Гораздо легче найти ошибку, чем истину

Номер 5. Любой ценой!?

События бизнес-осени 2002 года. Рейтинги 100 наиболее стратегичных управленцев и компаний.

Рейтинговый центр ИНЭС
Гораздо легче найти ошибку, чем истину

"Экономические стратегии", 2002, №5, стр. 26-33.

Восточная легенда гласит: однажды боги решили спрятать от человека истину, да так, чтобы он ее подольше искал.
"Давайте скроем ее на самой высокой горной вершине", – сказал один.
"Давайте поместим ее на самую далекую звезду", – предложил другой.
"А, может быть, спрячем ее во мраке морских глубин?" – спросил третий.
Наконец, один из них воскликнул: "Нет, мы спрячем ее в сердце человека! И он будет искать истину по всей Вселенной, не подозревая, что носит ее в себе".


Премьер-министр России Михаил Касьянов подписал программу развития отечественного автопрома. Этому предшествовал процесс обсуждения концепции программы. Говорили все и обо всем – все искали истину: "Что делать, чтобы в России производились качественные автомобили? Повысить пошлины, понизить пошлины, ввести льготы на ввоз комплектующих?". Однако мало кто говорил о качестве и производительности на российских автомобильных заводах, то есть о тех проблемах, которые надо решать в первую очередь. Все остальное – это лечение симптомов, а не болезни.

Знают ли руководители российских автозаводов о японских методах достижения высокого качества, статистических методах контроля отклонений, системе "точно в срок" и "экономном" производстве? Вопрос риторический.

Но надо помнить, что современные методы часто требуют полной смены руководства – старые руководители не в состоянии работать по-новому. Корпорация General Motors готовила к закрытию один из своих заводов. Этот завод купила компания Toyota и практически на том же оборудовании и с теми же рабочими сделала его одним из самых передовых в США по качеству и производительности. Основным вопросом концепции развития автопрома должно стать изменение уровня управления: нужно прекратить делать то, что не создает добавленной стоимости (например, контроль качества на выходе продукции), и улучшить то, что создает добавленную стоимость (системное уменьшение отклонений и т.д.). И второй фактор – это время. Корпорации Ford потребовалось более 10 лет, чтобы достичь уровня производительности японских компаний, а корпорация General Motors с этим еще не справилась.

Недавно 20 высших руководителей "АвтоВАЗа" были лишены премий из-за провала программы улучшения качества. Никогда раньше управляющих высшего звена так не наказывали, хотя жалоб на качество автомобилей всегда было много. Это внушает определенные надежды, однако надо понимать, что трансформация "мозгов" займет долгие годы. К сожалению, другого пути пока не придумали (перефразируя классика, можно сказать: "Плохое качество не в автомобилях, а в головах").

Таким образом, поиск истины, то есть способность анализировать и сопоставлять, становится важнейшей характеристикой качественного стратегического управления.


Схема 1. Энниаграмма стратегического управления



Зачистки местности
В последнее время в поисках истины находилась компания "Вимм-Билль-Данн", которая завершила реорганизацию дистрибьюторской сети по продаже молочных продуктов на рынке Московского региона. Теперь вместо 15 дистрибьюторов молочные продукты компании продают всего восемь. Действуя таким образом, компания "Вимм-Билль-Данн" стремится ужесточить контроль над продажами на ключевом для себя рынке. От оставшихся дилеров потребовали отказаться от продукции других производителей и обеспечить заданные объемы продаж. Кроме того, стали более жесткими условия по отсрочке платежа и выполнению плана продаж. Эта реорганизация сбытовой сети компании – явление достаточно закономерное для потребительского рынка вообще и молочного в частности. В 1997 году дистрибьюторов компании в Московском регионе было около ста. Однако, столкнувшись с ценовыми войнами между дистрибьюторами, руководство "Вимм-Билль-Данн" начало резко сокращать их число. Основные конкуренты на московском рынке практически полностью контролируют сбыт своей продукции. Так, например, Danone в Москве самостоятельно осуществляет продажу своих товаров розничным точкам. Аналогичная ситуация с Parmalat – 90% всей молочной продукции, реализующейся в столице, доставляется в магазины своими силами.

