Куда приводят мечты
Рейтинги 100 наиболее стратегичных компаний и управленцев. Обзор методологии составления рейтингов.
Рейтинговый центр ИНЭС
Куда приводят мечты
"Экономические стратегии", 2002, №4, стр. 16-25.
Давным-давно в старой доброй Голландии, в маленьком городке жил-поживал обыкновенный человек. В обыкновенной лавке торговал он обыкновенной мануфактурой. Зато было у него необычное увлечение. В свободное от работы время в своей маленькой мастерской он занимался изготовлением стеклянных линз. Это сейчас можно увидеть такую линзу на асфальте и пнуть ее ногой, а в те стародавние времена то были вещи диковинные, редкие. Изготовление линз было работой кропотливой, требующей много времени, средств, а главное – мастерства. Мастерства ему было не занимать, а вот средств и времени не хватало. И тогда продал этот человек свою лавку, чтобы посвятить себя целиком любимому занятию.
Прошло достаточно много времени, прежде чем сквозь свои линзы он увидел в капле воды неведомый мир микроскопической жизни, прежде чем его с почетом приняли в Лондонской королевской академии.
И уж гораздо позже его имя было вписано золотыми буквами в историю мировой науки.
А теперь представьте себе, что вы бросаете постылую, но приносящую мало-мальский доход работу и начинаете изобретать фотонный двигатель для космических ракет или изучать хроносинкластический инфундибулюм. Что подумают о вас окружающие? И что на это скажет ваша жена?! И кем бы стал Антони ван Левенгук, если бы послушался их всех?
Возможно, некоторые компании, присутствующие сегодня в наших рейтингах, подобно компании Stora, увековечат свое имя в веках и будут фигурировать в рейтингах стратегичности журнала "Экономические стратегии" за 2127 и 2136 годы, однако многие из них покинут рейтинг уже к 2010 году. Отчасти это произойдет из-за их неспособности измениться, отчасти из-за того, что уже сегодня где-то российские ван Левенгуки создают свои мощные корпорации.
Позиции в рейтинге журнала "Экономические стратегии", наравне с качеством стратегического управления и потенциалом предприятия, также отражают и ресурсы, находящиеся в распоряжении предприятия. Поэтому, даже если у средней компании уже есть гениальные управляющие и великолепные перспективы, оно вряд ли не войдет в рейтинг 100 наиболее стратегичных предприятий России. Все же эти компании уже сегодня создают базис для вхождения в рейтинг "топ 100" в будущем. Среди них необходимо отметить "Росинтер Ресторантс", который смог элегантно добиться разнообразия жанров своих ресторанов наряду с достижением высокой эффективности в логистике; издательство "ОЛМА-Пресс", сумевшее построить эффективную систему распространения; компанию "Аякси", предлагающую инновационные решения для электронной коммерции.
Именно эти компании сегодня готовятся занять место многих не столь поворотливых и гибких лидеров российской экономики, которым часто для сохранения своего положения приходится совершать целый ряд революций в бурных водах бизнес-среды: возможной глобальной нестабильности в 2003 году, усиливающемся кризисе доверия к аудиторским и консалтинговым компаниям, нестабильности на финансовых и товарных рынках, нарастании угрозы крупных экологических катастроф и т.д. Таким образом, способность плыть против течения, гибко преодолевать трудности, предпринимать "непопулярные", но далеко идущие стратегические шаги – это важная составляющая качественного стратегического управления.
Слон в посудной лавке
Возможно, скоро "Газпром" впервые продаст крупную партию газа напрямую европейскому потребителю. Его представители договорились о прямых поставках газа с итальянской энергетической компанией ENEL, которой до этого российский газ перепродавал посредник. Таким образом, "Газпром" совершил настоящий прорыв, воспользовавшись плодами либерализации газового рынка Европы. Более того, впервые за последние пять лет "Газпром" смог увеличить добычу газа. Прирост в 1,2% обеспечили Заполярное месторождение, запущенное в конце прошлого года, и выкупленные у "Итеры" газовые активы. Уже ни у кого нет сомнений в том, что тактическая задача по стабилизации добычи газа на уровне 530 млрд куб. м в год будет решена. Таким образом, перед "Газпромом" открываются перспективы как качественного (продажа газа по более высоким ценам), так и количественного роста (увеличение добычи газа). Несомненно, это повысит стратегический потенциал компании, однако степень реализации этого потенциала будет зависеть от управленческого искусства ее руководства.
За кулисами зала славы
"Славнефть" впервые обнародовала отчетность по международным стандартам. По итогам 2001 года аналитики вынуждены были признать "Славнефть" худшей из нефтяных компаний: деньги тратились неэффективно, затраты росли, а прибыль падала. Консолидированная чистая прибыль "Славнефти" за 2001 год составила 3,65 млрд руб., что на 78,6% меньше аналогичного показателя 2000 года. При этом добыча компании в 2001 году возросла на 21,6%, до 14,9 млн т. Ни одна нефтяная компания не рапортовала о столь сильном падении прибыли, как "Славнефть". Теперь аналитики и чиновники ждут, что предпримет новый президент компании Юрий Суханов. У "Татнефти" чистая прибыль уменьшилась на 55%. Более того, в отчете "Татнефть" предупреждает, что длительное падение цен на нефть в долгосрочной перспективе может привести к невозможности выполнения ее обязательств по обслуживанию кредитов, уже сегодня самых больших в отрасли. Зато минувший год был удачным для менеджеров "Татнефти", которые получили возможность заработать 4,6 млн долл. через опционы на приобретение 9,4 млн обыкновенных акций по цене 0,1 руб. Эти два примера хорошо вписываются в серию скандалов на финансовых рынках США и делают еще более актуальными действия ФКЦБ и других организаций по повышению прозрачности российского корпоративного управления.
Колумб Америку открыл…
"ЛУКОЙЛ", также столкнувшийся со снижением своего стратегического потенциала, решил несколько умерить бурную экспансию и сконцентрироваться на интеграции корпорации. Так, например, было принято решение на деньги американских инвесторов построить новый терминал в Высоцке, нефтепродукты с которого будут экспортироваться в США. Компания ведет переговоры о финансировании этого проекта стоимостью более 150 млн долл. с агентством при правительстве США Overseas Private Investment Corporation и американской корпорацией U.S. Fluor Corporation. В США "ЛУКОЙЛу" принадлежит сеть автозаправочных станций Getty. Топливо для них компания сейчас поставляет из болгарского порта Бургас. Высоцкий терминал плюс поставки из Бургаса позволят полностью обеспечить сеть Getty топливом. Никакая организация не может расти вечно – архетип "ограничения роста" вездесущ. Единственный выход, который, похоже, нашло руководство "ЛУКОЙЛа" – не ускорять замедляющийся рост, а устранять сами ограничения роста.
Дорога на Восток
"ЮКОС" также был занят наполнением своих стратегических проектов. Компания получила контроль над якутским предприятием "Саханефтегаз", которому принадлежат контрольные пакеты акций "Якутгазпрома" и "Ленанефтегаза". Общие запасы этих предприятий составляют 200 млн т нефти и 1,5 трлн куб. м газа. Владея "Саханефтегазом", "ЮКОСу" легче реализовать свои амбициозные планы относительно Китая. Более того, ему удалось заручиться предварительным согласием китайской энергетической компании CNPC, пообещавшей закупить у "ЮКОСа" не менее 30 млн т нефти в период с 2010 по 2030 год, а также частично прокредитовать строительство трубопровода Ангарск-Дацин стоимостью 1,7 млрд долл. Кроме того, "ЮКОС" ведет с CNPC переговоры о совместной разработке нефтяных месторождений в Восточной Сибири. Таким образом, комплексный подход к выходу на китайский рынок позволяет предположить, что в конце концов эти усилия увенчаются успехом и, диверсифицировав свои рынки, "ЮКОС" станет еще более устойчивой компанией.
Доступ к телу
"Сибнефть" в результате ряда удачных шагов в области мегамаркетинга получила долгосрочный контракт на загрузку Московского нефтеперерабатывающего завода и будет строить в столице сбытовую сеть. "Сибнефть" существенно укрепила свои позиции на московском рынке, причем сделала это при поддержке мэрии. Таким образом, компания, которая сегодня уже занимает первое место в России по темпам роста, создала базу для дальнейшего роста, причем, за счет довольно привлекательного московского рынка, где потребители относительно расточительнее.
Возмещение ущерба
"МТС", похоже, удалось вернуть былое расположение москвичей – в июне она почти догнала конкурирующий "ВымпелКом" по числу новых подключений столичных абонентов. Главными факторами, повлиявшими на укрепление московских позиций "МТС", стали новая агрессивная маркетинговая политика компании (в сумме ее маркетинговые расходы составляют около 1,6 млн долл. в месяц), несколько ухудшившееся качество работы сети "ВымпелКом", широко освещавшееся прессой, обновление биллинговой системы, проведенное "МТС" в ноябре 2001 года, в результате чего количество слухов о том, что "МТС" ворует деньги, явно уменьшилось. Этот пример показывает достаточно высокую организационную гибкость "МТС": с одной стороны, способность расти (региональная экспансия), а, с другой – способность повышать качество обслуживания клиентов (возврат утраченных позиций в Москве).
Длинные деньги
"Сбербанк" выделил "Русскому алюминию" кредит в 49 млн долл. сроком на пять лет. Это первый долгосрочный кредит "Русалу", который уже накопил 1,2 млрд долл. краткосрочных кредитов. Их предоставлял и "Сбербанк" (200 млн долл. сроком на год), и немецкий WestLB (170 млн долл.), и "Альфа-Банк" (100 млн долл.), и "ВЭБ" (100 млн долл.), и "Росбанк" (75 млн долл.). Долгосрочный кредит "Сбербанка" выделяется для финансирования инвестиционных программ, а также мероприятий по техническому перевооружению и модернизации основного производства Братского и Красноярского алюминиевых заводов. Низкая стоимость заемного капитала позволит "Русалу" реализовать долгосрочные инвестиционные программы.
III Интернационал
"Объединенные машиностроительные заводы" поглощают астраханский Судостроительный завод имени III Интернационала. Таким образом, "ОМЗ" получит базу для достройки буровых нефтяных платформ на Каспии. С нижегородских заводов "ОМЗ", где тоже можно собирать буровые, их нельзя транспортировать вниз по Волге из-за мостов. Присоединение астраханской верфи позволит группе "ОМЗ" строить морские буровые платформы на Каспии, почти не пользуясь услугами сторонних предприятий. Когда начнется масштабное освоение Каспийского шельфа, спрос на буровые платформы составит сотни миллионов долларов в год. А наличие собственной производственной базы в прикаспийском регионе позволит "ОМЗ" предлагать свою продукцию минимум на 15% дешевле иностранных конкурентов.
Все выше, и выше, и выше
При плановом снижении объема работ "Аэрофлота" после событий 11 сентября, компания смогла добиться трехкратного увеличения результата операционной деятельности за шесть месяцев по сравнению с первым полугодием прошлого года. Такой рост достигнут за счет сокращения эксплуатационных расходов, увеличения коммерческой загрузки и занятости кресел. Каждый дополнительный процент занятости кресел приводит к росту доходов на 17 млн долл. "Аэрофлот" рассчитывает в 2002 году увеличить чистую прибыль почти в два раза – с 42 до 75 млн долл. Повышать цены на билеты авиакомпании уже сейчас тяжело: ее тарифы в среднем всего на 10% ниже цен крупнейших европейских перевозчиков, таких как Lufthansa или British Airways, поэтому "Аэрофлот" планирует в 2002 году сократить расходы на 10-12%. Это позволит сэкономить 150-170 млн долл. А чтобы работники лучше экономили средства компании, в "Аэрофлоте" создан премиальный фонд в размере 12 млн долл. В целях экономии "Аэрофлот" также намерен сократить число типов воздушных судов с нынешних 11 максимум до четырех.
Возможно, российскому авиапрому, до сих пор раздробленному, следовало бы, например, унифицировать кабины и системы технического обслуживания Ту-204 и ИЛ-96, чтобы тот же "Аэрофлот", помимо национальной гордости, мог получить дополнительный стимул к приобретению отечественной авиатехники. Другими словами, эксплуатация российских самолетов должна давать "Аэрофлоту" конкурентное преимущество в борьбе с зарубежными авиакомпаниями. Для того чтобы стол устойчиво стоял, нужны как минимум три ножки. Сможет ли российский авиапром объединиться для "крестового похода", чтобы, наравне с Boeing и Airbus, к 2030 году овладеть 30% мирового рынка авиалайнеров?
Наверное, кто-то скажет, что это только мечты. Однако именно подобные мотивы движут теми компаниями, которые завтра займут лидирующее положение на рынке. Как сказал герой одного фильма: "Только в мечтах свободны люди. Всегда так было. Всегда так будет".
Действующие лица: рейтинг «100 наиболее стратегичных управленцев»
Действующие лица: рейтинг «100 наиболее стратегичных компаний»