Алхимия власти
Трудное искусство – властвовать, не превращаясь в тирана; преклоняться, не превращаясь в раба. Авторы утверждают, что можно успешно пользоваться властью, не обладая ею формально. При этом люди могут и не осознавать, что они находятся в вашей власти, – это вовсе не мешает вам проводить свои намерения через них.
Бронислав Виногродский, Сергей Мстиславский
Алхимия власти
"Экономические стратегии", №7-2004, стр. 40-45
Виногродский Бронислав Брониславович — президент фонда «Экология социальной культуры», Мстиславский Сергей Борисович — президент компании «Современные программы обучения».
Начало серии публикаций о китайском стратегическом мышлении в № 4/2003.
Чинопочитание и прочие внешние атрибуты отношений между младшими и старшими в наше время считаются чем-то неприличным. Демократичному стилю руководства, как думает немало людей, соответствует панибратство – намеренное сокращение дистанции в общении при сохранении дистанции в реальных полномочиях. Старость лишена даже внешних проявлений пиетета – у человека пожилого нет преимуществ ни в повседневном общении, ни в социальном статусе. Люди, занимающие высокие посты, вроде бы защищены от такого отношения. Но как только человек по каким-то причинам лишается поста либо близок к этому, он становится объектом разнузданной критики. По-видимому, показное уважение к людям, занимающим высокое положение, скрывает те же чувства, которые проявляются к старшим по возрасту. Люди "при постах" имеют за спиной "силовую" систему, однако стоит им отойти от власти, как добропорядочные граждане считают своим долгом выместить все накопленное и высказать все невысказанное. Стариков же, как правило, ничто не защищает, поэтому неуважительное отношение проявляется открыто. Мы не воспринимаем эту ситуацию как серьезную проблему и, соответственно, не замечаем последствий. А они весьма негативны. Достигая зрелого возраста, люди начинают испытывать подспудную неуверенность, что немедленно сказывается на всех аспектах их жизни. Те, кто достиг власти, всячески стараются удержать ее либо выжать из нее максимум, чтобы, удалившись от дел, защитить себя от любых превратностей судьбы. Так они провоцируют еще большее недовольство и неуважение "низов". Тем временем опыт и мудрость людей пожилых оказываются невостребованными, – так же, как опыт и мудрость людей, побывавших у власти.
В Китае правильные взаимоотношения "верхов" и "низов", старших и младших всегда считались основой, на которой можно взращивать здоровое управляемое общество. При этом имеют значение как внешние атрибуты (ритуал), так и внутреннее чувство почтения со стороны младших, благоволение и внимание со стороны старших. Распределение людей по старшинству и культивирование соответствующих форм общения, воплощенных в языке, жестах, поведении, считалось важнейшим приемом установления порядка в любой общности – от семьи до всей Поднебесной. Когда Конфуция спросили о сущности истинного правления, он ответил просто: "Правитель должен вести себя как правитель, чиновник – как чиновник, отец – как отец, а сын – как сын". По мнению Сунь-цзы, успешно управлять войском можно лишь в том случае, если оно "правильно разделено сообразно численности", "определены командиры, порядок продвижения по службе и смещения с должностей". Речь об этом идет в пятой главе трактата, посвященной формированию успешной диспозиции и внутренней организации войска. Основой ее являются, в сущности, надлежащим образом налаженные и поддерживаемые отношения между старшими и младшими: "пусть в бою все спутано, но в позиции войска не должно быть изъянов, и победить его будет невозможно".
Для примера возьмем нашумевшие дела известных олигархов – Березовского, Гусинского и Ходорковского. Эти люди приобрели свое состояние и положение в обществе во многом благодаря "особым отношениям", которые у них сложились с властью. На определенном этапе им стало казаться, что между ними и властью нет никакой границы, что они есть часть власти и потому могут себе позволить очень многое во взаимоотношениях с нею. Гусинский в свое время в интервью израильскому телеканалу заявил: "В начале ХХ века говорили: "Что хорошо для Форда, то хорошо и для Америки". В наши дни можно сказать, что для России хорошо то, что хорошо для группы МОСТ". Подобные заявления делал и Березовский. Ходорковский был менее прямолинеен, но в его многочисленных интервью незадолго до памятных событий довольно громко звучала тема того, что только олигархи (люди эко