров
От консолидации – к развитию законодательной базы
"Экономические стратегии", №2-2005, стр. 46-47
Роль оценочной деятельности в сегодняшнем российском обществе неуклонно возрастает. О ее месте в экономике государства, о проблемах согласованности ее законодательной и нормативной базы – в интервью с Сергеем Сильвестровым, профессором, доктором экономических наук, заслуженным экономистом России, действительным государственным советником, председателем Наблюдательного совета НП "Национальная лига субъектов оценочной деятельности". |
Сергей Николаевич, расскажите о месте оценочной деятельности в современной экономике России.
Профессиональная оценка стоимости имущества играет все более заметную роль в становлении нового экономического мышления. Новейшая практика оценки является инструментом независимого исследования полезности имущества или прав на него, от индивидуальной полезности, определяемой инвестиционной стоимостью, до общественной, определяемой справедливой рыночной стоимостью. В настоящее время принятие решений в экономической или финансовой сфере невозможно как без уточнения стоимости объектов оценки, так и без ее прогноза. Инструментарий оценки стоимости – эффективное средство не только для совершения сделок, определения базы налогообложения, анализа производства товаров и услуг, но и для принятия решений по управлению стоимостью имущества, в том числе государственного. Методы и средства оценки стоимости позволяют обеспечивать достоверное отображение состояния производства товаров и услуг в его финансовой составляющей – стоимости, что имеет большое значение для формирования бюджетов разного уровня и введения инструментария оценки в практику современных методов индикативного планирования. Поэтому Наблюдательный совет Национальной лиги субъектов оценочной деятельности регулярно рассматривает предложения по методике и нормам оценки справедливой стоимости объектов хозяйственной, социальной и экологической инфраструктуры экономики России.
Кто сегодня входит в число потребителей услуг оценщика?
Крупных потребителей оценочных услуг на сегодняшний день можно разделить на три основные группы. В первую входят различные государственные и муниципальные органы (ФАУФИ, РФФИ, Департамент имущества Москвы и др.), а также крупные компании с участием государства ("Газпром", РАО "ЕЭС России", РЖД и др.) Все организации и компании размещают заказы на оценку в соответствии с законодательством на конкурсной основе. Ведущие оценочные компании охотно принимают участие в этих конкурсах, руководствуясь, кроме прочего, соображениями престижа.
Ко второй группе относятся различные институты бизнеса: банки, страховые компании, инвестиционные группы, фонды и т.п., деятельность которых невозможна без регулярной оценки стоимости имущества (купля-продажа, слияние/поглощение, кредитование/инвестирование, страхование, взнос в уставной капитал, переоценка активов и обязательств и пр.). При этом такие структуры выступают зачастую как потребители оценочных услуг, предоставляя выступать в роли заказчиков заинтересованным организациям (заемщик, акционер, застрахованное лицо и др.).
К третьей группе потребителей можно отнести население. В данном случае речь идет о массовой оценке имущества частных лиц для целей налогообложения (дарение и передача имущества в наследство, оценка при судебных спорах физических лиц и др.). Здесь оценка стоимости должна базироваться на хорошо отработанном методическом и программном обеспечении и иметь стоимость, доступную для данной категории заказчиков.
Каково Ваше отношение к существующей законодательной и нормативной базе оценки?
Как известно, законодательная и нормативная база оценочной деятельности в России еще недостаточно развита. Ее составляют Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Постановление Правительства РФ, утвердившего Стандарты оценки и Положение о лицензировании оценочной деятельности, ряд распоряжений и приказов Минимущества России, касающихся повышения квалификации оценщиков, предоставления информации лицензированным оценщикам, утверждения некоторых методических рекомендаций. На практике оценщики используют широкий спектр законодательных документов (Гражданский, Налоговый, Земельный кодексы РФ, законы, регулирующие деятельность акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, регистрацию сделок с недвижимостью, обязательное страхование гражданской ответственности и др.), а также нормативных актов (Правила по ведению бухгалтерского учета – ПБУ и др). В этих документах достаточно противоречиво трактуется терминология и описываются области применения оценочной деятельности.
Рассмотрим для примера ФЗ от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации". В изменениях, внесенных этим законом в статью 33 325 (п. 7-10) Налогового кодекса, трактовка области применения оценочной деятельности противоречит Гражданскому кодексу и ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Подобных примеров можно привести много. Такое положение дел обусловлено известной разобщенностью оценочных организаций, не способных пока достаточно эффективно отслеживать развитие законодательной и нормативной базы в сфере оценки и осуществлять согласованные действия по продвижению законодательных инициатив, призванных защитить оценочное сообщество и рынок оценочных услуг.
Что нового в отношениях между объединениями оценщиков России?
По инициативе большинства объединений оценщиков было подписано соглашение о создании Национального совета по оценочной деятельности (НСОД). Предполагалось, что НСОД станет площадкой, на которой оценочные объединения России смогут вырабатывать согласованные решения и, опираясь на них, эффективно отстаивать интересы оценочного сообщества не только внутри страны, но и за ее пределами. К сожалению, на данном этапе в рамках НСОД согласованность действий дается с трудом.
В настоящее время идет подготовка ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"". Необходимо, чтобы данный проект закона стимулировал создание условий, позволяющих оценщикам России успешно конкурировать с западными коллегами на территории РФ после ее присоединении к ВТО. Поскольку в соглашениях ВТО стандарты оценочной деятельности отсутствуют, необходимо в срочном порядке рассмотреть стандарты всех оценочных сообществ, действующих на территории России, включая международные, с тем чтобы выработать национальные стандарты оценки (НСО).
С этой целью Национальная лига субъектов оценочной деятельности (НЛСОД) в рамках своих комитетов, а также Комитета ТПП РФ по оценочной деятельности более года проводит кропотливую работу по изучению международных, европейских и американских стандартов оценки и практики оценки. Выработка структуры и содержания национальных стандартов оценочной деятельности осуществляется на основе всестороннего анализа предложений и замечаний, поступающих от членов НЛСОД. При разработке стандартов оценки за основу принят стандарт ISO 9001:2000. Его применение позволяет сформировать механизмы взаимодействия между всеми участниками оценочной деятельности. В настоящее время НЛСОД осуществляет подготовку к международной сертификации систем менеджмента качества (СМК) ряда оценочных компаний – членов НЛСОД, что позволяет создать уникальную методическую основу для сертификации в данной области, которой не обладают российские и большинство зарубежных органов по сертификации.
Эта работа будет продолжена в рамках НП "Саморегулируемая организация "Федерация независимых оценщиков и экспертов"", учрежденной в конце 2004 г. ТПП РФ, НЛСОД, Коллегией профессиональных оценщиков и целым рядом других оценочных объединений. Надеемся, что данная организация, в деятельности которой, как предполагается, примут участие региональные и межрегиональные структуры, станет реальным объединением большинства оценщиков России, заинтересованных в сохранении и развитии национального рынка оценки.