Уроки солнечных часов
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский полагает, что цивилизованный лоббизм интересов бизнес-сообщества, его конструктивный диалог с властью необходимы. «Создайте нормальные условия для развития предпринимательства – и получите процветающую страну, в которой умеют ценить и время, и деньги. В России с ее колоссальным историческим наследием, культурой, традициями, я уверен, так и будет”.
Аркадий ВОЛЬСКИЙ
Уроки солнечных часов
“Экономические стратегии”, №2-2004, стр. 06-09
Аркадий Иванович Вольский любит подчеркивать, что возглавляемый им Российский союз промышленников и предпринимателей продолжает традиции Российского императорского союза промышленников и купцов, созданного по инициативе братьев Рябушинских в 1895 году. Линию преемственности можно считать и вовсе непрерывной, если вспомнить, что РСПП основали в 1990 году так называемые “красные директора” – хозяйственники советской эпохи. А в 2000 году в него вошли более трех десятков крупнейших предпринимателей новой волны. |
В таких корпорациях, как Royal Dutch/Shell или AT&T, 100-150 высших руководителей несколько раз в году собираются вместе на три-четыре дня и обсуждают проблемы стратегического управления, напрямую не относящиеся к текущим операциям. По сути, это свободный обмен мнениями или сессии самообразования. Происходит ли нечто подобное на заседаниях РСПП? Насколько элите российского бизнеса свойственен непредвзятый обмен мнениями и стремление к самообразованию?
Информацией мы обмениваемся практически ежедневно. Ежемесячно все члены бюро РСПП собираются вместе, иногда и два раза в месяц. Есть, конечно, регламент, устав Союза – правила, которых мы строго придерживаемся в процессе выработки консолидированных решений. Безусловно, на таких встречах происходит интенсивный обмен мнениями, подчас весьма резкий. А как же иначе? Пусть это звучит банально, истина рождается в споре. Но какого бы накала не достигала дискуссия, практически всегда она носит конструктивный характер. При этом мы остаемся предельно открытыми для общества, для журналистов.
Что касается самообразования, для нас это величина постоянная. Возьмите реформу или закон в любой сфере – землепользования, налогообложения, таможенного и валютного регулирования. Везде требуются специальные, почти энциклопедические знания не только российской действительности, истории вопроса, но и мирового опыта. Да каждому члену бюро можно присуждать звание академика! Я не шучу. Диплом вуза для них – это, как принято сейчас говорить, лишь свидетельство о базовом образовании. Многие из членов бюро РСПП имеют или ученую степень, или второе высшее образование. И это помимо того, что за плечами у них – колоссальный практический опыт.
Встречи лидеров российского бизнеса и Владимира Путина, как правило, открыты, и их содержание становится достоянием общественности. Не ограничивает ли это круг обсуждаемых тем?
Прежде чем та или иная тема будет вынесена на дискуссию с главой государства, она активно дискутируется внутри Союза – от представителей региональных подразделений до членов бюро. А поскольку РСПП – это общественная организация, объединяющая около 330 тысяч промышленников и предпринимателей, то и проблемы, которые она поднимает, по природе своей не могут быть закрытыми.
Насколько встречи с Владимиром Путиным являются результативными? Можете ли Вы назвать конкретные решения, которые были воплощены в жизнь?
На одной из последних встреч членов РСПП с президентом Путиным мы открыто говорили о катастрофических масштабах коррупции, которая “съедает” до 10-12% ВВП страны, о том, что это напрямую связано с расширением функций государства, ростом чиновничьего аппарата, о том, что проведение административной реформы – это серьезный шаг в сторону усиления экономического роста, решения проблемы занятости и других вопросов. И президент во многом согласился с нами. Сейчас административная реформа стоит в числе приоритетных задач государства.
Конечно, можно упрекнуть нас, дескать, все это только разговоры. Но это совсем не так. По упомянутой проблеме создана правительственная рабочая группа, в состав которой вошел руководитель рабочей группы РСПП по административной реформе Александр Шохин. Уже намечены и конкретные решения. Замечу, что упреки подобного рода звучали и два года назад, когда мы начали разговор в Кремле о пенсионной реформе, об упрощении налогообложения малого и среднего бизнеса. Что происходит сегодня? Смотрите, пенсионная реформа пошла, с 1 января 2003 года введена особая, упрощенная, система налогообложения малого бизнеса. Ряд проблем, конечно, еще остался, мы открыто о них говорим и, уверен, доведем начатое до конца.
РСПП – это организация, которая, по сути, организует цивилизованный диалог между властью и крупным бизнесом. Где грань между подобным диалогом и лоббизмом? Считаете ли Вы лоббизм нормальным явлением для демократического государства?
Скажу больше – это обязательное условие существования любого демократического государства. Другое дело, когда с помощью лоббизма решаются узкоместнические задачи в ущерб общему делу. Лично я отношусь к этому как к неизбежным издержкам периода становления демократии. Думаю, Россия уже пережила его, хотя до сих пор лоббизм в нашей стране воспринимается как нечто негативное. Примерно те же проблемы были и в США, откуда, собственно, и пошло понятие “лоббизм”, но американцы сумели направить его в цивилизованное русло. Еще в 1946 году они приняли федеральный закон о лоббистской деятельности.
РСПП также выступает за цивилизованный лоббизм. Мы не требуем для себя каких-то исключительных условий, не ограничиваемся постановкой проблем, а выдвигаем конкретные предложения, разработанные с привлечением экспертов концепции и программы действий. Одна из важнейших задач РСПП – самоорганизация делового сообщества, превращение его в силу, влиятельную на федеральном и региональном уровнях. Сегодня РСПП отстаивает интересы своих членов в органах власти всех уровней. Мы стремимся к конструктивному диалогу, анализируем точки зрения и аргументы всех заинтересованных сторон.
Принимая решения об инвестициях, серьезные бизнесмены прежде всего учитывают такие показатели, как ВВП, ВВП в расчете на человека и так далее. А насколько важен имидж инвестируемого?
Чрезвычайно важен. Но надо иметь в виду, что все это – стороны одной медали. Можно разработать гениальную PR-кампанию, направленную на улучшение имиджа какого-то отдельного предприятия, холдинга, даже страны в целом, и это ненадолго сработает, но потом на нас будут показывать пальцем, если созданное впечатление не подтвердится действительными достижениями.
Это не означает, что в данном направлении не нужно работать. На самом деле есть у нас такая беда: предприятие, казалось бы, и продукцию выпускает отличную, конкурентоспособную, а продать ее не может только потому, что о ней мало знают. При этом правильнее было бы говорить не об имидже, но о репутации. Инвестиции в репутацию приносят многократную отдачу. Крупные компании это уже давно осознали и неустанно заботятся о собственной репутации. Важную роль в ее создании играет этика ведения бизнеса, качество корпоративного управления. Мы активно занимаемся решением этих проблем. В РСПП были специально созданы комитет по корпоративному управлению, разработана и принята Хартия корпоративной этики. В прошлом году комиссией по корпоративной этике, которую возглавляет член бюро Союза Борис Титов, уже рассмотрены и вынесены решения по нескольким претензиям.
Сложнее в этом отношении приходится малому и среднему бизнесу, который подчас еле-еле сводит концы с концами. Государству же еще долго предстоит “зарабатывать хорошую репутацию” – до тех пор, пока на полную мощность не будет запущено производство в стране, пока мы не преодолеем бедность, не поднимем здравоохранение и образование, пока, наконец, не скажут свое слово малый и средний бизнес.
Многие исследователи отмечают влияние национальной культуры на особенности экономического роста: предпринимательский индивидуализм в США и Западной Европе, коллективизм в Японии и так далее. Какие черты российского народа могут помочь выйти из экономического кризиса, а какие препятствуют нормальной работе экономики?
Позвольте, я расскажу притчу о том, как император одного древнего государства привез в свою страну из-за границы солнечные часы и установил их на центральной площади. Его подданные, прежде никогда не видевшие часов, стали жить лучше, поскольку научились ценить время. Когда же император умер, в его честь было решено построить огромный храм. Но своими куполами он заслонил солнце, и часы перестали показывать время. В результате все вернулось “на круги своя”: порядок в стране был нарушен и вскоре государство распалось.
Рассказал я это потому, что не согласен с теми, кто приписывает нам такие “национальные черты” как леность, раболепие, праздность, пьянство. Не верю я в то, что русские чем-то хуже американцев, европейцев или японцев. Все зависит от правил игры. Создайте нормальные условия для развития предпринимательства – и получите процветающую страну, в которой умеют ценить и время, и деньги. В России с ее колоссальным историческим наследием, культурой, традициями, я уверен, так и будет.
Отчего русский зачастую пьет? Не от того ведь, что ленится, а от отчаяния, что хочет и может работать, да не дают. В той же Америке госбюджет держится во многом за счет малых и средних предприятий. У нас этот бизнес просто в загоне. Потому-то и возникла идея объединения нашего Союза с общественными объединениями “ОПОРа России” и “Деловая Россия”, которые представляют малый и средний бизнес. А РСПП в этом направлении уже сделал немало.
Хотя здесь я не вижу ничего нового. РСПП всегда представлял все слои российского бизнеса. Сейчас к нам присоединились многие представители крупного бизнеса, хотя, конечно, далеко не все. Они избраны в бюро правления и составляют подавляющую часть его членов. В результате в обществе сложилось мнение, что это и есть “современный” союз промышленников, а некоторых членов бюро пресса подчас именует чуть ли не основателями РСПП. Союз и дальше будет стремиться к интеграции со всеми организациями, представляющими бизнес России, уважая при этом их независимый статус. Мы активно сотрудничаем с Торгово-промышленной палатой, “ОПОРой России”, “Деловой Россией” и другими объединениями, а некоторые их руководители избраны в состав правления РСПП. Думаю, хорошо, что сегодня мы все вместе, а не по разные стороны баррикад – малый, средний и крупный бизнес. Если между нами произойдет структурный или идеологический разрыв, то, несомненно, все проиграют. Такого развития событий мы постараемся не допустить, как бы некоторые об этом не мечтали.
Что в жизни больше всего повлияло на Вас? Кто были Ваши учителя? Какие книги Вы любите читать? Назовите, пожалуйста, те, что оказали на Вас влияние.
Я давно уже не в том возрасте, когда нравится “герой нашего времени” и во всем хочется на него походить, подражать ему, будь то Печорин или Онегин, Овод или Павка Корчагин. Но все эти и другие герои – со мной. И все они какой-то гранью оказали на меня влияние. Я люблю и прозу, и поэзию, и музыку, и живопись.
Трепетно отношусь к спорту. Когда-то, еще студентом, был чемпионом столицы по фехтованию. Не без моего участия процветало московское “Торпедо”. Словом, благоговею перед нашими чемпионами, олимпийцами. Между прочим, руковожу Комитетом при Президенте по пропаганде спорта. Ну, скажите, разве могла бы состояться нынешняя чемпионка по гимнастике, скажем, Алина Кабаева, без легендарной Ольги Корбут? Наверное, без Пушкина или Толстого вы в чем-то не до конца сумеете осмыслить и современного поэта или писателя. Так во всем – в литературе, в спорте, в искусстве, в истории. И в жизни.