«Влюбленному любовь любима»
Талантливый художник-модельер и руководитель большой организации Вячеслав Зайцев рассказывает о принципах, которых придерживается в жизни и работе. Маэстро считает, что каждый должен «стремиться к познанию совершенства окружающего мира через призму своей профессиональной деятельности, жить для блага Человека, творить Добро».
Вячеслав Зайцев
"Влюбленному любовь любима!"
"Экономические стратегии", 2003, №3, стр. 106-109.
Благодаря его усилиям и таланту отечественная мода органично вошла в международное русло. Теперь, когда блистательная карьера Вячеслава Зайцева, выдающегося дизайнера одежды, мэтра отечественного модельного бизнеса состоялась, многое в его биографии кажется символичным. Его родина – столица русского ситцевого края Иваново. Здесь, в химико-технологическом техникуме он изучал непревзойденные образцы работы ивановских мастеров ткацкого рисунка. Его первая коллекция – спецодежда для женщин-работниц, с использованием элементов народного искусства в крое и цветовом решении, – дерзко разрушала стереотипы начала 1960-х. Она была отвергнута на Всесоюзном методическом совещании, но заинтересовала журнал "Пари Матч", посвятивший ее автору статью под названием "Он диктует моду Москве". До 1986 года он был лишен возможности выезжать в капиталистические страны и не присутствовал на проходивших там показах своих коллекций. Тем не менее на Западе его воспринимали как лидера советской моды. В 1988 году впервые посетив Париж, он получил право показа своих коллекций в сезонах от Кутюр, то есть стал "равным среди равных", как называют себя избранные мастера моды мира. Работа в Общесоюзном Доме моделей одежды была плодотворной, но он оставил ее и начал новое дело. На фабрике № 19 индпошива разработал ассортимент для вновь открываемого Дома Моды на проспекте Мира, который стал первым в стране Домом Моды европейского типа и центром моды России. Он удостоен многих наград и званий. И является Почетным гражданином городов Парижа и Иванова. В беседе с Еленой Романовой Вячеслав Зайцев рассказывает о своей жизни, работе и любви. |
Вы не только талантливый художник-модельер, но и руководитель большой организации. В чем особенности Вашей работы с точки зрения профессионального управления? Каковы взаимоотношения с командой? Как она формируется? Как достигается лояльность и самоотдача?
С коллегами и клиентами приходится быть профессионалом, а также дипломатом, психологом и много кем другим, быстро продумывать и принимать решения. Многообразие направлений, в которых функционирует мой дух и моя плоть, поражает воображение не только обывателя: генеральный директор "Дома Моды", художник-модельер, продюсер и главный режиссер "Театра Мод", генеральный директор "Лаборатории Моды" (одногодичной аспирантуры для выпускников высших учебных заведений и колледжей моды), художник-живописец, член-корреспондент Российской Академии художеств. Многие годы патронирую конкурс-фестиваль "Текстильный Салон" в г. Иваново, национальный конкурс детских театров моды "Золотая Игла". Уже 10 лет провожу свой конкурс молодых художников России и ближнего зарубежья имени Надежды Ламановой, являюсь президентом российского фестиваля моды "Бархатные сезоны в Сочи" и т. д. При этом почти каждый день встречаюсь с клиентами в стенах Дома Моды, работаю над образом, провожу примерки. Пресса, радио, телевидение также отнимают немало времени. Это только беглая зарисовка круга моих занятий.
Команда у меня небольшая: заместитель генерального директора Егор Зайцев – он же модельер и художественный руководитель Московского Дома Моды, пресс-секретарь, два помощника, директор "Театра Мод", директор "Лаборатории Моды", директор "От-кутюр" и еще несколько человек, занимающихся внутренним благоустройством дома. Команда сформирована давно. Основные принципы работы – доверие и интерес к делу.
Трудно ли быть не просто формальным руководителем, а лидером творческого коллектива?
Это не просто. Я постоянно учусь, вслушиваюсь, анализирую, советуюсь, проверяю, направляю, финансирую…
Вы часто оказываете давление на сотрудников?
Если чувствую, что успокоились или проявляют безразличие, излишнюю амбициозность, когда говоришь, а тебя не слушают, не слышат, – приходится использовать эмоциональный заряд. Это унизительно, тяжело, порою нестерпимо больно. Я очень страдаю после такой "разрядки".
Чтобы стать специалистом в любой сфере деятельности, нужно много и учиться, и работать. А как стать настоящим модельером? Что отличает великого кутюрье от посредственности?
Необходимо не просто много учиться и работать, а делать это каждый день. Достичь вершин можно, если ты любишь свое ремесло, людей, для которых творишь, если постоянно совершенствуешь мастерство, погружаясь в мир ушедших цивилизаций, анализируя гений современников, стремишься выйти в астрал и почувствовать импульсы будущих открытий. Мне трудно ответить, в чем отличие великого от посредственного. Как правило, оценка – это дело времени. Оно, как великий скульптор, отсекает всю шелуху, все второстепенное и возносит на пьедестал лучших.
Что для вас важнее, финансы или идеи?
И то, и другое. Финансовые вопросы я всегда принимал во внимание на завершающем этапе того или иного проекта, однако жизнь показала, что это неправильно.
Путь человека, стремящегося к успеху, похож на бесконечный марафон: чем выше его положение в общественной иерархии, тем меньше времени остается на сон, чтение, общение с друзьями и семьей, воспитание детей. Как вырваться из этого заколдованного круга?
Не знаю. Если бы знал, то, возможно, давно уже взял бы на вооружение. К сожалению, на то, чтобы жить как все – работать, заботиться о доме, близких, думать о здоровье, отдыхе, встречаться с друзьями, – времени не остается. Страшно признаться, но, стремясь к максимальному самовыражению, я нахожусь в постоянном цейтноте. Отдыхать буду, когда коснусь вечности.
Случается, что человек принял несколько ошибочных решений и у него развивается комплекс. Он теряет веру в себя, не может понять, почему допускает один промах за другим. Как преодолеть подобный кризис?
Время – лучший врач. Все проходит, и через все необходимо пройти, все пережить, перечувствовать. Ощущать радость бытия. Не бросаться в крайности. Не думать о смерти. Когда придет время, она сама придет за тобой. Надо жить вопреки.
Какова Ваша жизненная философия? Какой системой ценностей Вы руководствуетесь?
Стремиться к познанию совершенства окружающего мира через призму своей профессиональной деятельности, жить для блага Человека, творить Добро, – в этом я вижу и смысл, и счастье бытия. Это не пафос. Это – моя религия.
Кого Вы можете назвать своими учителями? Кто оказал влияние на становление Вашей личности?
В первую очередь, это мой педагог по истории костюма Раиса Захаржевская, которая в 1950-е годы указала мне путь познания и путь совершенствования личности, открыв мир искусства через изучение шедевров старых мастеров: Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, Дюрера, Боттичелли, Брейгеля. Значительно позже я познакомился с творчеством Густава Климта, Обри Бердслея, Альфонса Мухи, Леона Бакста, Кандинского и многих других, а также с древнерусской живописью (иконописью). Эти шедевры сформировали мой взгляд на искусство. Поль Пуаре, Габриель Шанель, Кристиан Диор, Баленсиага, Живанши, Ив Сен-Лоран и другие помогли прикоснуться к тайнам профессии, тайнам Совершенства, Гармонии.
У Вас есть опыт преподавательской работы. Вы используете традиционные методики обучения или ратуете за то, чтобы студенты учились самостоятельно?
В 1979 году я пришел в Московский технологический институт на факультет прикладного искусства (кафедра моделирования одежды) с одним лишь желанием: оградить студентов от бездарных преподавателей и помочь им познать себя через приобщение к Миру Искусства одежды. Личность студента, если он заслуживает моего внимания, для меня важнее профессиональных амбиций педагога.
А правда ли, что Вы отдаете предпочтение всего трем цветам? С чем это связано?
Сегодня трудно вспомнить, когда именно я понял значимость этих трех цветов в моей творческой карьере. Но, так или иначе, они стали для меня знаковыми. Белый цвет ассоциируется с памятью о маме, о белоснежном накрахмаленном белье, окружавшем меня с детства. Цвет душевной чистоты и света, который струился от мамы. Красный – цвет радости, любви, страсти, активный цвет. Может, это банально, но я воспринимаю его именно так. Черный – это интеллект, который так же вбирает в себя мысль, как черный цвет – все цвета спектра. Он очень значительный, интригующий, убедительный. С этими цветами мне легко жить и работать.
Вы создаете свои модели на компьютере или предпочитаете старый "дедовский" метод?
Компьютера на моем столе нет. С ним не работаю. Предпочитаю рисовать по старинке.
Скажите, пожалуйста, что наиболее ярко характеризует Ваш подход к работе, творчеству, а может быть, к жизни в целом?
Любовь ко всему и всем, что доставляет мне истинное удовольствие в работе и жизни. Любовь!
"Любить хочу, любить могу,
в любви купаться,
Любить любовь, любовью
жить и наслаждаться.
Влюбленному любовь любима!"
Конечно, это лишь преамбула к ответу на Ваш вопрос. Не могу жаловаться на судьбу: Бог указал мне путь, и жизнь стала осмысленной. Я вкусил радость бытия, окунувшись в таинственный, непостижимый мир вечно меняющейся Природы. Я счастлив, потому что имею возможность реализоваться, образно выразить свое отношение к окружающему миру и в живописи, и в графике, и в фотоискусстве, и в поэзии, и в театре, и в кино, и в других сферах моей повседневной жизнедеятельности.
Было много дурного, но было и много незабываемого, хорошего. А вообще жизнь полна неожиданностей. Надо жить.