Нужны ли государству крылья?
Рейтинг 50 наиболее стратегичных оборонных предприятий России
Центр сертификации и рейтингов ИНЭС
Нужны ли государству крылья?
"Экономические стратегии", №1-2005, стр. 52-57
Возможности сырьевого роста экономики без развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей приближаются к своему пределу. Это очевидно для всех. Но как наиболее рационально распорядиться громадным денежным избытком, получаемым от процветающей нефтяной и газовой промышленности (профицит бюджета за 2004 г. – 18,7 млрд евро, золотовалютные резервы достигли 100 млрд евро), – это вопрос, требующий продуманного решения.
На сегодняшний день существует два варианта использования накопленных денежных средств. Первый – досрочное погашение долга Парижскому клубу, составляющего 45 млрд долл., и консультации в этом направлении уже ведутся.
В частности, в январе 2005 г. продолжились переговоры о выкупе в течение трех лет всего долга, и Россию уже поддержали страны – лидеры Парижского клуба – Германия и Италия, страдающие от бюджетного дефицита. На них российские денежные вливания могут оказать оздоравливающее воздействие. Второй – использование свободных денег для интенсивного развития отечественной промышленности, создающей высокотехнологическую продукцию (так называемый индийский вариант). Обсуждению этого вопроса было посвящено совещание под руководством Президента, состоявшееся в Новосибирском Академгородке в январе 2005 г. На совещании было принято решение о создании на территории России особых экономических зон двух типов – технико-внедренческих (для производства нового продукта) и промышленно-производственных (для серийного выпуска инноваций). Предполагается, что реализация этого проекта в 2010 г. позволит увеличить долю ИТ-сектора в ВВП России с нынешних 0,2% до 4-5%, а объем рынка увеличить до 40 млрд долл. Однако для достижения поставленных целей недостаточно введения льготного режима налогообложения только для особых зон. Скорее всего, всей отрасли потребуется поддержка государства.
Реализация данного проекта потребует решения еще одной проблемы, а именно приведения в соответствие с международными стандартами закона об интеллектуальной собственности. Это позволит привлекать к реализации наукоемких проектов иностранных инвесторов, которые сейчас очень осторожно относятся к вложению средств в ИТ-сектор, считая это достаточно рискованным делом. Усиление защиты прав собственности также важно с точки зрения вхождения России в ВТО.
На фоне обсуждения вопроса о создании технопарков разгорается борьба за право стать лидером в этой области. Скорее всего, основные баталии развернутся между Новосибирской и Нижегородской областью. Например, губернатор Новосибирской области на следующий день после визита Президента заявил: "Я думаю, мы подготовимся к конкурсу быстрее других территорий. Конечно, чтобы получить статус ОЭЗ (особой экономической зоны. – Прим. ред.), нам придется пройти конкурсный отбор и доказать преимущества нашего проекта, чтобы в правительстве не возникло сомнений в отношении него". В свою очередь власти Нижегородской области уже выделили 45 га земли и 4,5 млн руб. из местного, а в 2005 г. ожидают еще 140 млн руб. из федерального бюджета. Кроме администрации Нижегородской области в продвижении этого проекта очень заинтересованы АФК "Система", Российский федеральный ядерный центр, его подразделение ВНИЭФ "Конверсия", Росатом. Сообщается, что вложения в него частных инвесторов уже составили около 70 млн руб. Скорее всего, решение этого вопроса будет зависеть от способности заинтересованных сторон привлечь иностранных инвесторов.
Успешная реализация концепции особых экономических зон, возможно, поможет решить и проблему оттока капитала, который в 2004 г. по сравнению с 2003 г. увеличился более чем в три раза, составив 2% от ВВП. Может быть, частные инвесторы вместо оплаты импортных поставок и валютных инвестиций, за счет которых и происходит основной отток средств, предпочтут инвестировать в рублях.
Ключевые игроки
ФГУП "Рособоронэкспорт" добился создания нового оборонного холдинга, объединяющего всех российских производителей вертолетов марки "Ми". Усиление блоков "Целеполагание" и "Ресурсы". Созданная ОАО "Корпорация "Вертолеты Миля" объединила Московский вертолетный завод (МВЗ) имени Миля, Московский машиностроительный завод "Вперед", Ступинское машиностроительное производственное предприятие и Улан-Удэнский авиационный завод, причем головной управляющей компанией концерна стала дочерняя структура "Рособоронэкспорта" – "Оборонпром". Объем экспорта военных и гражданских вертолетов марки "Ми", разрабатываемых и изготавливаемых предприятиями корпорации, оценивается в 600 млн долл. в год, что может составить до 11% мирового вертолетного рынка.
ФГУП "Рособоронэкспорт" сохранил абсолютное лидерство в экспорте продукции военного назначения. Объем поставок и валютных поступлений по линии госпосредника равен 5 млрд долл., то есть около 90% всего российского экспорта. Это всего на 4-5% меньше по сравнению с 2003 г., когда доля РОЭ составляла 94%. Фиксация блока "Финансы".
«РОСОБОРОНЭКСПОРТ»: экспорт на высшем уровне
Концерн "Тракторные заводы" принимает участие в тендере на покупку активов предприятия "Курганмашзавод", выпускающего промышленную и строительную технику, оборудование для нефтегазовой отрасли, а также боевые машины пехоты (БМП). Это приобретение позволит концерну удовлетворить растущий спрос на его продукцию, а также выполнить контракт для РАО "Российские железные дороги" стоимостью 1 млрд долл. Усиление блока "Адаптация".
Концерн "Алмаз-Антей" стал головным подрядчиком по контракту на поставку Китаю систем противовоздушной обороны С-300 ПМУ в количестве от четырех до восьми дивизионов на сумму от 450 до 900 млн долл. Усиление блока "Финансы". Однако реализацию этой сделки может затруднить то, что концерн до сих пор не получил лицензии на экспорт военной техники. Если ситуация не разрешится, то с российской стороны контракт заключит "Рособоронэкспорт", что также положительно повлияет на его блок "Финансы".
ОАО "Туполев" имеет все основания выиграть конкурс по приобретению "Аэрофлотом" 50 региональных самолетов, так как предлагаемый ими среднемагистральный самолет Ту-334 имеет целый ряд преимуществ по сравнению с самолетами конкурентов. Помимо технических характеристик преимуществом является высокая степень готовности машины по сравнению с Ан-148 и российским региональным самолетом RRJ. Этот факт может сыграть решающую роль в выборе победителя конкурса. Усиление блока "Адаптация".
Для удовлетворения внутреннего спроса ОАО "Туполев" создало компанию "Проект-3000", которая заключила контракт с "Авиантом" на производство 20 самолетов Ту-334 для российских авиаперевозчиков. Согласно предварительным заявкам, потребность в Ту-334 составляет 170 единиц. Усиление блока "Реализация". ОАО "Туполев" также пытается выйти со своей машиной на международный рынок, а именно совместно с "Авиаэкспортом" продвигает Ту-334 на китайский рынок. Усиление блока "Реализация стратегии".
Раменский приборостроительный завод (РПЗ) активно реализует программу по повышению эффективности работы в кооперации с предприятиями, входящими в НПЦ "Технокомплекс". Ее результатом стало освоение серийного выпуска более 30 типов наукоемких авиационных изделий. В частности, разработаны и серийно выпускаются несколько типов новых высокоточных динамически настраиваемых гироскопов, лазерных гироскопов и кремниевых акселерометров. Усиление блоков "Бизнес-среда" и "Реализация".
ОАО "Аэроприбор-Восход", также входящее в корпорацию НПЦ "Технокомплекс", недавно представило серию приборов нового поколения, а именно высокоточный электронный барометрический высотомер, предназначенный для переоснащения самолетов отечественного производства, в первую очередь выполняющих международные полеты, многофункциональный приемник воздушного давления для магистральных самолетов, систему воздушных сигналов, устанавливаемую на самолеты Бе-200, Ту-204, Ту-214, Ту-334, Ил-114, а также пилотажный комбинированный резервный прибор, предназначенный для измерения и индикации барометрической высоты, вертикальной скорости, приборной скорости и числа М. Усиление блока "Реализация".
Подводя итог всему вышесказанному, можно констатировать реальные положительные сдвиги в данном секторе высокотехнологичного комплекса. Однако это не означает, что здесь не осталось нерешенных проблем. Они есть в области гражданской авиации, кроме того, усиливается конкуренция на рынке вооружений и военной техники, и это требует новых технологических решений. Поэтому государственная программа развития ВТК, причем на долгосрочную перспективу, – это необходимость, востребованная временем.
Действующие лица: Рейтинг «50 наиболее стратегичных оборонно-промышленных предприятий России», выпуск № 1(35) 2005
№
|
Компания
|
Деятельность
|
Общий уровень стратегичности
|
Рейтинговый статус
|
1
|
«Рособоронэкспорт» * | внешнеэкономическая |
86,7
|
AAB
|
2
|
НПК «Иркут» * | авиационная |
85,9
|
ABA
|
3
|
АХК «Сухой» * | авиационная |
85,5
|
ABA
|
4
|
«Каскол» * | авиационная |
77
|
BBA
|
5
|
«Алмаз-Антей» * | авиационная |
75,8
|
BAB
|
6
|
«ГКНПЦ им М.В. Хруничева» * | ракетно-космическая |
75,6
|
BBB
|
7
|
«КнААПО им. Ю.А. Гагарина» * | авиационная |
75,1
|
ABB
|
8
|
РКК «Энергия»* | ракетно-космическая |
73,6
|
BBB
|
9
|
РФЯЦ-ВНИИТФ * | ядерные вооружения |
73,4
|
ABB
|
10
|
«Аэрокосмическое оборудование» * | авиационная |
68,2
|
BBB
|
11
|
НПО «Сатурн» * | авиационная |
66,7
|
BBB
|
12
|
«Казанский вертолетный завод» * | авиационная |
64
|
ACB
|
13
|
«Тактическое ракетное вооружение» * | авиационная |
61,8
|
BBB
|
14
|
«Московский институт теплотехники» * | ракетно-космическая |
61,5
|
ABB
|
15
|
«КАПО им. С.П. Горбунова» * | авиационная |
59,1
|
BBC
|
16
|
«Адмиралтейские верфи» * | судостроительная |
57,4
|
BBC
|
17
|
«Уфимское моторостроительное производственное объединение» | авиационная |
57,3
|
BBB
|
18
|
«Балтийский завод» | судостроительная |
56,7
|
BBC
|
19
|
«Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» | авиационная |
56,5
|
ABB
|
20
|
«Северная верфь» | судостроительная |
56,2
|
BBB
|
21
|
ММПП «Салют» | авиационная |
56,1
|
BBC
|
22
|
«Уралвагонзавод» | промышленность вооружений |
56
|
ABB
|
23
|
«Конструкторское бюро приборостроения» | промышленность вооружений |
55,9
|
ABB
|
24
|
«Роствертол» | авиационная |
55,7
|
BBC
|
25
|
РСК «МиГ» | авиационная |
55,4
|
BCB
|
26
|
«Пермская научно-производственная приборостроительная компания» | авиационная |
55,3
|
ABA
|
27
|
«Конструкторское бюро машиностроения» | промышленность вооружений |
55,1
|
BBB
|
28
|
НПЦ «Технокомплекс» | авиационная |
54,9
|
CBB
|
29
|
«Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля» | авиационная |
54,7
|
CBB
|
30
|
«Протон – Пермские моторы» | ракетно-космическая |
54,6
|
BBB
|
31
|
РФЯЦ-ВНИИЭФ | ядерные вооружения |
54,5
|
BBC
|
32
|
ЦКБ «Рубин» | судостроительная |
54,3
|
CCB
|
33
|
«Северное машиностроительное предприятие» | промышленность вооружений |
54,2
|
BCC
|
34
|
«Завод им. В.А. Дегтярева» | промышленность вооружений |
54,1
|
BBB
|
35
|
«Мотовилихинские заводы» | промышленность вооружений |
54
|
BCB
|
36
|
«Уральский оптико-механический завод» | промышленность вооружений |
53,9
|
BCC
|
37
|
«Оборонительные системы» | промышленность вооружений |
53,1
|
CCB
|
38
|
«Авиастар-СП» | авиационная |
53
|
CBB
|
39
|
«Авиаприбор-холдинг» | авиационная |
52,9
|
BCB
|
40
|
«ЛОМО» | промышленность вооружений |
52,7
|
CBC
|
41
|
«ЦСКБ-Прогресс» | ракетно-космическая |
52,3
|
BCB
|
42
|
«Энергомаш» | ракетно-космическая |
52
|
CBC
|
43
|
«Русская авионика» | авиационная |
51,4
|
BBB
|
44
|
ОАО «Туполев» | авиационная |
51,1
|
ABC
|
45
|
«Раменский приборостроительный завод» | авиационная |
50,7
|
CCC
|
46
|
НПО «Молния» | авиационная |
50,6
|
BCC
|
47
|
ЦНИИ «Электроприбор» | судостроительная |
50,4
|
BCC
|
48
|
НПО «Искра» | ракетно-космическая |
50,2
|
BCC
|
49
|
МАК «Вымпел» | ракетно-космическая |
50,1
|
BCC
|
50
|
«НПО прикладной механики им. М.Ф. Решетнева» | ракетно-космическая |
49,5
|
BCC
|
* Предприятия, входящие в группу 100 наиболее стратегичных компаний России.
|