Будет ли подписан пакт Юсуфова-Абрахама?
Администрация США добивается, чтобы «углеводородная элита» РФ, имеющая определенное влияние на Путина, одобрила планируемую военную операцию против Ирака. Взамен она обещает, что после свержения режима Хусейна российско-американское энергетическое партнерство станет основой мировой экономики.
Игорь КОЗЛОВ
Будет ли подписан пакт Юсуфова-Абрахама?
"Экономические стратегии", 2002, №5, стр. 20-25.
Государственная Дума одобрила в первом чтении проект бюджета на 2003 год. Другого исхода голосования никто и не ожидал. Правительство еще на стадии подготовки документа заручилось поддержкой прокремлевских парламентских образований "Единство", ОВР, "Регионы России" и "Народный депутат", составляющих абсолютное большинство в нижней палате Федерального Собрания.
Основной финансовый документ страны депутатам представлял Михаил Касьянов. Отметив его особенности – снижение налоговой нагрузки, сокращение уровня непроцентных расходов и необходимость выплатить 17,2 млрд долл. по внешнему долгу, – премьер подчеркнул, что расходная часть бюджета (2,3 трлн руб.) очень жесткая и внесения "кардинальных изменений в сбалансированный и реалистический проект правительство не допустит": доходы – 2,4 трлн руб., инфляция – 10-12% в год. Нынешний бюджет сверстан из осторожного расчета 21,5 долл. за баррель нефти, и эта осторожность понравилась народным избранникам. Конечно, если вдруг начнется война в Ираке, с ценами может случиться все что угодно, но на этот случай у правительства разработаны разные "сценарии поведения", успокоил депутатов Касьянов.
В общем, бюджет наш по-прежнему "углеводородный", как выразился заместитель руководителя фракции "Яблоко" Иваненко (50% всех доходов дают нефтяные компании и ОАО "Газпром"). И все с этой зависимостью, похоже, смирились. Часть бюджетного профицита должна уйти в финансовый резерв – "заначка" на черный день и всякие несчастные случаи. С этим финансовым резервом правительство продолжает "темнить". Председатель Комитета по бюджету Жуков заявил: "Нет никакой возможности проконтролировать, как резерв формируется, сколько вообще в нем денег и на что они тратятся". Касьянов и Кудрин умело эту тему обошли.
1 октября 2002 года на проходящем в Хьюстоне российско-американском энергетическом саммите министр Юсуфов заявил, что в РФ в течение 2-3 лет будет создан стратегический запас нефти. "Мы создаем этот резерв, прежде всего, чтобы помочь нашим партнерам в мире", – сказал он. Означает ли это заявление, что под "нашими партнерами" руководство России понимает США? Пока трудно ответить на этот вопрос. Но не исключено, что достигнута некая договоренность о взаимовыручке в случае нефтяного кризиса, скажем, в результате возможной антииракской кампании. Вопрос о влиянии вероятной военной операции США против Ирака на мировые рынки нефти лишь кратко затрагивался в неформальных беседах американского министра торговли Эванса с министром Грефом. Тем не менее, многие участники саммита высказывали серьезную озабоченность по этому поводу.
Как считает большинство независимых экспертов, в случае начала военной операции многое будет зависеть от того, по какому сценарию она пойдет. Так называемый "благоприятный для США" вариант развития событий – быстрая военная акция и смена режима в Багдаде – сначала приведет к резкому скачку цен на нефть, а затем – к стремительному снижению ее стоимости, когда дешевая иракская нефть хлынет на мировые рынки. "Неблагоприятный" сценарий – затяжные военные действия, затрагивающие весь Ближний Восток, – грозит катастрофическими последствиями, сопряженными с нарушением поставок нефти на мировые рынки и общим энергетическим кризисом. Впрочем, такой вариант событий многие не воспринимают всерьез.
Более того, обращает на себя внимание заявление Юсуфова о том, что Россию устраивает коридор цен на нефть в пределах 20-25 долл. за баррель, и она будет способствовать его поддержанию на таком уровне. Это, по мнению экспертов, в очередной раз доказывает стремление РФ проводить самостоятельную нефтяную политику, независимо от ОПЕК. Такая позиция России, конечно, выгодна США в нынешней международной обстановке.
На прошедшем форуме Юсуфов отметил: "Взаимовыгодное сотрудничество в сфере энергетики становится основой экономического взаимодействия и дальнейшего сближения России и США". В свою очередь, министр торговли США Эванс предложил крупнейшим американским и российским компаниям создать Рабочую группу по коммерческим проектам в энергетике. Он подчеркнул, что такой механизм позволит им напрямую обсуждать проблемы, мешающие развитию сотрудничества, и будет способствовать расширению торговли и инвестиций.
3 октября 2002 года министры Греф и Юсуфов в сопровождении американских министров торговли и энергетики встречались в Вашингтоне с помощником президента США по национальной безопасности Райс. Кроме того, Юсуфов беседовал с вице-президентом Чейни, который уделяет повышенное внимание проблемам энергетики и лично курировал подготовку национальной стратегии США в этой области.
