Горячо ковать, да холодно торговать

Номер 5-6. Отражение варварства

Рейтинг 50 наиболее стратегичных металлургических компаний России.

Рейтинговый центр ИНЭС
Горячо ковать, да холодно торговать

"Экономические стратегии", №5-6-2004, стр. 76-79

В развитии российской металлургической промышленности с начала 1990-х годов можно выделить несколько этапов. До середины 1998 года происходило падение объемов производства, обусловленное снижением потребления металлов на внутреннем рынке. В 1999 и 2000 годах металлургия была одним из лидеров по показателям роста производства в отраслях промышленности. Основными факторами роста производства в отрасли в этот период были повышение эффективности экспорта металлопродукции, вызванное девальвацией рубля и благоприятной внешней конъюнктурой, а также увеличение внутреннего спроса на металлы.

Таблица 1. Экспорт черных и цветных металлов за первое полугодие 2004 года, млн долл.

Однако к началу 2001 года факторы, обеспечивающие развитие металлургии в 1999-2000 годах, в основном были исчерпаны, что привело к замедлению темпов роста производства. Ситуация 2001-2002 годов характеризовалась несбалансированностью спроса и предложения для сталелитейной промышленности: во-первых, была нарушена привычная система торговых потоков между рынками США, Западной Европы и Юго-Восточной Азии; и, во-вторых, резко ужесточилась внешнеторговая политика стран – импортеров стали – было возбуждено несколько десятков антидемпинговых расследований, преимущественно направленных против российских, украинских, японских и корейских экспортеров.

Сложившаяся ситуация изменилась в 2003 году. Благодаря значительному росту цен на металлопродукцию как на мировом рынке, так и на российском, а также отмене экспортных пошлин на черные металлы российские сталелитейные компании вошли в число лидеров не только по рентабельности, но и по валовому объему чистой прибыли, которая превысила 5 млрд долл., что сопоставимо с показателями нефтяной промышленности. Рост производства и стремительный рост прибыли российских металлургических компаний в 2003 году вывел металлургию в лидеры российского фондового рынка: средний рост курса акций металлургических предприятий за 2003 год составил 160%.

В 2004 году рост цен на рынке металлов продолжился: за первый квартал этого года мировые цены выросли на 44%, а российские – на 37%. Доходы России от экспорта черных металлов в первом полугодии 2004 года увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 70,8%. Похожая ситуация наблюдается и в цветной металлургии: например, экспортная выручка от продаж российского алюминия за январь-июнь 2004 года на 45,3% превышает показатель аналогичного периода прошлого года, а выручка от экспорта меди увеличилась на 25,9%.

В опубликованном Минэкономразвития прогнозе социально-экономического развития России на 2005 год и основных параметрах прогноза до 2007 года предполагается, что прибыль предприятий черной металлургии в 2007 году может возрасти в 1,4 раза от уровня 2003 года, что подразумевает сохранение тенденции роста цен на металл и в дальнейшем.

Верхне-Салдинское металлургическое производственное объединение (ВСМПО) усилило позиции в рейтинге (РС-13), выйдя на первое место в мире по производству титана для ведущих cамолетостроительных компаний и заняв 29% мирового рынка (усиление узлов "Реализация" и "Бизнес-среда"). Благодаря резкому увеличению спроса на титан рост поставок металла ВСМПО за рубеж в первом полугодии составил 62%. Например, Boeing и Airbus в 2004 году увеличили свои заказы на 25-30% каждая, притом что ВСМПО покрывает потребность в титановых сплавах у Boeing на 30-35% и у Airbus – на 65-70%.
В 1998 году ВСМПО приобрело более 70% акций ОАО "АВИСМА Титано-магниевый комбинат" – своего основного поставщика титанового сырья. А в начале августа было объявлено о слиянии ВСМПО и АВИСМА путем присоединения комбината. При этом предполагается, что осенью титановый холдинг будет реорганизован в ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" (усиление узла "Сети").

Позиции компании "Уральская сталь" в нашем рейтинге также укрепились (РС-15). За январь-июнь 2004 года компания на 3% превысила запланированный объем производства стали, по сравнению с первым полугодием 2003 года выпуск продукции возрос на 5%. Недавно компания завершила реализацию инвестиционного проекта по снижению механических примесей в повторно используемой в производстве воде, что позволит избежать преждевременного износа оборудования и возникновения дополнительных затрат на замену и ремонт (узел "Реализация").

Стальная группа "Мечел" спустилась в рейтинге до 11-го места. Одной из причин этого послужил серьезный конфликт между группой и Магнитогорским меткомбинатом. ММК прекратил поставки стали "Мечелу", поскольку в течение нескольких месяцев не получает от него уголь и руду – группе выгоднее их экспортировать из-за высоких цен на сырье (ослабление узла "Бизнес-среда"). Несмотря на высокие цены на стальной прокат, Челябинский металлургический комбинат (основной актив группы "Мечел") отличается невысокой рентабельностью, которая по итогам 2003 года составила 5,4%, а за первый квартал 2004 года опустилась до 1,4% при среднеотраслевом значении 15 и 25-30% – для крупнейших комбинатов (узел "Реализация стратегии").

* * *

Мировая рыночная конъюнктура постоянно меняется, и за ростом цен на металлы последует их падение. Поэтому за период высоких цен металлургическим компаниям необходимо аккумулировать средства, которые впоследствии можно будет инвестировать в производство исходя из новых рыночных условий.


