МИС-2003 «Инвестиционный потенциал Северо-Запада России»
Материал предоставлен Национальным агентством иностранных инвестиций в преддверии Международного инвестиционного симпозиумаСеверо-Запад – наиболее удобный плацдарм для отработки инновационных моделей, которые впоследствии могут быть применены в России. Миссия Северо-Запада – продемонстрировать модель новой «сборки» страны.
МИС-2003 "Инвестиционный потенциал Северо-Запада России"
"Экономические стратегии", 2002, №6, стр. 28-34.
Материал предоставлен Национальным агентством
иностранных инвестиций. При подготовке статьи
использовались материалы Фонда «ЦСР «Северо-Запад».
В феврале 2003 года в Санкт-Петербурге пройдет Международный инвестиционный симпозиум "Инвестиционный потенциал Северо-Запада России" (МИС-2003). Место проведения и тематика этого крупнейшего форума неслучайны. Ситуация, в которой оказалась постперестроечная Россия, требует неустанной выработки долгосрочной стратегии во всех сферах деятельности – в экономике, политике, демографии, культуре, причем, быстро, надежно, с учетом возможных сценариев изменения ситуации, а также сопутствующих рисков. Неунитарность государства, пространственный размах и неоднородность развития/стагнации его частей/регионов привели к необходимости выделения потенциальных лидеров процесса новой интеграции ("сборки") страны. Таким лидирующим регионом объективно стал Северо-Запад, где всегда концентрировались самые "продвинутые" интеллектуальные силы. Здесь также имеются запасы природных ресурсов (нефть, газ, лес), относительно развитая инфраструктура. Наконец, нельзя забывать о выгодном геостратегическом положении Северо-Западного региона (атлантическое соседство). Все это делает его удобным плацдармом для отработки инновационных моделей, которые впоследствии могут быть применены в России.
Проблема состоит в том, что традиционные, индустриальные методы и цепочки больше не могут обеспечить конкурентоспособности ни отдельных отраслей, ни регионов, ни страны в целом. Советская плановая система обанкротилась гораздо раньше, чем окончательно развалилась. Но и полагаться на то, что "волшебная" рука рынка сама все расставит по местам, было бы наивно. Только гармоничное взаимодействие государственных фондов, торгово-промышленных палат и программ, общественных объединений и бизнес-структур может продуцировать условия для стабильного, а еще вернее, опережающего экономического роста. Опережающего, потому что чересчур долго реформы были, скорее, видимостью реформ, в лучшем варианте – робким инерционным продвижением. Инвестиционный рейтинг не обеспечивал даже простой сохранности сложившейся инфраструктуры, не говоря о налаживании инфраструктуры следующего поколения. Отставание от ведущих постиндустриальных стран и транснациональных корпораций грозило стать необратимым.
Решающим условием перехода к подлинной модернизации будет инновационная революция. В отличие от революций социальных она лишена всякого разрушительного начала и выражается простой формулой: инвестицию рождает конкурентоспособный проект, а не наоборот. Следовательно, проекты должны "обкатываться" в особом пространстве, прежде чем претендовать на финансовое обеспечение, путь к которому сам по себе длинен и многоступенчат. Таким пространством является Международный инвестиционный симпозиум (МИС).
Инвестиционный потенциал Северо-Запада в свете доктрины его развития
Логотип "Северо-Запад" восходит ко временам Новгородской Руси. Он объединяет спектр тенденций сближения России в ее нынешних очертаниях с европейской цивилизацией. Это один из немногих позитивных символов, способных противостоять ложно понимаемым "консерватизму", "особому пути", "сдвигу на Восток", "евразийству", которые на поверку означают автаркию и окончательную маргинализацию культурного наследства. Традиции Северо-Запада (республиканский государственный строй, выборность церковной иерархии народом, членство в Ганзейском торговом союзе и т.д.) под определенным углом зрения объединяют его с "Россией, которую мы возродим". Во имя этой страны и была обретена свобода от Советской Утопии. Кроме того, глобализация сформировала новый международный контекст региона. При размывающихся границах финансовые, интеллектуальные и трудовые потоки также все чаще меняют направления. Появились новые возможности для комбинирования ресурсов, мобильность которых все больше определяет масштаб и привлекательность реализуемых проектов, включая политические, социальные и экологические. В этом суть процесса проектирования будущего.
Переход к новой системе международных отношений оказался для России достаточно сложным. Она утратила собственный проект развития. Попытка включения в международное разделение труда лишь акцентировала экспортно-сырьевую ориентацию страны. Не сформировав новых механизмов управления развитием, мы попадаем в зону существенного риска. Дефицит стратегического мышления обострил проблемы сотрудничества с внешним миром.
Особенность Северо-Запада – его соседство с постиндустриальной Западной Европой, которая строит планы эксплуатации наших природных богатств. Это не является следствием какого-то специального "заговора", просто в орбиту сильного проекта непременно втягивается все слабое и аморфное. В этих условиях страна, ее регионы, корпорации и отдельные ответственные лица должны сделать выбор:
- эволюционирование в направлении "третьего мира" либо твердая стратегия равного партнерства;
- пассивное принятие транснациональных стандартов поведения либо отстаивание собственного вектора в контексте многополярного мира;
- индустриально-сырьевое развитие либо акцент на инновационные технологии во всех сферах общественной жизни;
- автономизация административно-территориальных субъектов либо объединение усилий на приоритетных направлениях по принципу взаимодополнения;
- территориальное выравнивание ("территориальная энтропия") либо "сборка" страны на основе потенциально сильнейшей и выигрышной сферы деятельности каждого субъекта;
- лоббирование локальных и ресурсоемких проектов ("перетягивание одеяла на себя") либо участие в прорывных проектах, выгодных с точки зрения вертикальной структуры.
Если мы откажемся дать ответ на вызовы глобализации, за нас это сделают внешние силы.
Прежняя система управления развитием страны оказалась неэффективной, точнее говоря, провальной с позиций будущего. Действующие проекты развития не выходят за рамки административных границ, а там, где это происходит, ограничиваются корпоративными либо ведомственными отраслевыми интересами. Глобализация делает бессмысленной каркасную структуру территориально-административного деления. Северо-Запад, разделенный на одиннадцать субъектов федерации, распадается как минимум на четыре типа территорий, имеющих специфическую систему расселения и размещения производств.
К первому типу относятся Ленинградская, Псковская, Новгородская и Вологодская области. Это регионы с относительно благоприятными климатическими условиями, но относительно бедными природными ресурсами. Численность населения здесь стабильна. В целом их можно характеризовать как "индустриальные территории в пределах основной полосы расселения". Но упор на реализацию сырьевых проектов оставляет данный тип территорий на периферии основных финансовых потоков.
Второй тип – территории, ориентированные на добычу и переработку сырья, либо военно-поселенческие. Это Мурманская, отчасти Архангельская область, Ненецкий автономный округ, республики Карелия и Коми. Утрата военно-стратегического значения привела к усилению их сырьевой специализации, при этом теряется этнокультурная и социальная идентичность, традиционные способы жизни рискуют исчезнуть вовсе.
Третий тип олицетворяет Санкт-Петербург. Он стремится укрепить свои позиции в качестве "главного контактного центра Балтики и Северо-Запада России". Однако технологически и финансово город мало связан с остальным пространством региона. Доминируя на товарных и транспортных рынках, Санкт-Петербург не способен стать самодостаточным опорным пунктом России в будущем освоении всего Северо-Запада.
Четвертый тип – окруженный странами НАТО Калининградский эксклав. Только по отношению к нему существует нечто похожее на внятную концепцию развития. В частности, предлагается сделать его "экспериментальной площадкой" интеграции России и ЕС. Однако из-за столкновения местнических, ведомственных и корпоративных интересов реализация проектов, соразмерных предлагаемым ЕС, будет крайне затруднена. Россия и Калининградская область как ее номинальная составная часть оказываются внутренне несогласованными в общеевропейском плане.
Сегодняшние тенденции приводят нас к двум схожим сценариям. Первый – избирательная модернизация преимущественно сырьевого комплекса. Его субъекты – международные ТНК, заинтересованные в перераспределении глобальных потоков сырья.
В случае реализации второго сценария субъектами той же самой избирательной модернизации оказываются российские ТНК, стремящиеся "застолбить" место на мировом рынке. Отличие сценариев состоит в ограниченных инвестиционных возможностях российских корпораций, которым придется повышать эксплуатацию социальных, сырьевых и экологических ресурсов, сокращая траты на собственно модернизацию и уменьшение издержек. Оба сценария (а фактически варианты одного и того же) для России в длительной перспективе одинаково ущербны. Выигрышный сценарий потребует инициирования системного эффекта – согласованного "прорыва" в политике, экономике и социокультурной сфере.
Создание Северо-Западного федерального округа впервые за последнее столетие конституировало целостность данного пространства, явилось инновацией в системе государственного управления. Последнее означает, что должны появиться и новые институты управления развитием, а это возможно лишь при условии, что развитие Северо-Запада станет мегапроектом, общим делом власти, общества и бизнеса. То есть миссия Северо-Запада – продемонстрировать модель новой "сборки" страны.
Мегапроект опирается на систему из 7 принципов:
- системная инновация, то есть воздействие на весь комплекс процессов в социокультурной и экономической сферах в противовес традиционной "гигантомании";
- синергия – неэффективные, но стратегически важные проекты прилаживаются друг к другу, работая на высшее звено и только через это на себя непосредственно;
- реалистичность;
- сочлененность и синхронизация – согласование темпов совместного развертывания с точки зрения кратко-, средне- и долгосрочных целей;
- мобилизация и мультипликативность – сопряжение социально-экономических и культурно-политических горизонтов;
- соотнесенность и соразмерность – такими качествами должен обладать наш ответ глобальным вызовам в целях сохранения страны как субъекта мирового процесса;
- трансграничность – граница Северо-Запада находится там, где мы сами ее проводим. Если мы будем вести себя пассивно, границу проведут заинтересованные стороны извне.
Любой из вышеприведенных принципов может стать базовым в зависимости от сверхзадачи конкретного мегапроекта. К примеру, для мегапроекта "Калининград" базовым является принцип синергии. С учетом возрастающего военно-стратегического значения океанических плацдармов особым способом должна быть решена проблема военного присутствия России в Европе.
Цель мегапроекта "Север" – новые стандарты хозяйственной деятельности, качества жизни в районах Крайнего Севера, создание новой инфраструктуры, включая сохранение и развитие "Северного морского пути". Основные принципы здесь – соотнесенность и соразмерность.
Мегапроект "Энергопользование и энергосбережение" определяется более высокой стоимостью содержания инфраструктуры в северных условиях. Главный его принцип – реалистичность.
Четвертый приоритетный мегапроект – "Формирование инфраструктуры для инноваций". Особое место в нем уделяется Санкт-Петербургу как инновационной столице России. Задача не решается без реконструкции системы образования, без развития "венчурной" индустрии и других институтов новой экономики. При условии успешной реализации мегапроекта "Санкт-Петербург", не только город, но и весь Северо-Запад станет плацдармом интеллектуальной экспансии в сопредельные регионы мира.
Еще один приоритетный мегапроект – "Лес". Лесными ресурсами, в первую очередь, обладают Республика Коми, Карелия, а также Архангельская, Вологодская и Ленинградская области. Оснащение инновационными технологиями лесопользования и лесовосстановления позволит лесопромышленному комплексу органично интегрироваться в новую экономику. Основной принцип этого мегапроекта – сочлененность и синхронизация.
Представляется, что важнейший принцип мегапроекта "Мультикультурные коммуникации" (транспорт, гостиничное и банковское дело, туризм, связь, арт-менеджмент) – это трансграничность. Ландшафт Северо-Запада включает в себя три крупнейших культурных массива – угро-финский, славянский и балтийский, – либо соприкасается с ними.
Наконец, мегапроект "Человеческий капитал", который предполагает создание университетских комплексов, сетей непрерывного образования и консультирования, обусловлен сетевой информационной прозрачностью, поскольку базируется на принципе: мобилизация и мультипликативность.
Доктрина развития Северо-Запада России, разработанная фондом ЦСР "Северо-Запад", является рамочным документом в пакете, который должен включать в себя также концепцию управления, полный свод мегапроектов и предложения о сотрудничестве с зарубежными партнерами. Концепция развития и свод мегапроектов предполагают наличие нормативно-правового оформления, которое закрепит согласование интересов, имеющих транстерриториальный и институциональный характер.
МИС-2003 проводится Национальным агентством иностранных инвестиций совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ, ТПП России и другими партнерами в рамках подготовки к 300-летию Санкт-Петербурга. Подготовка к нему ведется при поддержке полномочного представителя Президента в Северо-Западном федеральном округе В.Черкесова.
В качестве некоммерческих партнеров НАИИ по организации симпозиума выступили Ассоциация "Северо-Запад России", РСПП, Российско-Американская Компания, Американо-Российский деловой совет, посольства США и ФРГ, Союз немецкой экономики, Европейский деловой клуб, Евроазиатская тихоокеанская корпорация, Лондонская компания Sachs Associates, Международное информационное агентство Bloomberg. Бизнес-элита будет представлена компаниями "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", "Газпром", РАО "ЕЭС", АФК "Система", ИБГ "НИКойл", группой МДМ, корпорациями Siemens, Mitsubishi, Mitsui и др. Ожидается участие не менее 250 зарубежных инвесторов, около 350 российских предприятий, руководителей федеральных министерств и ведомств экономического блока. В оргкомитет вошли губернаторы всех субъектов РФ, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, представители Администрации Президента и федеральных органов власти. В новой модели инвестиционного сотрудничества органы государственной власти обеспечат бизнесу благоприятную среду для развития, ТПП – деловую инфраструктуру, НАИИ – профессиональную разработку и сопровождение проектов.
На пленарной сессии будут обсуждены важнейшие вопросы экономического развития региона, в частности:
- либерализация торговли, меры тарифного и нетарифного регулирования, роль государства;
- внедрение кооперативных инициатив по развитию экономической и правовой инфраструктуры;
- возможности выполнения Россией условий ВТО;
- создание открытых региональных экономических зон;
- содействие развитию малого и среднего бизнеса;
- воздействие процессов глобализации на инвестиционный климат в регионе.
В топливно-энергетическом секторе (включая атомную энергетику) существуют определенные возможности инвестиционного сотрудничества. Планируется, что в течение 3-х лет капитализация "Газпрома" будет увеличена до 50 млрд долл., то есть в два с лишним раза. Предполагаемый объем заимствований на 2003 год составляет около 4 млрд долл. Из них 70% – долгосрочные заимствования, 30% – краткосрочные кредиты и векселя. Чем это привлекательно для корпораций, к примеру, США? Здесь можно выделить три приоритета:
- глобальная энергобезопасность;
- стабильность;
- возможность диверсификации энергоисточников.
Что же касается российского нефтяного сектора, он заинтересован в ежегодном вливании порядка 10 млрд долл., газовый сектор – 8 млрд долл.
Должно заинтересовать инвесторов и строительство терминала в порту Высоцк (Кольский полуостров). Используя его мощности (10 млн тонн), "ЛУКОЙЛ" планирует экспортировать в США дизельное топливо и мазут. Вице-президент компании Леонид Федун объявил о том, что "ЛУКОЙЛ" совместно с "Транснефтью" намерен инвестировать в этот проект 100 млн долл.
Особая статья – инвестиционные проекты для Калининграда. Его судьба в свете предстоящего расширения Евросоюза становится центральной темой во взаимоотношениях России и Европы. Помимо возможных осложнений с получением электроэнергии от РАО "ЕЭС" через Белоруссию и страны Балтии, возникнет проблема наплыва товаров из Польши и Литвы, что может подавить реальный сектор калининградской экономики, и без того малоразвитый. ЕС вряд ли останется равнодушным к существованию возможного очага дестабилизации в Европе. Область окажется внутри зоны действия передовых стандартов, оставаясь незатронутой самими стандартами. Разрыв в уровне жизни анклава и окружения неизбежно будет расти. Чтобы этого не произошло, регион должен включиться в конкурентные процессы. Совместные усилия ЕС и России необходимо направить на снижение торговых барьеров, создание транснациональной предпринимательской среды.
Кое-что уже делается. Так, на развитие энергетики, транспорта и охрану окружающей среды через программу ТАСИС выделено 40 млн евро, которые будут распределены в виде грантов. Польша начала разработку кредитного соглашения согласно проекту об организации в Калининграде сборочного производства городских автобусов Jelch. Готовность кредитовать его выразили два ведущих польских банка – Kredyt bank SA и BGZ. Министерство путей сообщения России обязалось возобновить движение пассажирских поездов по маршруту Калининград-Берлин. Россия также примет участие в строительстве 120-километровой автомагистрали Калининград – Эльблонг (Польша), являющейся продолжением трассы Санкт-Петербург – Калининград. Это обойдется ей в 50 млн долл. Эффективным обещает быть и военно-морское сотрудничество с НАТО, предполагающее использование – в рамках конверсии – портовых сооружений, аэродромов и другого оборудования военных городков.
Чтобы участие в симпозиуме принесло желаемые результаты, необходима специальная подготовка. Это особенно верно для средних российских предприятий, которые не знают, с какой стороны подступиться к западным инвесторам. Поскольку в российской банковской системе отсутствуют длинные кредитные средства, большинство предприятий имеет не так уж много возможностей модернизации. Однако и эти возможности очевидны пока лишь для супердоходного бизнеса (добыча и переработка сырья). Такое положение дел не способствует привлечению иностранцев, которым надо разъяснять многие реалии российского рынка – и круг, увы, замыкается. Кроме прочего, симпозиум призван способствовать тому, чтобы этот круг разомкнулся. В ряде случаев будущим партнерам поможет специальная программа двусторонних встреч, разработанная организаторами для повышения эффективности работы симпозиума. Но помимо этого МИС-2003 нацелен на снятие психологических барьеров, существующих в отношениях между Россией и Западом.