Аналитики внимательно наблюдали за российско-американским энергетическим саммитом в Хьюстоне. Понятно, что администрация США, основательно подготовив данное мероприятие, стремилась добиться того, чтобы "углеводородная элита" РФ, имеющая определенное влияние на Путина, одобрила планируемую военную операцию против Ирака. На саммите американские компании обещали инвестиции в российский ТЭК. Министры Эванс (торговли) и Абрахам (энергетики) прилюдно давали указания своим подчиненным о покупке российской нефти для пополнения стратегических запасов США. Постоянно говорилось о том, что российско-американское энергетическое партнерство после свержения режима Хусейна станет основой мировой экономики. По мнению некоторых аналитиков, все это напоминало переговоры накануне подписания пакта Молотова-Риббентропа или, в современной интерпретации, Юсуфова-Абрахама (веяние времени: министров иностранных дел сменили министры энергетики).
Понятно, что России, как демократической стране, не очень нравится режим Хусейна. Понятно, что, обладая оружием массового поражения, "непредсказуемый Саддам" опасен всему миру. Но российский "углеводородный бюджет" страшно боится дешевой иракской нефти. Если она после быстрой победы США хлынет на мировые рынки, для экономики РФ это будет иметь тяжелейшие последствия.
Что же предлагают американцы, чтобы успокоить Россию или даже привлечь ее на свою сторону? Во-первых, гарантированную покупку по приличной цене "лишней" российской нефти для своего стратегического запаса. Но у РФ практически отсутствуют средства доставки нефти в США в таких объемах (нет глубоководных терминалов для больших танкеров, нет трубопроводов к восточным портам). С каждой преодоленной милей Атлантического океана стоимость барреля нефти будет расти. Так что, этот проект далек от совершенства.
Во-вторых, по имеющимся данным, в ходе закулисных переговоров представителей США и РФ, которая сейчас экспортирует 5 млн баррелей нефти в день, американцы обещали россиянам нефть "побежденного Ирака" (2 млн баррелей в день) в качестве компенсации потерь от снижения стоимости сырья. Однако, если баррель нефти на мировом рынке стоит, к примеру, 20 долл., а будет стоить 8 долл., то нетрудно подсчитать, что обещанные 2 млн баррелей в день убытков не покроют. Кроме того, надо помнить об одной особенности администрации США: добившись стратегических целей, она частенько забывает о своих обещаниях. Так, например, было с данным Горбачеву заверением о том, что НАТО не станет расширяться на Восток.
Поэтому есть все основания предполагать: "пакт" Юсуфова-Абрахама, если он состоялся, будет иметь те же последствия, что и пакт Молотова-Реббентропа. России, видимо, нужно всеми силами оттягивать начало военной операции против Ирака, беречь Хусейна, как зеницу ока, ибо он, к сожалению, является одним из факторов стабильности нашей экономики.
Известно, что Ирак обладает огромными запасами первосортной нефти, и еще 10 лет назад нефтяные компании США и Великобритании создали консорциум для "захвата" именно российских углеводородных контрактов в этой стране. Потом политическая ситуация изменилась. Теперь РФ, которая последовательно поддерживала режим Хусейна, получила право на разработку самых перспективных участков. Но все это только "на бумаге"": Ирак находится в экономической изоляции, и его нефть "булькает от нетерпения под землей", не находя применения.
Так вот, в Хьюстоне американские и английские нефтяники, якобы, сообщили российским коллегам, что в случае победы над Хусейном все его углеводородные контракты будут пересмотрены в пользу "борцов с тираном и международным террористом", а "друзья Хусейна" могут свои соглашения и долговые контракты сдать в архив. Да, есть вероятность того, что в ходе войны российские нефтяники понесут определенные потери, но зато потом, если сумеют уговорить Путина поддержать или, по крайней мере, не противостоять этой акции, они будут сторицей вознаграждены. Не вдаваясь в подробные расчеты, можно сказать, что слова эмиссаров США заставили крепко задуматься наших специалистов, и некоторые из российских нефтяных фирм начали прямо или косвенно лоббировать поддержку президентом РФ операции США в Ираке.
Однако опытные "нефтяные генералы" говорят: американцы "сладко поют", когда им надо достигнуть поставленной цели, а потом, когда Ирак будет в их руках, российские фирмы вышвырнут оттуда. И объяснят это просто: "Кто же станет делиться такими богатствами? Мы воевали, тратили материальные и людские ресурсы. А вы сначала вставляли нам палки в колеса, а потом просто притихли. И за это хотите получить такую нефть и такой газ?! Это смешно, парни!"
Так что, у российских ведомств и компаний пока нет согласованного плана действий на случай, если начнется война в Ираке. А, скорее всего, так и будет.
Я живо представляю себе лица членов правительства и парламентариев, когда в самый разгар дележа бюджета на 2003 год передадут сообщение об агрессии США и Великобритании против Ирака.