Виктор Рашников, генеральный директор ОАО «ММК»
Вступление России во Всемирную торговую организацию неизбежно, поскольку процесс интеграции нашей страны в мировую экономику идет полным ходом. Другой вопрос — насколько Россия готова к такому шагу. Магнитка не боится конкуренции — нам уже сейчас приходится отвоевывать рынки сбыта у ведущих сталелитейных компаний. Но в стране множество неконкурентоспособных предприятий. У каждого из них должен быть свой план действий в сложившейся ситуации. В Магнитогорске еще недавно два крупных предприятия — калибровочный и метизный заводы — переживали не лучшие времена. Создание холдинга во главе с металлургическим комбинатом позволило увеличить производство и решить многие вопросы на этих заводах. У каждого предприятия есть неиспользованные ресурсы. А конкуренция на мировом рынке должна стать стимулом для отечественных производителей.


Действующие лица: рейтинг "50 наиболее стратегичных металлургических компаний в России" (июль – август 2004 г.), выпуск № 5/6 (31/32) 2004

Положение, 2004 г.
Компания
Деятельность
Общий уровень стратегичности
Рейтинговый статус
Изменение
январь – июнь
июль – август
1
1
«Северсталь» * черная металлургия
87,7
AAA
2
3
«СУАЛ-Холдинг» * цветная металлургия
87
AAA
3
2
«Норильский никель» * цветная металлургия
86,7
AAA
4
5
«ЕвразХолдинг» * черная металлургия
86,5
AAA
5
6
«Новолипецкий металлургический комбинат» * черная металлургия
86
AAA
6
7
«Магнитогорский металлургический комбинат» * черная металлургия
81,4
ABA
7
4
«Русский алюминий» * цветная металлургия
81,1
BAB
8
9
«УГМК-Холдинг»* цветная металлургия
75,8
BBB
9
8
«Объединенная металлургическая компания» * черная металлургия
73,6
BBB
10
11
«Металлоинвест» * черная металлургия
73
BBB
11
10
«Мечел» * черная металлургия
70,4
BBB
12
12
«МАИР» * черная металлургия
65,8
BBB
13
14
«ВСМПО» * цветная металлургия
60,1
BCB
14
15
«Трубная металлургическая компания» черная металлургия
59,8
BCB
15
17
«Уральская сталь» черная металлургия
59,5
BCB
16
19
«Челябинский трубопрокатный завод» черная металлургия
59,4
BCB
17
24
«Первоуральский новотрубный завод» черная металлургия
59,2
CCB
18
18
«Тулачермет» черная металлургия
58,5
CBC
19
23
«Магнезит» черная металлургия
58,3
CCB
20
20
«Алтай-Кокс» черная металлургия
58,2
BCC
21
21
«Красный Выборжец» цветная металлургия
58,1
BCC
22
27
«Ашинский металлургический завод» черная металлургия
58
BCC
23
16
«Оскольский электрометаллургический комбинат» черная металлургия
57,7
BCB
24
30
«Уфалейникель» цветная металлургия
57,5
CCC
25
25
«Кыштымский медеэлектролитный завод» цветная металлургия
57,3
CCC
26
26
«Златоустовский металлургический комбинат» спецстали и ферросплавы
57,2
CCC
27
22
«Металлург» цветная металлургия
56,9
CCC
28
28
«Соликамский магниевый завод» цветная металлургия
56,5
BCC
29
29
«Ревдинский завод по обработке цветных металлов» цветная металлургия
55,8
BCC
30
34
«Новосибирский оловянный комбинат» цветная металлургия
55,3
CCC
31
32
«Уральский трубный завод» трубное производство
54,6
BCC
32
40
«Электросталь» черная металлургия
54,1
CBC
33
31
«Челябинский электродный завод» электродное производство
53,8
CCC
34
39
«Гурьевский металлургический завод» черная металлургия
53,2
BCC
35
35
«Свободный сокол» черная металлургия
53
CCC
36
46
«Ступинская металлургическая компания» черная металлургия
52,7
CCC
37
49
«Волгоградский алюминий» цветная металлургия
52,5
BCC
38
44
«Амурметалл» черная металлургия
52
CCC
39
37
«Красноярский завод цветных металлов» металлургия
51,3
CCC
40
36
«Кузнецкие ферросплавы» спецстали и ферросплавы
51
CCC
41
48
«Лысьвенский металлургический завод» черная металлургия
50,3
CCC
42
41
«Подольский завод цветных металлов» цветная металлургия
50
ССС
43
«Металлургический холдинг» черная металлургия
49,8
ССС
44
47
«Самарская металлургическая компания» цветная металлургия
49,3
CCC
45
«Московский завод по обработке цветных металлов» цветная металлургия
49
CCC
46
50
«ВМЗ «Красный Октябрь» спецстали и ферросплавы
48,9
CCC
47
45
«Камский литейный завод» метизное производство
48,7
CCC
48
«Полиметалл» цветная металлургия
48,6
ССС
49
42
«Завод редких металлов» цветная металлургия 
48,3
CCC
50
«Электроцинк» цветная металлургия
48,2
CCC
* Компании, входящие в число 100 наиболее стратегичных компаний России.

Следить за новостями ИНЭС: