У России есть все, но нет ничего

Номер 2. Испепеляющий сон разума

Государственный секретарь Союза России и Беларуси Павел Бородин считает, что Советский Союз объективно был идеальным геопространством для развития экономики и думает, что в самое ближайшее время постсоветское пространство – пусть и в другой форме, на другой политической, экономической основе – будет восстановлено. То, что делается сейчас, только первый шаг на этом пути.

Павел БОРОДИН
В России есть все, но нет ничего

"Экономические стратегии", 2002, №2, стр. 84-89.

Россия и Беларусь… В одном из прошлогодних номеров "ЭС" в рубрике "СНГовье" уже поднимались вопросы о статусе этих двух бывших республик СССР. Страны-партнеры или единое государство, сотрудничество или объединение? Дискутировать по этой проблеме, выдвигая огромное количество "за" и "против", можно бесконечно. Но никто, пожалуй, не знает сути вопроса настолько глубоко и всесторонне, как Государственный секретарь Союзного государства Беларуси и России Павел Бородин. Занимая этот пост с января 2000 года, он сумел добиться значительного прогресса и в деле урегулирования многочисленных конфликтов, и в укреплении экономического сотрудничества между двумя странами.

Давайте пофантазируем: каким Вы видите Союзное государство Беларуси и России через 10 лет?

Есть все основания полагать, что уже через три года это будет единое государство. Все будет общим – граница, экономика и т.д. Вот основные параметры, отражающие такую общность: оборонная политика, военно-техническое сотрудничество, охрана границ, налоговые сборы, инвестиционная и финансовая деятельность, программы формирования бюджета, единое правовое пространство.

Сегодня союзное строительство развивается по трем направлениям. Первое – экономическое. Товарооборот между Россией и Беларусью, население которой составляет 10 млн человек, равен 11 млрд долл. Для сравнения приведу такие цифры: товарооборот между Украиной (население – 55 млн человек) и Россией составляет 5,7 млрд долл. Товарооборот между полуторамиллиардным Китаем и Россией – 10 млрд долл. Сегодня бюджет СНГ – 256 млн рублей, а бюджет Союзного государства Беларуси и России, в 1999 году равнявшийся 800 млн руб., за два с половиной года вырос в 4 раза и сейчас – 3,3 млрд руб. Мы финансируем, в основном, производственные программы – их почти 40, а точнее – 39. Если раньше мы выпускали 100 тыс. телевизоров, то сейчас – 1 млн 250 тыс. Четверть рынка Союза России и Беларуси занята этой продукцией. Ни в одном из вновь образованных государств СНГ не делают двигатели для грузовиков и автобусов по стандартам "Евро 1" и "Евро 2". Союзные программы предусматривают выпуск около 200 тыс. подобных двигателей. Ярославский моторостроительный завод, Минский автомобильный завод, благодаря союзным программам, производят продукцию, пригодную для эксплуатации в Европе.
Если раньше мы выпускали 10-12 видов сельскохозяйственной техники, то сегодня – свыше 40 видов. Она также пользуется спросом не только на союзном, но и на европейском рынке.

Сейчас мы участвуем в тендерах, которые проводятся в Австралии, Европе, Азии. И все это – результат осуществления союзных экономических программ. Только в области сельского хозяйства их сегодня разработано более 30.

Второй блок – это государственное регулирование. Больше года мы работаем над подготовкой проектов конституционных актов, потому что понимаем, что без конституции, без парламента, законов союзного государства невозможно привлечь западные кредиты. Таковы правила игры, правила жизни. С этой точкой зрения согласна государственная комиссия, которая активно работает над созданием благоприятного инвестиционно-правового климата. Чтобы не изобретать велосипед, мы взяли за основу принцип создания Евросоюза. Я имею в виду надгосударственные органы, в компетенцию которых войдут такие ключевые вопросы, как промышленная, инвестиционная, финансовая, таможенная политика, военно-техническое сотрудничество, оборонная стратегия. Принятые ими решения будут обязательными для выполнения.

Работа ведется достаточно интенсивно. В конце 2001 года прошло очередное заседание Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства. Такие заседания проводятся регулярно. В конце 2002-начале 2003 года планируется проведение референдума по вопросу принятия Конституционного Акта Союзного государства.

Третий блок – нормативно-правовая база экономического пространства. В развитии Беларуси и России есть определенные различия. Можно спорить о том, какой из путей лучше. В белорусском опыте, на мой взгляд, много полезного в области государственного регулирования экономики, создания программ занятости. Мы говорим, что в России рынок, и равняемся на Японию и Америку. Когда в стране было плановое хозяйство, на государственном уровне составлялось 600 планов (балансов) в год, в том числе 200 отраслевых. В Японии сегодня ежегодно составляется 12 тыс. балансов, а у нас – ни одного.

Постепенно с помощью многочисленных межгосударственных решений (по ценовой и тарифной политике, по ценам на энергоносители и т.д.) мы выравниваем нормативно-правовую сферу в России и Беларуси. Согласованы единые тарифы на газ, электроэнергию, а также единые транспортные тарифы. Это даст возможность создать общее экономическое пространство, позволит хозяйствующим субъектам ощутить, что Союзное государство действительно существует.

Хочу сказать несколько слов о выгодах совместного использования географического пространства. Беларусь – это своеобразный мост между Европой с одной стороны и Россией, Юго-Восточной и Центральной Азией – с другой. Сегодня по территории республики идет 40 млн т газа, 80 млн т нефти, осуществляются железнодорожные перевозки в объеме около 60 млн т и автомобильные – 25 млн т. Такого товаропотока нет ни через Прибалтику, ни через Черное море. Беларусь и Россия – это единый газопровод, нефтепровод, энергосистема. Сейчас на повестке дня создание транспортного коридора европейского класса, систем связи. Таковы экономические основы образования Союзного государства.

Делается немало, но есть у нас и упущения, например, в информационной политике. Мы создаем программы, выпускаем продукцию, но не очень хорошо информируем о ней покупателя. Взять хотя бы телевизор "Электрон". Средства массовой информации и российские, и белорусские плохо его рекламируют и вообще слабо отражают процесс создания Союзного государства.

В декабре 2001 года Президент высказал пожелание, чтобы СМИ более подробно освещали совместные программы.

Журнал "Экономические стратегии" уже писал о создании Союзного государства. В №5/6 2001 года был помещен целый блок материалов на эту тему. Считаете ли Вы, что на пути к союзу между Беларусью и Россией практически нет препятствий? Ведь это геополитический сдвиг мирового масштаба, который не все воспринимают положительно.

Безусловно. Беларусь и Россия очень удачно расположены. Все понимают, что сегодня из-за нестабильной политической обстановки не удастся в полной мере использовать "Шелковый путь". Все основные транспортные потоки из Европы в Азию пойдут через Беларусь и Россию. Товарооборот между Европой и Азией – 600 млрд долл., между Юго-Восточной Азией и Европой – 250 млрд долл. В свое время Транссибирская магистраль ежегодно приносила Советскому Союзу 15 млрд долл. Сейчас эти доходы уменьшились в 15 раз, но надеюсь, что в ближайшем будущем удастся поправить положение. Думаю, что в самое ближайшее время постсоветское пространство, пусть и в другой форме, на другой политической, экономической основе, – будет восстановлено. То, что мы сейчас делаем, – только первый шаг на этом пути.

Сейчас много интересных работ на данную тему. Экономист Нагель, например, утверждает, что настоящий рынок начинается только тогда, когда есть тяжелая промышленность. Для того чтобы промышленная продукция была востребована, нужно 300 млн потребителей. Другими словами, это условие, выполнение которого необходимо, чтобы заводы в Грузии, Армении, на Украине не стояли.

Есть такое мнение: кто не жалеет о Союзе – у того нет сердца, кто хочет его восстановления – у того нет ума. Как Вы это прокомментируете?

Об этом можно много говорить, но одно бесспорно: Советский Союз объективно был идеальным геопространством для развития экономики и вообще уникальной страной. Другое дело, что 80% бюджета тратилось не на социальные программы, а на вооружение, экономика была однобокой. Никогда не забуду цифры, с которыми нас, слушателей Хабаровской партийной школы, в 1983 году познакомил ее ректор. Он рассказывал, что во всем мире имеется 80 тыс. танков, а в СССР – 120 тыс., во всем мире 250 подводных лодок, в Советском Союзе – 450, во всем мире 11 тыс. ракетных боеголовок, у нас – 30 тыс. Вместо того, чтобы заботиться о людях, строить дороги, поднимать сельское хозяйство, легкую, пищевую промышленность, мы слишком много внимания уделяли безопасности.

Можно ли было демонтировать СССР как-то иначе? Какую роль в этом процессе сыграли субъективные моменты и национальные особенности?

Я бы начал с экономики. Вы знаете, например, сколько комплектующих завозится из России для Минского автомобильного завода – 85%, а автомобильные заводы по производству грейдеров, самосвалов получают 75% комплектующих из нашей страны. На ТЭЦ 90% ресурсов – из России. Таким образом, на 85-90% производство на постсоветском пространстве тесно взаимосвязано. Может быть, кому-то это не нравится, но для рабочих людей это очень важно. Когда я в первый раз после развала Советского Союза поехал в командировку в Великий Новгород, Воронеж, Липецк, Минск, заводы стояли, рабочие сидели без дела. Сегодня, благодаря союзным программам, все пришло в движение, появились надежды на будущее.
В прошлом году в Воронеже мы провели совещание по поводу совместного производства телевизора, в котором участвуют заводы из 18 городов. Это о чем-то говорит! Экономические связи будут установлены на любой политической основе, потому что в этом заинтересованы все.

Если отвлечься от Беларуси, кто следующий кандидат на вступление в Союзное государство, с точки зрения экономической близости и готовности к присоединению?

Я думаю, что и Украина, и Казахстан однозначно подходят по экономическим, геополитическим и географическим показателям, а также Туркменистан, Киргизия и Узбекистан.

Но ведь может случиться так, что результаты референдума по вопросу о заключении союза между Россией и Беларусью окажутся не столь успешными. Вдруг "за" выскажется не 80%, а 60 или 51%?

В последнее время я очень часто разговариваю с людьми и, думаю, что итоги референдума будут оглушительными – где-нибудь 80-90%. Всем совершенно ясно – как бы то ни было, мы остались одной страной, с этим ничего не поделаешь.

Скажите, каковы Ваши приоритеты в социальной политике? Что, по-Вашему, нужно народам Беларуси и России?

Во-первых, необходима программа обеспечения занятости, предусматривающая строительство дорог, развитие села – что-то вроде Байкало-Амурской магистрали и Целины, то есть необходимо создавать рабочие места. Один из таких проектов – строительство транспортной магистрали, соединяющей Европу и Азию. И США, и Япония в свое время использовали строительство дорог как средство выхода их кризиса. Мы могли бы последовать их примеру.

Второе – аудит собственности. Сохранив в неприкосновенности частную собственность, мы должны сберечь те неисчерпаемые богатства, которые есть в России. Нужно отдавать себе отчет в том, что не доллар стоит тридцать рублей, а рубль – тридцать долларов. Так считаю не только я, но и западные эксперты. Это очевидно, потому что у нас уникальные запасы природных ресурсов. По оценке западных специалистов, на сегодняшний день подлежит детальной разведке 45% территории России.

Нам необходимо современное нормативно-правовое пространство. Особенно остро это ощущается сейчас, при вхождении в ВТО. России нужны цивилизованные законы, соответствующий инвестиционный климат, ипотека и т.п.

Вас не смущает, что такой темп присоединения к ВТО не позволит многим предприятиям подготовиться к работе в новых условиях, в результате чего они станут еще более беспомощными?

Думаю, что в этом направлении должна вестись напряженная работа. Нужно четко понимать, где лучше делать ракеты, а где – выращивать кофе. Глобальная интеграция – общее будущее всех народов мира.

В чем наша сила и слабость? Чего мы не понимаем, не умеем? Раскручивать брэнды, например, мы не умеем.

Сравнивая две страны, Японию и Россию, можно сказать, что у Японии нет ничего и есть все, а у России есть все и нет ничего. Политическое решение – амнистия капиталов – позволит вернуть то, что было вывезено из России, и использовать для строительства дорог, трубопроводов, вложить в сельское хозяйство. Если японцам, которые импортируют 85% ресурсов, удалось вывести страну из кризиса, начав практически с нуля, то что мешает нам сделать то же самое. У нас всего в избытке: и ресурсов, и энергии, и металла. Однако многие продукты находятся на складах, оставаясь невостребованными – техника, например, "БелАЗы", грейдеры.

Кто виноват? Кому-то это нужно?

Знаете, все это уже было. Все новое – ни что иное, как хорошо забытое старое. Что нам сейчас мешает строить автомобильные дороги? Ничего не мешает. Петр I давал трех коров, двух быков и триста рублей и посылал осваивать Сибирь. А сегодня мы из Сибири привозим в Европу сырье и только.
Бюджет России, где живет 146 млн человек, – 60 млрд долл. Для сравнения приведу данные: бюджет Соединенных Штатов Америки с населением 275 млн человек – 2 трлн долл. Финляндия, с ее 5 млн жителей, имеет бюджет в 30 млрд долл.

То есть получается, что кто-то сидит на золотом мешке и его не развязывает?

80% экономики в России находится в тени. Нужно, чтобы все было прозрачным. Ведь сегодня многие люди воруют не потому, что они воры, а потому, что им не выплачивают зарплату. И за рубежом, например, в германской экономике, до 40% – это теневая составляющая. Полагаю, что реальный ВВП России – 1,3 трлн долл. Реальный бюджет, я думаю, – 450-500 млрд долл.

А если против Беларуси, которая еще не вошла в Союзное государство, ООН, США или ЕЭС введут экономические санкции? Как Вы думаете – это возможно, или такая ситуация является надуманной?

Это надуманная ситуация. Я часто бываю в Беларуси, вижу, как работает Парламент, Президент. Думаю, что для чего-то такого нет особых поводов. Надо проявлять политическую волю и отстаивать свои интересы, настойчиво убеждать оппонентов в своей правоте.

Каковы Ваши управленческие принципы? Что для Вас главное?

В прошлом году мне предлагали очень престижную, хорошо оплачиваемую должность. Но поскольку я в этой сфере никогда не работал, то отказался. Мне кажется, сейчас появилось немало руководителей, которым все равно, чем заниматься, – нефтью, газом, электричеством, приватизацией, администрацией, финансами, – главное, чтобы они были первыми. Я к таким людям не отношусь. Считаю, что если что-то делаешь – надо делать умеючи. Это мое кредо.
Я управленец-хозяйственник с 26 лет. Сначала руководил отделом в 3 человека, потом 5 тыс., 16 тыс. и, наконец, 150 тыс. человек.

Насколько важен такой фактор, как вера, для создания Союзного государства?

Россия всегда была страной высокой духовности. Вера – это основа нашей жизни. Она всегда стояла у нас на первом месте. Испокон веков люди шли в бой: за веру, царя и Отечество.

Скажите, что дает Вам силу в самых безнадежных ситуациях?

Семья, дом и вера.

Наш фирменный вопрос: есть ли анекдот или притча, выражающая Ваше отношение к жизни?

Это знаменитая индийская пословица: лучше быть головой мухи, чем задницей слона.

Следить за новостями ИНЭС: