Современные тенденции. Российская компания с иностранным капиталом
Среди клиентов фирмы Equant ведущие мировые и российские компании, ее генеральный менеджер по России, странам Балтии и СНГ Татьяна Прохорова хорошо знает, что все компании, работающие в области связи, предоставляют более ли менее одинаковые услуги: «Главное – качество обслуживания: клиент пойдет туда, где оно выше».
Татьяна ПРОХОРОВА
Современные тенденции. Российская компания с иностранным капиталом
"Экономические стратегии", 2002, №1, стр. 30-34.
Телекоммуникации, стремительно ворвавшись в нашу жизнь, стали буквально неотъемлемой ее частью. И уже трудно, пожалуй, даже невозможно, представить себе делового человека без телефона, факса, электронного адреса. Время передачи информации исчисляется минутами и секундами, мы отвыкли ждать, нам нужно все и сразу. Что ж, спрос определяет предложение и наоборот. |
После слияния Equant и Global One каковы наиболее приоритетные направления деятельности новой компании?
Одним из основных результатов объединения двух крупнейших телекоммуникационных компаний стало завоевание новым Equant лидирующей позиции в области предоставления услуг передачи данных и IP для крупных корпоративных клиентов по всему миру. Соответственно, главный упор будет делаться на расширение спектра предоставляемых услуг Data и IP, а также на дополнение функциональности для уже существующих сервисов.
Первым успешным плодом объединенной компании Equant можно считать услугу Equant IP VPN, воплотившую в себе все самые лучшие свойства услуг по построению виртуальных частных IP-сетей, ранее предлагаемых Global One и Equant. Услуга Equant IP VPN представляет собой квинтэссенцию самых передовых технических разработок в области телекоммуникаций и по праву занимает главенствующее место в портфеле услуг Equant.
Базируясь на технологии MPLS, услуга Equant IP VPN позволяет строить корпоративные IP-сети, обладающие повышенным уровнем качества, безопасности и надежности. Кроме этого, корпоративные сети, построенные на Equant IP VPN, представляют собой универсальную среду для интеграции потоков данных, голоса и видео. Клиенты получают возможность передавать все виды информации на базе одной сетевой платформы, что повышает экономическую привлекательность и удобство работы с такой сетью.
К числу услуг, которые новая компания предложит на российском рынке, можно отнести услугу Equant Security, обеспечивающую дополнительную защиту корпоративных сетей от несанкционированного доступа. В свете перманентного увеличения количеств взломов и внешних вторжений в, казалось бы, самые защищенные сети, мы ожидаем достаточно высокого уровня спроса на эту услугу.
Традиционно важной составляющей портфеля услуг российского представительства Equant – компании "Глобал Один" – являются услуги телефонной связи. В целях развития этого направления разрабатываются новые услуги для построения частных виртуальных телефонных сетей, реализующих принципы передачи голоса по технологии VoIP. Голосовые виртуальные сети выполняют те же функции, что и обычная телефонная сеть. При этом, помимо естественной экономии на международной и междугородней связи, сотрудники компании получают возможность пользоваться преимуществами частного плана нумерации, короткого четырехзначного набора номера, существенного снижения времени организации голосового соединения, возможностью организации телефонных конференций с несколькими абонентами и использования IP-телефонов.
Если не секрет, какая из крупных российских компаний является наиболее активным пользователем голосовой сети?
Наверное, это "Алмазы России-Саха", один из самых крупных наших российских клиентов. Но и многие другие известные компании примерно в одинаковом объеме пользуются телефонной сетью и услугами по передаче данных, среди которых не только Internet или IP, но и другие протоколы. Это и "Русский алюминий", и "Роснефть", и многие банки, например, "Сбербанк", Центральный банк. У них корпоративная сеть, но она основана на сети Equant. Из зарубежных компаний – Philip-Morris, Coca-Cola, Procter and Gamble, фактически уже превратившиеся в российские компании с иностранным капиталом, многие фирмы, работающие в пищевой промышленности. У нас очень большой, представительный список клиентов, заглянув в который, можно убедиться, что практически все крупные российские компании в той или иной степени используют наши продукты.
Значит, компании, внедряющие ваши системы, – это стратегически продвинутые компании? Здесь есть какая-то корреляция?
Действительно, корреляция есть.
С одной стороны, некоторые услуги мы предлагаем раньше, чем на них возникает спрос. И я думаю, что это правильная политика, потому что часто неспециалисты не знают, что нового появилось на рынке. С другой стороны, иногда компании настолько продвинуты в технологическом отношении, что мы не успеваем за их потребностями. Так случилось с проектом ММВБ, в рамках этого проекта мы впервые построили сеть по технологии АТМ. Это была первая реализация не только у нас, но и в России. Но вообще, за последние одиннадцать лет уровень российских компаний, их требования к телекоммуникации существенно выросли. Если десять лет назад люди задумывались, нужен ли им факс или электронная почта, то сейчас картина совершенно другая. Это радует – мы понимаем, для чего и для кого работаем.
