Эволюционный путь формирования сообщества руководителей
Автор сравнивает производственные отношения с отношениями в биологических сообществах и приходит к выводу: «Если обращение капитала осуществлять по законам оборота биомассы в биосистеме, то можно получить структурно устойчивую общественную систему. Только так можно избежать революции и перейти к эволюционному развитию общества. Россия должна пойти по пути эволюционного перераспределения капитала».
Михаил Щербаков
Эволюционный путь формирования сообщества руководителей
"Экономические стратегии", 2003, №3, стр. 102-104.
Какой должна быть система управления обществом, чтобы ею руководил человек, способный лучше других развивать производство? Чтобы система производственных отношений выдвигала руководителя, а не наоборот – начальник подчинял себе коллектив? Чтобы не сообщество начальников определяло, кому что делать, а сеть конкурирующих подразделений в ходе естественного отбора находила наиболее выгодные способы производства и соответствующих руководителей?
Сравним производственные отношения с отношениями в биологических сообществах. В процессе естественного отбора производители конкурируют друг с другом, оставляя для дальнейшего воспроизводства только лучшие экземпляры. Люди должны смоделировать данный процесс при отборе руководителей производства, владельцев капитала. Если обращение капитала осуществлять по законам оборота биомассы в биосистеме, то можно получить структурно устойчивую общественную систему, автоматически сохраняющую уравновешенное состояние в ходе развития.
Перераспределение и использование биомассы в природе оптимально. Этого же можно добиться и в сфере обращения капитала, моделируя законы его перераспределения по аналогии с законами оборота биомассы. Причем перераспределение капитала в обществе будет происходить не скачкообразно – в ходе революций, а постепенно – путем эволюции. Отметим при этом, что природные системы функционируют в режиме саморегуляции.
Как создать и запустить в работу данную модель управления? Представим аквариум как простейшее биосообщество. Увеличивая температуру воды до оптимальной, мы ускоряем оборот биомассы и повышаем совокупную производительность данного биосообщества.
Примем следующие аналогии:
1) повышение температуры – это внешний диктат по отношению к биосистеме;
2) ускорение оборота биомассы есть результат повышения температуры, позволяющего увеличить эффективность использования биомассы.
Допустим, что:
1) биологические и человеческие системы – общественные;
2) живая биомасса – аналог капитала;
3) ускорение оборота биомассы в биосообществе аналогично ускорению оборота капитала в процессе производства;
4) развитие в природе и в промышленности происходит в конкурентных группах.
Из перечисленного выше можно сделать вывод: диктуя ускорение оборота капитала в конкурентных группах – повышая "температуру аквариума", мы можем запустить процесс саморегуляции общественно-экономической системы, естественного отбора наиболее эффективных производств и уничтожения слабых. Таким способом можно повысить эффективность использования капитала в производстве.
Собрав или разделив предприятия в конкурентных группах и введя диктат ускорения оборота капитала, можно ликвидировать хаос в управлении и заставить "стадо производителей" наперегонки "бежать" в одном направлении – в сторону повышения эффективности использования капитала.
Важнейшим регулирующим фактором в работе системы конкурентных групп является взаимоконтроль "особей". Никто не захочет быть последним, зарабатывать меньше других и платить большие налоги.
Отметим, что малые капиталы могут иметь большее ускорение оборота в процессе производства, чем крупные, поэтому государство, диктуя это ускорение, может заставить капитал дробиться с целью лучшего использования. Так дети растут, а взрослые нет!
Приведу высказывание Д. И. Менделеева из работы "На пороге индустриализации": "Если представим такое просвещение развивающимся, оно, наверное, дойдет до отыскания способов разбить громадные мануфактуры и множество других видов капиталистической промышленности на мелкие отдельности, потому что чрез это общее стремление к труду найдет себе наибольшее удовлетворение, производительность достигнет наивысшего возможного размера, и разносторонность благ промышленности разольется наиболее равномерно по всем углам земли" (1).
Можно сравнить биологическую модель производства белка с математической моделью промышленного производства, где капитал -функция, скорость роста капитала – 1-я производная, изменение этой скорости, ускорение оборота капитала – 2-я производная.
Осуществлять диктат ускорения оборота капитала можно через налоговую систему:
1) путем введения системы отложенного налогообложения оборотного капитала, вложенного в основные средства производства;
2) объединив всех производителей в конкурентные группы и введя систему налогообложения, в соответствии с которой не растущие производства платят большие налоги, чем растущие.
Рассмотрим природную аналогию. Организмы, растущие быстрее других, расходуют меньше тепла на согревание в процентном отношении к своему весу. Если тепловые потери приравнять к налогам, то тот, у кого капитал растет быстрее, должен платить меньше налогов, иметь меньше потерь, чем тот, у кого скорость роста капитала ниже. Значит, как только скорость роста капитала замедляется, ставка налога сразу должна увеличиваться.
Расход энергии, потребление белка особями в биосообществе регулируется автоматически, благодаря системе взаимоотношений. Взаимоотношения по горизонтали осуществляются в ходе борьбы за пищу между особями одного вида. Взаимоотношения по вертикали, – когда хищники отбирают в стаде самых слабых, тех, у кого организм работает плохо. Управление, саморегуляция в биосообществе происходит согласно законам природы, где кормовая база, численность потенциальных жертв определяет число хищников. Последние, по сути, являются управленцами в стаде жертв. Не мешая процессу производства, питания и роста, они оставляют самых лучших с точки зрения производительности животных. При этом число хищников-управленцев определяется числом потенциальных жертв, кормовой базой.
Лишних руководителей данная система не предусматривает! Вспомним слова Д. И. Менделеева: "Ведь только независимость экономическая есть независимость действительная" (2).
Вернемся к природе. Как вымерли сверхкрупные скопления биомассы – динозавры? Они были заменены более мелкими животными, размеры которых соответствовали климату. Какой экономический климат должно создать государство, чтобы капиталы начали делиться на оптимальные? Предлагаемая система перераспределения капиталов не допускает их сверхконцентрации и, соответственно, создания экономической власти, заменяющей государственную.
Обратим внимание, что теневая экономика и криминальные сообщества даже при самом высоком уровне развития средств управления формируют основы более прогрессивной общественно-экономической системы. Заповедь "не укради" здесь не действует, капитал в любой момент может перейти к более ловкому владельцу. Данная система перераспределения капитала точно соответствует перераспределению биомассы в биологических сообществах. Получается, что в этом случае капитал постоянно меняет хозяев и поэтому превращается из предмета неприкосновенной собственности в предмет труда, с которым надо постоянно работать. То, что капитал в теневой экономике должен проходить через производство с ускорением, порождает конкуренцию, которая, в свою очередь, преобразует хаос в структуру. Таким образом, теневая экономика превращается в общественно-экономическую систему.
Рассмотрим еще одну природную аналогию. Ослабевших или мертвых животных моментально съедают живые, поэтому почти вся биомасса в сообществе существует в живом, работающем виде. Соответственно в экономике необходимо добиваться, чтобы весь капитал работал в производстве, а не лежал мертвым грузом в виде дворцов и предметов роскоши. Поэтому мертвый капитал должен облагаться наибольшими налогами, что вынудит запустить его в производство. Совсем омертвить капитал не дают воры, которые, так или иначе, пускают украденное в производство. Кража неработающего капитала – явление прогрессивное.
Чтобы установить контроль государства над экономикой, в том числе теневой, необходимо превратить капитал в предмет труда, сделав его доступным для большинства. Только так можно избежать революции. Современное научно-техническое развитие создает угрозу самоуничтожения в ходе очередного революционного передела капитала. Чтобы избежать этого, Россия должна пойти по пути эволюционного перераспределения капитала.
P.S. Возможно ли создание математической модели процессов концентрации и распада капиталов, равновесие системы? Приглашаю математиков к сотрудничеству.
Примечания
1. См.: Менделеев Д.И. Границ познанию предвидеть невозможно / Сост. Соловьев Ю.И. – М.: Советская Россия, 1991. C. 184.
2. Там же. C. 39.