Реорганизация "БАЗЭЛа"
Руководитель компании "Базовый элемент" Олег Дерипаска объявил о грядущей реорганизации своего бизнеса, что косвенно подтверждает спонтанность и, возможно, хаотичность построения его империи (в рейтинге управленцев Олег Дерипаска переместился с 4 на 5 позицию). Сейчас главная задача почти всех подконтрольных ему предприятий – консолидация и переход на единую акцию. Серьезной проблемой для крупных компаний является большое число входящих в их состав ОАО. Из-за этого приходится все время бороться с миноритарными совладельцами. Поэтому было принято решение перевести алюминиевые заводы на единую акцию "Русского алюминия", а "Руспромавто" преобразовать в компанию под названием "Русские машины". "Базовый элемент" также ведет переговоры с итальянской компанией Iveco о стратегическом партнерстве с "Русскими машинами". В результате перехода на единую акцию упростится и усилится корпоративная структура "Русала" и "Русских машин", им будет легче привлекать средства. Более того, по замыслу руководства, "Русский алюминий" через 5-6 лет будет крупнейшей алюминиевой компанией в мире. В настоящее время рассматривается возможность строительства новых алюминиевых заводов в Красноярском крае, Хакасии, на Дальнем Востоке и в Иркутской области. Несомненно, для достижения глобального лидерства "Русалу" придется распространить экспансию за пределы России. В этом направлении уже предпринимаются определенные шаги: в Исландии планируется построить алюминиевый завод мощностью 360 тыс. т в год, а также глиноземный комбинат, рассчитанный на переработку 2 млн т глинозема в год. Сырье для него будет поставляться с принадлежащих "Русалу" бокситовых рудников в Гвинее. Размещение производства в Исландии очень выгодно из-за дешевой энергии геотермальных станций, а также благодаря самой низкой ставке налога на прибыль среди европейских стран. Весной 2002 года "Русал" подписал протокол о намерениях с австралийской компанией Aldoga Aluminium Smelter, предусматривающий возможность строительства крупного алюминиевого завода в штате Квинсленд. А в сентябре того же года "Русал" подал заявку на участие в приобретении госпакета акций индийской глиноземной компании Nalco. Здесь, несомненно, встает вопрос о внутренних возможностях управленческой команды "Русала". Экспортировать с прибылью (в первую очередь за счет низких расходов на оплату труда и электричества) первичный алюминий из России – это одно, а международный производственный бизнес – это другое. Сумеет ли "Русал" добиться конкурентного преимущества во многих странах – вопрос пока открытый, но "лед уже тронулся".

Russia international
В интервью нашему журналу Анатолий Карачинский (см. "ЭС-04/2001", с. 61) сказал: "Очень и очень важно, чтобы российские компании шагнули за пределы страны, потому что если мы этого не сделаем, то сваримся в собственном соку". Как и "Русал", в последнее время многие российские компании предприняли шаги в этом направлении. "Новолипецкий металлургический комбинат" ("НЛМК") придумал, как пристроить продукцию в Европе, минуя ограничения. Дружественные "НЛМК" структуры приобрели датскую металлургическую компанию Danish Steel Works A/S. "НЛМК" будет поставлять ей стальные полуфабрикаты и продавать в Европе изготовленный из них прокат, формально являющийся датским и потому не подпадающий под действие жестких ограничений, установленных для российского проката. Крупнейшая в Скандинавии энергокомпания Fortum и российский концерн "Силовые машины" подписали контракт о модернизации ГЭС Krangede в Швеции. Несмотря на небольшую (1 млн евро) сумму контракта, соглашение имеет для "Силовых машин" принципиальное значение. Во-первых, выигранный тендер открывает перед россиянами огромный рынок модернизации энергомощностей в Скандинавии. Во-вторых, одержанная победа очень важна в преддверии предстоящего в следующем году тендера на строительство пятого атомного энергоблока в Финляндии, который оценивается в 1-1,2 млрд долларов. Географическая экспансия компании "Мобильные ТелеСистемы" ("МТС") может коснуться стран СНГ. Компания уже работает в Беларуси, ведет переговоры на Украине (она близка к покупке контрольного пакета акций второй по величине сотовой компании Украины – "Украинской мобильной связи"). "МТС" участвует в приватизации "Молдтелекома", что может дать доступ на сотовый рынок Молдавии. Кроме того, появились сообщения о возможности выхода "МТС" на армянский рынок.

Уроки мегамаркетинга
Самый несговорчивый кредитор "СИБУРа" "Альфа-Банк" все-таки добился особых условий реструктуризации долга в размере 78 млн долл., но это стоило ему 350 млн долл., которые "Газпром" вернет банку через два года. Президент "Альфа-Банка" Петр Авен несколько раз встречался с председателем правления "Газпрома" Алексеем Миллером и в конце концов подписал с ним договор о стратегическом сотрудничестве. Однако этот несомненно выгодный эксклюзив может развалить только что заключенное мировое соглашение кредиторов "СИБУРа" – другие банки теперь требуют справедливости.

Давид и Голиаф
Массированная атака на главу РАО "ЕЭС России" пока не привела к прямому результату, однако Чубайс (снижение в рейтинге с 12 до 19 позиции) признал очевидное – уменьшение капитализации компании (с начала 2002 года капитализация РАО "ЕЭС России" упала на 52%) и пообещал в дальнейшем при принятии решений советоваться с миноритариями. Более того, он объявил мораторий на продажу активов энергохолдинга до завершения реструктуризации компании. Таким образом, Анатолий Чубайс выступил с инициативой, о которой миноритарии могли только мечтать. Причиной столь "интересного поражения" стало удачное время для атаки. На рассмотрении в Госдуме лежит пакет энергетических законопроектов, который вызывает противоречивую реакцию как у депутатов, так и в правительстве.

Издевки и издержки
Жесткая позиция правительства, не желающего повышать "Газпрому" тарифы более чем на 20%, заставляет монополию искать другие средства для решения финансовых проблем. "Газпром" пообещал, что только в 2003 году сократит издержки почти на 1 млрд долл. Таким образом, к 2005 году прибыль компании увеличится вдвое. Рыночную капитализацию "Газпром" к этому времени обещает нарастить до 40-50 млрд долл. (сейчас он стоит примерно 16,2 млрд долл.). Это отражает фундаментальную перемену в мышлении руководства компании, хотя и произошедшую под давлением правительства. Раньше "Газпром" использовал очень простой путь: предлагал правительству все свои финансовые издержки учитывать в тарифах. Но такая ситуация не стимулирует госкомпанию искать внутренние резервы для решения финансовых проблем. В этот раз правительство заняло очень жесткую позицию по тарифам. А финансовое положение "Газпрома" не позволяет ему делать существенных заимствований на внешних рынках: надо умерять амбиции и искать более выгодные процедуры закупок, а не пользоваться карманными структурами. Резервы по сокращению издержек у "Газпрома" огромные.

