Матрица организации и эволюция стратегии: теория изменения
В статье затронуты вопросы изменения стратегического анализа и менеджмента на всех уровнях, в бизнесе и в обществе. События в России в 1905, 1917, 1989, и 1998 годах можно, по всей видимости, рассматривать как прелюдии. Таковыми могли бы быть и постепенные, едва заметные изменения, происходящие в повседневной жизни и изредка перемежающиеся трагедиями. Общества и фирмы постоянно изменяются. В первую очередь автор статьи стремится развить специфический англо-русский подход к бизнесу и к бизнес-стратегии, во многом наследующий современные знания о бизнесе, преимущественно из Северной Америки.
Робин Мэтьюз
Матрица организации и эволюция стратегии: теория изменения
"Экономические стратегии", №5-6-2004, стр. 16-23
Робин Мэтьюз — президент Международной лиги стратегического управления, учета и оценки, профессор Центра Международного бизнеса Школы бизнеса Кингстонского университета, МВШСЭН; академический директор программы MBA Кингстонского университета при АНХ; член редакционного совета журнала «Экономические стратегии». Перевод с английского П.Н. Мальцева.
Прелюдия
Весной 1750 года с улиц Парижа стали исчезать дети – совсем крохотные и подростки 14-15 лет. Народ во всем винил власти. Начались уличные столкновения. Плохой урожай вызвал миграцию в города. Дело в том, что, по эдикту 1749 года, в Париже было приказано отлавливать всех бездомных, включая детей. Констеблям платили за каждого арестованного, поэтому они проявляли чрезмерное усердие – хватали детей даже в церквах. По Парижу поползли слухи: Людовик XV болен проказой. Тогда считали, что эту болезнь можно вылечить, купаясь в крови детей. Королю пришлось спасаться бегством из Парижа по просеке, специально прорубленной в Булонском лесу. Существовала реальная опасность революции, однако бунт угас.
Были ли описанные события преддверием событий 1789 года? Людовик XVI взошел на престол в 1774 году на волне благорасположения народа. Даже его австрийскую жену Марию Антуанетту (Австрия была традиционным врагом Франции) сначала приветствовали в Париже. А в 1793 году Людовик был казнен, французское правительство свергнуто. Постепенные изменения прекратились. Произошла революция, началась европейская война.
Введение
В статье затронуты вопросы изменения стратегического анализа и менеджмента на всех уровнях, в бизнесе и обществе. События в России в 1905, 1917, 1989 и 1998 годах можно по всей видимости рассматривать как прелюдии. Таковыми могли бы быть и постепенные, едва заметные изменения, происходящие в повседневной жизни и изредка перемежающиеся трагедиями. Общества и фирмы постоянно изменяются (в границах вероятности). Автор статьи поставил перед собой четыре основные цели:
- описать общую теорию изменения организации;
- развить метамодель стратегического анализа, опираясь на статьи, опубликованные в журнале "Экономические стратегии";
- описать границу вероятности как аттрактор, в котором эволюция возможна и к которому организации стремятся;
- обсудить принятие стратегических решений на границе вероятности на языке энниаграммы.
Но в первую очередь автор стремился развить специфический англо-русский подход к бизнесу и бизнес-стратегии, во многом наследующий современные знания о бизнесе, преимущественно из Северной Америки.
Рассмотрим следующие вопросы. Какова природа изменения? Есть ли объяснение, которое приложимо и к изменениям в бизнесе, и к изменениям в обществе? Почему некоторые изменения ограничены, в то время как в результате других возникают великие революции? Существует ли соответствие с изменениями в физических системах? Похож ли в каком-то смысле конец Enron, WorldWide или Marconi на конец царизма, коммунизма или исчезновение динозавров? Соответствует ли постепенная (дарвиновская) эволюция видов или совместная эволюция экологии растений и животных постепенной (дарвиновской) эволюции продуктов, фирм, отраслей промышленности, экономик или технологий? Приводятся ли в действие процессы, приносящие внезапные революционные финансовые, экономические и политические изменения (коллапсы фондового рынка, конец бизнес-империй или национальных империй), так же, как приводятся в действие процессы, вызывающие внезапные пагубные изменения в физическом мире (неустойчивое равновесие, землетрясения, извержение вулканов, массовые угасания)? Является ли изменение неизбежным результатом событий, не подконтрольных организациям (внешняя динамика)? Или в какой-то степени возможны самоадаптация или самоопределение? Каковы взаимоотношения между способностью к самоадаптации и хаосом? Существует ли изменение такого масштаба, которое предполагает вероятность исчезновения человеческого рода? Эти вопросы связаны со стратегией. Мы будем говорить о бизнес-стратегии, но подобные проблемы возникают и в политике, и в экономике, и в обществе.
Стратегия – это эволюционный процесс, траектория во времени, которая, если она успешна, может привести к выживанию и увеличению соответствия бизнес-окружению. Если стратегия не имеет успеха, результатом может быть даже гибель организации. Стратегия – это процесс поиска альтернативных решений проблем, возникающих из-за изменений в бизнес-окружении (изменений в макроэкономике, технологии, правительственной политике, стратегии конкурентов и т. д.). Ясно, что проблемы стратегии сложны, попадают в NP-класс [2], который включает большое число переменных (физические активы, человеческое бытие и неосязаемые активы, такие как репутация, знания и обучение); масштаб проблемы увеличивается экспоненциально по отношению к числу видов деятельности (N). Обычно эти проблемы не имеют простых (минимаксных) решений. Одной из гипотез, на которой базируются исследования журнала "Экономические стратегии", является следующая: подходы физических и биологических наук к таким проблемам (статистическая механика и эволюционное программирование, например) должны быть использованы при создании стратегии организации.
Стратегическое принятие решений
Если организации не способны к самоадаптации (внутренняя динамика), то они находятся во власти своего окружения. Тогда они управляются дарвиновскими процессами (внешняя динамика): подобны бумаге, на которую дует ветер, не имеют корней, ими нельзя управлять изнутри. Следовательно, существование стратегии зависит от возможностей внутренней динамики, которая может быть либо проактивной (упреждающей), либо реактивной (отвечающей). Я выдвигаю гипотезу, что доминирующая форма стратегии – реактивная в манере Кутузова (как она описана Толстым); благодаря ей организация следует в определенном направлении или по траектории в ответ на события или ожидание событий. Траектория предварительно описана набором общих параметров, которые определяют карму индивидуума или организации.
Стратегическая траектория существует сама по себе и описана многими способами, один из которых – энниаграмма. Прибыль представляет собой излишек сверхзатрат, равный валовому доходу, минус затраты. Если общества не создают прибыли, они просто обеспечивают существование и не могут эволюционировать или расти. В матрице организации прибыль создается благодаря связям между разными видами деятельности.
Основные роли лиц, принимающих решения (ЛПР):
- идентифицировать потенциальные прибыли в матрице организации (идентификация прибылей);
- сформировать коалиции видов деятельности, которые имеют потенциал создавать прибыли, излишек сверхзатрат (создание коалиции);
- создавать связи в матрице организации между видами деятельности так, чтобы потенциальные прибыли могли быть реализованы (созидательные связи);
- открыть новый потенциал (творческое воображение): таким образом, общество и бизнес коэволюционируют.
"Менеджер" и "менеджмент" являются терминами, которые описывают статус (полномочия, должность и право распоряжаться распределением излишка, обусловленное наличием контроля над активами или ресурсами), а не функцию в смысле выполнения четырех ролей [3]. Стратегические решения принимаются на многих уровнях организационной иерархии ( рис. 3). Хотя иногда статус и функция совпадают, термины "специалист, принимающий стратегические решения", или "стратегический агент" (более кратко – специалист, принимающий решения, или агент), предпочтительнее по отношению к четырем ролям.
Роли могут осуществляться психостатическим способом, целиком запрограммированным грамматикой и внешней динамикой, или психокинетическим (сознательным) способом. В статье сформулирована гипотеза: потребность в последнем способе является крайне срочной.
Междисциплинарные влияния
Статья написана благодаря многим другим публикациям и дискуссиям с коллегами. В процессе ее написания прежде всего использовалась литература по эволюционной теории [4]. В части взаимодействия внутренней и внешней динамики (рис. 2) она основывается на идеях И.Р. Пригожина о диссипативных системах [5].
Понятия внутренней и внешней динамики связывают размышления о матрице организации с размышлениями о диссипативных системах, эволюционной теории, идеях самоадаптации [6]. В литературе по динамике и существенным внутренним способностям и ресурсам, основанной на теориях фирмы, в значительной степени затронута способность организации к самоадаптации, или развитию внутренней динамики, что дает ей возможность пережить изменения окружающей среды [7]. Одним из достоинств настоящей работы является намерение объединить оба потока размышлений.
В статье также используются мистические идеи, ее автор обязан некоторым мистикам. Одна из особенностей работы ученых, связанных с журналом "Экономические стратегии", – это попытка сочетать научные идеи и мистицизм и использовать их в бизнес-контексте. Бизнес находится в центре культуры, и язык бизнеса хорошо знаком, так что перевод идей в бизнес-поле для изучения практиками является настоятельно необходимым. Сегодня Россия как никогда открыта новым идеям. Русская история свидетельствует, что "нормальная" наука (в том смысле, в каком ее понимает Kuhnian) в России [8] не в такой степени захватила сферу бизнеса, как на Западе, или по крайней мере является более открытой.
Мистицизм в новейшие времена ложно рассматривался как ненаучный. Фактически он касается прямого восприятия реальности и методик такого восприятия. Что касается науки, то мистические идеи должны быть тщательно проверены; здесь ничего нельзя принимать на веру. Понятие творческого воображения имеет своим источником работу Ибн Араби; оно сделалось доступным благодаря Корбину (Corbin, 1960). Энниаграмма появилась из старых источников, но заслуга ее обнаружения во многом принадлежит русским мистикам Г.И. Гурджиеву и П.Д. Успенскому, а также британцу Дж. Беннетту. Появившись из России в начале XX века, энниаграмма возвращается в Россию в начале XXI века.
В теории менеджмента большое внимание уделяется взаимоотношениям между стратегией, хаосом и самоорганизацией. В статье показано, как организации благодаря внутренней динамике естественно стремятся к границе вероятности (рис. 5). Это понятие тесно связано с идеей Бака о самоупорядоченной критичности в физических системах [9]. Из статьи должно быть ясно, что:
1) граница вероятности устанавливает, что организации и общества находятся в состоянии перманентной революции, во все времена подвергаясь постоянным изменениям больших или меньших масштабов;
2) граница вероятности является аттрактором: организации всех типов стремятся к такому состоянию;
3) граница вероятности является хаотическим аттрактором: результаты, размер изменения чувствительно зависят от первоначальных условий (ЧЗПУ);
4) концепция границы вероятности и другие концепции, упомянутые в статье, составляют вместе общую теорию. Эта теория приложима к организациям, большим или малым, частным или государственным, коммерческим или нет. В этот список входят правительственные институты и нации, которые представляют собой совокупность организаций и учреждений.
Матрица организации
Матрица организации – ключевой момент статьи. Это основа для метамодели стратегии. Эволюция организации (включая фирмы и отрасли промышленности) есть не что иное, как формирование и реформирование коалиций в матрице организации. Это процесс, протекающий на многих уровнях иерархии: от коалиций малых команд внутри организаций до фирм как коалиций бизнес-единиц или подразделений, до партнерства между фирмами или учреждениями. Эволюция организаций является результатом комбинации селекции, управляемой окружением (внешняя динамика), и самоадаптации (внутренняя динамика) благодаря внутренним процессам.
Рисунок 1. Иллюстрация матрицы организации [Ajk] и [ajk]
Матрица организации может быть альтернативно выражена как:
i. множество видов деятельности или
ii. набор выплат, связанных с видами деятельности.
Матрица – это множество элементов, подобно местам в театре идентифицированных по номеру ряда и столбца (ряд 2, место 9, A29). В матрице организации диагональные элементы (ряд 4, столбец 4, A44) обозначают самостоятельные виды деятельности, а недиагональные элементы – связанные виды деятельности (вид деятельности 2 сочетается (комбинируется) с видом деятельности 4, A24, или прибыль от связывания вида деятельности 2 с видом деятельности 4, а24).
Рис. 1 (a) – это простая иллюстрация матрицы организации на языке прибылей. Рис. 1 (b) представляет альтернативную иллюстрацию простой сети, чьи узлы являются диагональными элементами, а связи – недиагональными элементами. Прибыли независимо от видов деятельности (a11 и a22) равны 3 каждая. Потенциальные синергии положительны (матрица на рис.1 (a) супераддитивная или положительная сумма). Как независимые объекты (команды или, возможно, фирмы) они создают прибыли общей суммой до 6. Когда они скомбинированы, создаются потенциальные синергии, и их комбинированная потенциальная стоимость равна 10.
На рис. 1 (b) представлена альтернативная сетевая интерпретация матрицы организации, где диагональные элементы являются узлами, а недиагональные элементы (a21 и a12) – синергиями.
Коалиции
Мы должны различать матрицу организации как таковую и коалиции, которые представляют собой подмножества взаимозависимых видов деятельности. Виды деятельности комбинируются в коалиции в результате решений U, которые могут быть представлены бинарными строками (0 и 1), обозначающими соответственно и сотрудничество, и несотрудничество внутри коалиций [10]. На рис. 1 (c) представлена структура потенциальных коалиций. Если синергии реализуются, тогда мы имеем две двучленные коалиции, состоящие: первая из A11, A22, A21, A12 и вторая из A33, A34, A43 и A44, например, печатное дело и информационные технологии (отрасли промышленности или фирмы).
На рис. 1 (с) рассмотрим элемент A34, относительно слабо связанный по сравнению с A43, так что синергии в этой коалиции в общем положительны. Теперь предположим, что появляются новые возможности, такие как на рис. 1 (d), новые синергии. Виды деятельности 1 и 2 могут быть по-новому скомбинированы с видом деятельности 3. Печатное дело становится связанным с информационными технологиями, переставая при этом быть самостоятельным видом деятельности (A44). Старые коалиции исчезают. Новая потенциальная структура коалиций представлена на рис. 1 (d). Если синергии реализуются, мы имеем две коалиции, состоящие из первой коалиции A11, A22, A21, A12, A33, A32, A31, A13, A23 и второй, самостоятельного вида деятельности A44, которая формирует одночленную коалицию.
Аналитическая модель: стратегический треугольник
Выводы теории представлены на рис. 2. На основании диаграммы мы имеем с правой стороны матрицу организации [Ajk] в точке во время (t). Члены матрицы дают траекторию (T) потенциальных прибылей [ajk] в течение периода времени (t), которые реализуются с помощью принимаемых специалистами стратегических решений (любыми двумя ЛПР, условно обозначенными как j и k), чтобы сформировать коалицию (которая может быть командой, проектом или бизнес-единицей внутри организации, слиянием или партнерством между организациями) для реализации прибыли в течение этого периода времени.
Рисунок 2. Стратегический анализ
Стратегия проявляется либо при ответе на изменения, либо при ожидании изменений в бизнес-окружении в течение времени E(t). Ответы обусловлены набором правил, так же как, например, в игре в шахматы. Эти правила связаны своего рода грамматикой. Мы поговорим о грамматике позже.
Виды деятельности в матрице определены на многих уровнях: иерархия, простирающаяся от макроуровня – организации или набора организаций в промышленности или секторе – до составляющих их фирм, проектов, команд и фундаментальных видов деятельности, а также процессов на микроуровне. Виды деятельности – это строительные блоки организаций. Они повышают потенциальные прибыли ([akj]потенциал, k, j =1, 2,…….., N) или независимо друг от друга, или совмещаясь с другими видами деятельности.
Эволюция происходит благодаря формированию и реформированию коалиций в матрице организации:
i. открываются новые виды прибыли и новые виды деятельности,
ii. формируются новые коалиции, и
iii. существующие коалиции распадаются.
Эволюция принимает форму согласованной совместной (коалиционной) игры, создающей новые фирмы, отрасли и продукты. Эволюция увязана с появлением новых структур на многих уровнях организации. Матрица организации складывается из практик независимости и взаимозависимости, включая нелинейность, в которой для некоторых коалиций между видами деятельности недиагональные элементы потенциально положительны (поощрение коалиций между ними), в то время как для других видов деятельности диагональные элементы отрицательны (коалиции не поддерживаются). Новые открытия, новые технологии и новые рынки вызывают изменения в матрице организации, заставляя потенциальные прибыли изменяться и предоставляя стимулы для разрушения существующих коалиций и формирования новых коалиций всех размеров – больших и малых, – когда решения изменяются от 1 до 0 (распад коалиций) или, наоборот, от 0 до 1 (формирование новых коалиций), то есть:
i. изменения внутри организаций,
ii. появление новых организаций, фирм и отраслей,
iii. исчезновение существующих организаций, фирм и отраслей.
На языке прибылей матрица организации записывается так:
Подобным образом мы можем записать соответствующую матрицу как A [Ajk]. (II)
Матрица организации – это иерархия
На рис. 3 показано иерархическое представление матрицы организации на примере театра. Подобно воображаемому Большому театру, матрица имеет цилиндрическую форму с многочисленными связями между рядами.
Рисунок 3. Иерархия матрицы организации
Матрица организации состоит не просто из рядов кресел, предназначенных для удобства публики, но из видов деятельности для производства и потребления. Они включают все уровни деятельности, характерной для театра, а не только те из них, что имеют непосредственное отношение к спектаклю – танцы, создание декораций и костюмов, исполнение музыки и т. д. Сюда же относятся все сопутствующие виды деятельности: работа в ресторанах и барах, раздевалках, продажа билетов. Все, что имеет отношение к производству (и потреблению), распадается на коалиции, или строительные блоки, и общение осуществляется через физические связи (лестницы и коридоры), информационные структуры и заведенные порядки (сообщения и сигналы). Это часть грамматики организации.
Матрица организации – это фрактал
Матрица организации является фракталом в том смысле, что система независимости и взаимозависимости повторяется на каждом уровне организации сверху донизу, вплоть до уровня основных видов деятельности, как показано на рис. 3.
Основные виды деятельности
Матрица организации состоит из M уровней (A1, A2, A3,….., AF), каждый содержит ni видов деятельности, всего N видов деятельности, где F обозначает уровень фундаментального вида деятельности. Идея фундаментального вида деятельности, или коалиции, является полезным инструментом или элементом, лежащим в основе всей постройки [11]. Коалиции – это горизонтальные или вертикальные взаимоотношения между видами деятельности (на одном и том же иерархическом уровне или на различных уровнях) в матрице организации, а как правило, и те и другие.
Горизонтальная коалиция может, например, состоять из группы фирм в промышленности или группы бизнес-подразделений, составляющих фирму или группу видов деятельности, которые в свою очередь образуют бизнес-единицу. Вертикальная коалиция может быть группой видов деятельности, из которых складываются цепочки стоимости или цепочки снабжения. Коалиции могут представлять связи на фундаментальном уровне (12) между командами или даже между членами команд (подкоманды).
Предположим, что коалиция является многоуровневым объектом с M уровнями, каждый из которых состоит из ni субкоалиций (n1, n2, …….nМ) и имеет коалиций в целом. Пусть с1 будет верхним уровнем коалиции, с2 – следующим уровнем и т. д., пока мы не достигнем cm фундаментального уровня коалиции. Высокие уровни коалиции неизбежно содержат больше фундаментальных видов деятельности, чем более низкие уровни. По мере продвижения вверх в матрице организации количество субкоалиций уменьшается, так как коалиции на последовательно высоких уровнях матрицы организации содержат все больше субкоалиций: так,
Реализация потенциальных прибылей в организационной матрице
Потенциальные прибыли в матрице организации получают с помощью решений , и соотношение между прибылями и решениями дает фундаментальное уравнение:
Выражение для прибылей, полученных с помощью решений, принимает вид:
Уравнения (III) и (IV) иллюстрируют междисциплинарную природу работы и всеобщность применения. Стратегические проблемы (NP) сложны, так как содержат большое число переменных. Cуществует информационная энтропия (Колмогоров): ценность текущей информации падает по мере продвижения в пространстве или времени. Таким образом, решения принимаются с ограниченной рациональностью. Специфика стратегических проблем обусловливает отсутствие минимаксных решений; мы должны многому научиться у других дисциплин.
Если рассматривать эволюцию как формирование коалиций в матрице организации, то возможны коалиций. Когда потенциальные коалиции отделяются от решений о сотрудничестве, предполагается бинарный выбор – сотрудничать или не сотрудничать, мы имеем конфигурацию из возможностей, выраженную как = 4.
Альтернативная формулировка стратегического треугольника: метамодель
Подытоживая обсуждение стратегического анализа, представим общее выражение-метамодель. Организации являются коалициями видов деятельности. Реализованные прибыли от организаций (или коалиций) обозначим Z. Идентичность устанавливается в табл. 1.
Таблица 1. Реализованные и потенциальные прибыли
В более общем виде:
Это фундаментальная метамодель организационной стратегии. Она приведена на рис.2 в суммарном виде и объяснена в табл. 2.
Таблица 2. Метамодель стратегии
Организационная грамматика
Стратегия – процесс поиска, траектория переходов от одной структуры коалиций (состояние системы) к другой. Как в игре в шахматы, например, она ограничена состоянием системы, первоначальной конфигурацией частей (структурой коалиций) на доске. Стратегия состоит из правильной траектории переходов во времени: переходов, которые ограничены двумя факторами.
1. Стратегические переходы могут иметь место только в контексте текущего состояния системы. Специалисты, принимающие решения, могут передвигаться только от того места, где они оказались в данный момент в результате предыдущих переходов; состояние системы зависит от пути.
2. Решение ограничивается и определяется набором правил (обозначенных символом G в табл. 2.).
В организациях детерминанты переходов ближе к набору алгоритмов взаимодействия, чем к фиксированному набору правил. Правила, содержащиеся в организационной грамматике, эволюционируют, двусмысленны и в некотором смысле конкурируют одно с другим.
Организационная грамматика имеет три измерения: формальное-неформальное, внешнее-внутреннее и общественное-индивидуальное. Формальные механизмы включают правила, законодательство, нормы, договоры, иерархии, соглашения, контракты; неформальные механизмы – обычаи, культуру, привычки, нормы, оценки, осознание общественной миссии, или предвидение будущего. Формальные и неформальные механизмы имеют как внутреннее, так и внешнее строение: у фирм есть свои собственные правила, культура и т. д. Кроме того, имеются индивидуальные и социальные оценки, нормы и, возможно, наиболее важные привычки поведения и мышления, которые управляют индивидуальным и социальным поведением.
Отметим здесь две функции организационной грамматики:
– грамматика ограничивает поиск;
– грамматика программирует поиск.
Программирующую функцию грамматики мы обсудим позже. Рассмотрим грамматику в качестве ограничителя поиска. Как в игре в шахматы, стратегический поиск не эргодичен: не каждая альтернатива является выполнимой из-за ограничений, накладываемых на поиск грамматикой. Более того, проблема поиска в матрице организации попадает в NP-класс [2]: величина проблемы и, следовательно, длительность времени, необходимого для вычисления подходящего алгоритма, увеличивается экспоненциально по отношению к количеству видов деятельности. В добавление к N переменным в матрице организации грамматика сама по себе представляет взаимодействие большого числа правил. Многие организационные задачи имеют отношение к комбинаторным проблемам поиска этого типа, связанным с трудностями, которые мы обрисовали.
Как набросок организационной грамматики см. табл. 3 и рис. 4. Более детальная трактовка – тема для отдельной статьи.
Рисунок 4. Измерения организационной грамматики
Таблица 3. Элементы организационной грамматики
Продолжение следует.
Примечания
1. Я особо благодарен профессору лорду Мегхнаду Десаи за комментарии и советы по более ранней версии этой статьи, а также Александру Агееву, Елене Карпухиной и Сэму Тлемсани. Любые допущенные ошибки остаются на совести автора. Статья представляет собой теоретическую основу концептуальной эмпирической работы, выполненной группой российских ученых, сотрудничающих с журналом "Экономические стратегии". Она написана по результатам многочисленных дискуссий с русскими коллегами, особенно с доктором экономических наук, профессором Александром Агеевым.
2. Алгоритмы, используемые для описания исчислимых проблем, состоят из двух классов, выделяемых в зависимости от длительности времени, которое затрачивается на то, чтобы найти решение проблемы, как функции некоторого числа N, которое выражает величину отрезка времени. Полиномиальные проблемы (алгебраическая степень N, N2 или N3 и так далее), которые, как говорится, будут поддаваться обработке так, что длительность времени, требуемая, чтобы решить проблемы, не становится неограниченной, когда величина увеличивается: класс P. NP-проблемы таковы, что длительность времени увеличивается экспоненциально (как степень N), проблемы не поддаются обработке, так как длительность времени, требуемая для решения их, с постепенно ускоряющимся увеличением выходит из-под контроля (Coveney and Highfield, 1995).
3. Контроль над распределением прибыли является одним из властных полномочий, наделяемых организационной грамматикой, которая определяет контракты и права собственности. Имея в виду менеджеров как лидеров, Бертольд Брехт заметил, что не Александр завоевал Персию, но его солдаты. Лидер является архетипом. Представители лидеров, фактически существующие люди, часто очень отличаются от архетипа, который они представляют, но мы наделяем их харизмой архетипа, когда нам это необходимо.
4. Более подробно эта тема раскрыта в работах Brabazon, Matthews, Piranfar and Tlemsani (2003).
5. По поводу понятия "самоупорядоченная критичность" см. также Bak, Tang and Weisenfeld 1987, 1988; Bak and Chen, 1991; Bak 1997. Матрица организации может быть сформулирована иначе на языке понятий Кауфмана о ландшафтах (Kauffman 1996, 2001). Теория включает дарвиновскую постепенность и неустойчивое равновесие (Gould, 2002).
6. Holland, 1998, Kauffman, 1993.
7. Wernerfelt, 1984, Prahalad, Hamel, 1990, Teece, Pisano and Shuen, 1997.
8. Мы обычно говорим о русском бизнесе скорее в негативном, чем в позитивном смысле. Открытость его представителей (и не только молодых) новым идеям является одной из положительных черт.
9. В математике граница вероятности базируется на биномиальной и отрицательной биномиальной теоремах.
10. Представление коалиций как бинарных строк является инструментом, подобным тому, что используется в генетических алгоритмах (Holland, 1992; de Long, 2002).
11. Идея элементарной деятельности, как определено, вероятно, является воображаемой. До тех пор пока это так, имеет смысл думать об элементарных видах деятельности и элементарных коалициях как эквивалентах.
12. Поиск элементарных систем может быть даже отступлением, подобным поиску элементарной частицы. И элементарная коалиция сложна. Идея элементарной коалиции содержится в требованиях существования ядра (коалиции). Доказательства зависят от сбалансированности (вида сильной супераддитивности или супермодулярности) в том смысле, что до тех пор, пока каждая коалиция может быть расщеплена на различных частей , каждая такая субкоалиция (или часть времени) имеет значение.