Чего Вы ждете от государства? Какие решения необходимы для успешного осуществления национальной телекоммуникационной политики? В 2001 году Леонид Рейман стал лауреатом программы ИНЭС/ЭС "Действующие лица". Он признан "Государственным деятелем года" за создание условий развития телекоммуникаций.
Телекоммуникационная индустрия в России всегда относилась, по моему мнению, к разряду передовых не только и не столько в смысле технологий, сколько в смысле законодательства в области связи. Леонид Рейман очень много сделал для отрасли, но и предыдущие министры тоже работали хорошо.
Концепция развития телекоммуникаций в России на десятилетний период была разработана и принята Правительством. Она определяет развитие отрасли как по услугам, так и по различным рынкам. Кроме того, в концепции много внимания уделяется капитальным вложениям, необходимым для ее реализации, препятствием на пути которой является не только слабость нашего государственного бюджета, но и ряд других факторов, например, географический. Не секрет, что объем капитальных вложений в телекоммуникациях зависит от расстояния. Второе – это климатические условия, затрудняющие прокладку магистральных сетей. У нас регионы с неблагоприятным климатом занимают 60% территории. Но с другой стороны, полностью перевести эту программу на самообеспечение тоже нельзя. Национальные магистральные сети не только оказывают услуги потребителям, но и обеспечивают государственную безопасность.
Чтобы выполнить намеченное, необходимо вложить 33 млрд долл. за 10 лет. Для сравнения, в 2000 году на развитие телекоммуникаций было израсходовано около 0,5 млрд долл. Это не государственные средства, а суммарные капитальные вложения всех альтернативных операторов, а также "Ростелекома", МГТС , "Связьинвеста" и других компаний. Вывод напрашивается сам собой: государство должно сделать эту отрасль инвестиционно привлекательной.
В настоящий момент законы не ограничивают доступа иностранных инвесторов в отрасль связи. Но в то же время настораживают слухи об изменениях в этой области. "Глобал Один" – это российская компания с иностранным капиталом. Она зарегистрирована в России, здесь же осуществляет свой бизнес, платит российские налоги и делает капитальные вложения, фактически обеспечивая приток инвестиционных средств.
Российскому министерству связи предстоит решить множество задач, например, телефонизировать в предстоящие 10 лет огромную территорию, что само по себе непросто. Кроме того, существует перекрестное субсидирование, открытый вопрос – социальная политика. Я имею в виду бесплатные услуги связи. Сейчас мы видим все издержки этой политики: процент бесплатных городских звонков очень велик по сравнению с платными негородскими.
Насколько слияние двух компаний Equant и Global One усилило потенциал Equant/"Глобал Один"?
Слияние имело положительные последствия, поскольку привело к объединению не только двух крупных современных сетей, но и высококвалифицированных коллективов, что в итоге позволило усилить совокупный потенциал.
И дело даже не в технологиях – все компании, работающие в области связи, предоставляют более или менее одинаковые услуги. Главное – качество обслуживания: клиент пойдет туда, где оно выше.
По каким критериям Вы выбираете стандарты одной или другой компании?
У нас есть комитет, который занят этой работой, сложной не столько с технической, сколько с организационной точки зрения. Я думаю, новый Equant будет доминировать в качестве основной телекоммуникационной платформы для подключения клиентов. От Global One мы позаимствуем методы организации продаж, маркетинг, ориентированный на клиента.
Именно в этой области был силен Global One. Поделитесь опытом управления такой сложной, многоуровневой организацией? Каким, на Ваш взгляд, должен быть менеджер?
Можно нарисовать некий идеальный образ, но, к сожалению, в России все мы – стихийные управляющие. Нас учили конкретным вещам. Я, например, закончила факультет управления и прикладной математики. Но это – управление некоторыми моделями на теоретическом уровне, а не людьми или бизнес-процессами. Поэтому приходится осваивать положительный опыт Запада, адаптируя его к российским условиям. Основное – организация и управление процессом продаж. Сейчас этому учат, а когда я начинала работать, это была совершенно новая область деятельности, в которой успеха добивались люди, умеющие устанавливать контакты. Затем – управление финансами, но не в смысле подведения годовых балансов. Нужно заставить финансы эффективно работать, что само по себе является залогом успешного бизнеса. Здесь без рисков нельзя, но рисковать опасно, так как можно нанести делу непоправимый урон. Третий, очень важный момент – знание иностранного языка.
Ваш самый большой управленческий провал?
Управленческим провалом я считаю ситуацию, когда управляющий взваливает всю работу на себя. С одной стороны, это похвально, а с другой – свидетельствует о неумении организовать людей и мобилизовать их на решение тех или иных задач. В большой компании один человек не может заменить коллектив, как бы хорошо он ни работал.
А как Вы наказываете тех, кто не справляется с работой?
Материально наказываем очень редко, я не думаю, что это самый лучший способ. У нас не часто, но случаются увольнения. Если человек хорошо зарабатывает, да к тому же занимается интересным делом, то это стимул для того, чтобы он еще больше ценил свою работу. Наказание в любом случае неприятно.
Предположим, руководитель крупной нефтяной компании хочет диверсифицировать свой бизнес, и Internet – первое, что ему приходит в голову. Что бы Вы ему посоветовали?
Я бы разделила Internet и телекоммуникационный бизнес. Это не совсем одно и то же. В какой-то момент многие стали покупать Internet-компании. Благодаря такому маркетинговому приему, одни очень хорошо заработали, а другие проиграли все, что имели. В то же время телекоммуникации – один из наиболее стабильных, прибыльных видов бизнеса в мире. Может быть, только в последние годы прибыли в этой отрасли начали снижаться по вполне понятным причинам. Телекоммуникации – это не Internet, а целая индустрия, требующая больших капитальных вложений. Здесь нужны сильные, понимающие в этом деле партнеры.
Как на стратегию, темпы роста Вашей компании повлияло 11 сентября?
У нас в компании ничего не изменилось, хотя в первый момент казалось, что что-то должно случиться. Поменялась глобальная ситуация: теперь на земном шаре не осталось безопасных мест. Раньше мне часто приходилось слышать: "У вас в России большие риски, к вам нельзя завозить деньги". Сегодня, к сожалению, мы все в равном положении. А может быть, Россия сейчас даже более безопасна, чем другие страны.
Элиту "Глобал Один" составляет команда топ-менеджеров. Как происходит ее "подпитка" снизу? Как формируется среднее руководящее звено Вашей компании?
Среднее звено выполняет основной объем работы: маркетинг, инжиниринг, продажи, поэтому нужны сильные менеджеры среднего звена. Как подобрать, подготовить, вырастить профессионалов – эта проблема волнует многих, в том числе и меня.
С одной стороны, сотрудники хотят как можно больше полномочий, с другой – избегают ответственности. Как известно, все менеджеры совершают несколько типичных ошибок. Первая – излишний контроль. Вторая – излишнее доверие. В результате возникает ситуация, когда подчиненные либо манипулируют управляющими, либо не желают самостоятельно принимать решения. Здесь очень сложно провести границу, за которой заканчивается личная преданность и начинаются деловые отношения западного типа, и я не считаю, что в этом абсолютно преуспела. Мой опыт показывает, что дружба хороша, когда бизнес невелик, когда люди безраздельно доверяют друг другу. С увеличением компании растет и количество проблем.
Одно из важнейших условий успешного управления любой компанией – обязательная для всех сотрудников лояльность к руководству и к компании. Если человеку нравится его работа (устраивает зарплата, профессиональный рост, микроклимат), он обязан быть лояльным к компании и к своему руководству, нравится оно ему или нет. Если не нравится, значит – надо уходить. В России эта традиция приживается с трудом.
У нас всегда ругают начальство, будь то председатель домового комитета или президент страны. Вот, например, США – преуспевающая страна, граждане которой искренне гордятся ею. Там даже реклама – это пропаганда американского образа жизни: красивые ландшафты, красивые люди, лучше всех в мире обеспеченные. Лояльность населения к государству проявляется без всяких специальных усилий.
У нас в стране тоже многое было бы по-другому, если бы не радикальные настроения. Делай свое дело хорошо, и не надо революций. Если большинство будет следовать этому принципу, мы все только выиграем. Вы со мной не согласны?
Согласен. Более того, один из разделов моей книги, изданной в 1991 году, посвящен воспитанию патриотизма в компаниях Японии, США и Европы. Без этого экономический прорыв невозможен.
Лояльность – не значит покорность. Я сама никогда не была покладистым сотрудником, всегда спорила, отстаивала свое мнение. Однако не считаю это проявлением нелояльности. Я не против критики, но критика только тогда хороша, когда носит конструктивный характер. В противном случае – это демагогия. Если человеку что-то не нравится, он должен прийти и сказать, что конкретно его не устраивает, должен искать конкретные пути решения проблем. А недовольство ради недовольства разрушительно для любого бизнеса и даже государства.