Как оживить труп
Менеджмент "Росгосстраха" совместно с консалтинговой фирмой McKinsey разработал концепцию развития компании в среднесрочной перспективе, на реализацию которой потребуется 160 млн долл. Планы наполеоновские: за несколько лет добиться капитализации в миллиард долларов и сделать из компании лидера российского рынка, то есть занять как минимум его четверть. До сих пор на такое не отваживались ни отличающиеся прозрачной системой собственности и четкой структурой управления страховщики из финансово-промышленных групп, ни компании с иностранным участием. А вот холдингу, в котором государство владеет контрольным пакетом акций, а остальные владельцы, победившие на прошлогоднем аукционе, даже не были официально объявлены, судя по заявлениям его менеджеров, это по плечу. Однако в центральном офисе "Росгосстраха" могут принимать какие угодно мудрые решения, региональные же "дочки" будут их попросту игнорировать или даже саботировать. Процесс возвращения де-факто независимых "дочек" под юрисдикцию головного офиса вряд ли пойдет легко – многие директора уже встроились в своеобразные системы регионального бизнеса. Есть и еще одна проблема. За последние несколько лет бурного роста страхового рынка компания существенно отстала от своих конкурентов. И хотя она по-прежнему лидирует по сбору страховых взносов в массовых видах страхования, но по большей части заполняет ту нишу, в которой не хотят работать другие компании – нишу дешевых и экономически невыгодных для собственного бизнеса продуктов. В Москве и крупных финансово-промышленных центрах "Росгосстрах" фактически уже не присутствует. Однако, если раньше развитие компании упиралось в деньги, то сегодня новое руководство, в первую очередь, делает акцент на грамотном управлении, а сумма инвестиций не кажется такой уж завышенной.

Свой паровоз
"СУАЛ" начал эксплуатацию собственной железной дороги. Эта одноколейная ветка соединяет Средне-Тиманский бокситовый рудник с железными дорогами МПС. В дорогу длиной 158 км было вложено около 105 млн долл. Железная дорога "СУАЛу" нужна, она позволит ему существенно снизить стоимость сырья. Себестоимость тонны бокситов Средне-Тиманского месторождения составляла 28-32 долл. Когда железная дорога в 2001 году была построена наполовину, себестоимость бокситов сократилась до 20 долл. С завершением строительства тонна бокситов будет обходиться "СУАЛу" всего в 5 долл. Теперь "СУАЛ" сосредоточится на проекте строительства в Коми глиноземного комбината и алюминиевого завода. После выхода глиноземо-алюминиевого комплекса на проектную мощность он будет производить около 1,2 млн т глинозема и 600 тыс. т алюминия, а рудник будет загружен полностью. Судя по всему, компанию "СУАЛ" – как, впрочем, и ее конкурентов – не пугает продолжающееся снижение цен на алюминий и возможный кризис перепроизводства.

Реальный шаг к счастью
Первый техцентр по обслуживанию самолетов Ту-204 будет создан в 2003 году в аэропорту "Домодедово", управляемом группой "Ист Лайн". В авиакомпаниях подсчитали, что это позволит превратить перевозки на таких самолетах из убыточных в рентабельные. Российские авиакомпании эксплуатируют восемь самолетов Ту-204/214. Еще семь машин летают под флагами международной компании TNT и египетской Air Cairo. Главная проблема этих самолетов заключается в отсутствии послепродажного обслуживания. В центре будет создан своеобразный банк запчастей- склад обменных изделий в количестве, необходимом для налета 30 000 часов в год.
За последнее время это, пожалуй, один из немногих реальных шагов российского авиапрома, направленных на повышение привлекательности отечественных самолетов. Российскому авиапрому, до сих пор не объединенному по не совсем понятным причинам, возможно, следует унифицировать кабины и системы технического обслуживания Ту-204 и Ил-96, чтобы тот же "Аэрофлот" мог получить дополнительный (помимо национальной гордости) стимул к приобретению отечественной авиатехники.
Таким образом, многим руководителям российского авиапрома и автопрома, как и других отраслей, следует обратить внимание на то, что, может быть, и "недостойно сильных мира сего", но определяет потребительские предпочтения.


Однажды Эйнштейна спросили, в чем он видит основное различие между собственным интеллектом и интеллектом других людей. Он ненадолго задумался, а затем ответил: "Все люди ищут иголку в стоге сена, но большинство из них останавливаются, как только найдут ее. Я продолжаю поиски и обнаруживаю вторую, третью и, возможно, если мне очень повезет, даже четвертую и пятую иголку"…


Действующие лица: рейтинг «100 наиболее стратегичных управленцев»

Действующие лица: рейтинг «100 наиболее стратегичных компаний»

Следить за новостями ИНЭС: