Угрозы энергетического кризиса
Единственная возможность предотвращения глубокого энергетического кризиса — масштабная реструктуризация национальной экономики и активизация политики энергосбережения.
Роальд Орлов
Угрозы энергетического кризиса
"Экономические стратегии", 2001, №5-6, стр. 54-59.
Статья предоставлена Центром стратегических разработок в рамках программы сотрудничества с Институтом экономических стратегий
Проблемы обновления основных фондов в отраслях ТЭК
Анализ состояния ТЭК позволяет сделать вывод о том, что назревает глубокий энергетический кризис, грозящий срывом реализации прогнозируемых темпов развития экономики страны. Важнейшими признаками этого являются тяжелое финансовое положение большинства энергетических, нефтяных, газовых и угольных компаний и острый дефицит инвестиций, обеспечивающих поддержание существующих производственных мощностей и, тем более, их развитие.
Начавшийся подъем экономики обострил проблемы низкой финансовой устойчивости и инвестиционной дефицитности топливно-энергетических компаний. Характерным проявлением серьезного финансового неблагополучия в отраслях ТЭК явилось то, что "Газпром" вынужден был в условиях острого спада инвестиций предупредить РАО "ЕЭС России" о снижении объемов поставок газа электростанциям на 12,2 млрд м3 в 2000 году, на 20 млрд м3 в 2001 году и на 30 млрд м3 в 2002 году. В свою очередь, РАО "ЕЭС России" при 4% годовом приросте электропотребления предвидит угрозу возникновения дефицита генерирующих мощностей в 2003-2005 годах. Нехватка газа для электростанций и необходимость либо замещения его другими энергоресурсами, либо сдерживания растущего электропотребления – первый грозный симптом надвигающегося энергетического кризиса, преодоление которого потребует существенного изменения территориально-производственной структуры ТЭК и энергетической политики в целом.
Одной из главных причин сложившейся ситуации является крайне неудовлетворительное состояние производственных фондов в отраслях ТЭК России. Естественный процесс исчерпания действующих месторождений топлива и выбытия производственных мощностей вот уже 10 лет не компенсируется вводом новых. Более того, в угольной промышленности он был ускорен массовым закрытием низкоэффективных предприятий. В газовой промышленности и электроэнергетике установленные государством цены последние три года исключали возможность финансирования расширенного воспроизводства и даже сделали нерентабельным функционирование части энергетических компаний. Проблему усугубляют массовые неплатежи потребителей.
В нефтяной промышленности происходит качественное ухудшение сырьевой базы отрасли: основные нефтегазовые провинции – Западная Сибирь и Урало-Поволжье – вышли на поздние стадии разработки с падающей добычей. Выработка запасов на действующих месторождениях достигла 54%, а доля трудноизвлекаемых запасов – 55-60% и продолжает расти. Ресурсный потенциал "новых" нефтегазоносных провинций Тимано-Печерского региона, Восточной Сибири и Дальнего Востока в несколько раз меньше, чем "старых", и освоение их будет высокозатратным.
Неудовлетворительно состояние транспортных коммуникаций. В нефтяной промышленности около 70% магистральных нефтепроводов эксплуатируется свыше 20 лет. Особо неблагополучная ситуация сложилась в нефтепереработке: имеется в виду и структура размещения мощностей НПЗ, и состояние их основных фондов, износ которых приближается к 80%. Глубина переработки нефти в среднем по отрасли составляет всего лишь около 65%, в то время как во всем мире этот показатель обычно достигает 80-90%.
В газовой промышленности базовые месторождения Западной Сибири, обеспечивающие основную часть добычи, в значительной мере уже выработаны: Медвежье – на 78%, Уренгойское – на 67%, Ямбургское – на 46%. В 2000 году на месторождениях, вступивших в период падающей добычи, было получено свыше 85% газа в России.
Особенно тяжелая ситуация сложилась в газотранспортной системе России, наиболее интенсивно развивавшейся в 1975-1985 годах. К настоящему времени 13% газопроводов эксплуатируется свыше 30 лет, 20% – от 20 до 30, 34% – от 10 до 20 лет. Одновременно за последние 10 лет ввод в действие новых магистральных газопроводов и отводов от них сократился почти в 10 раз: если в 1990 году было построено около 4 тыс. км газопроводов, то в 1998 году – лишь 450 км. Требуют замены газоперекачивающие агрегаты, установленные на компрессорных станциях. При проектном моторесурсе 15-17 лет, 15% мощностей ГПА эксплуатируются более 25 лет. Парк ГПА на 85% представлен газотурбинными установками, до 30% которых морально и физически устарели. За последнее десятилетие существенно снизились объемы переработки природного и попутного газа.
В угольной промышленности была проведена достаточно решительная реструктуризация шахтного фонда, приведшая к ликвидации наиболее убыточных шахт и разрезов. С одной стороны, это позволило повысить производительность труда более чем на 30%, с другой – привело к снижению суммарной мощности шахт и разрезов примерно на 10%. Состояние основного шахтного и карьерного оборудования характеризуется, как и в других отраслях ТЭК, высокой степенью износа, оцениваемой в 60-70%. Несмотря на повышение требований к качеству угольного топлива, обращает на себя внимание сокращение удельного веса угля, подвергшегося обогащению (с 43% в 1990 году до 40,5% в 1999 году).
В электроэнергетике острейший дефицит инвестиций препятствует перестройке структуры мощностей электростанций и их модернизации. Приходится довольствоваться полумерами, продлевать срок службы оборудования, заменяя базовые узлы. Степень износа производственных фондов в электроэнергетике составила в 2000 году свыше 50%, причем износ активной части основных фондов достиг 65%, из них полностью изношенных – около 26%.
Важнейшие направления инвестирования в развитие ТЭК
Говоря об отраслях ТЭК в целом, следует подчеркнуть, что лишь поддержание существующего уровня его мощностей, то есть обеспечение простого воспроизводства, потребует в ближайшие 5 лет более 60 млрд долл., а на период до 2020 года – 460-600 млрд долл.
Таблица 1 отражает потребности отраслей ТЭК в инвестициях. Прогноз до 2020 года был выполнен в соответствии с различными вариантами рассматриваемых стратегий развития экономики России и ее энергообеспечения.
Таблица 1. Угрозы энергетического кризиса
Такой объем капитальных вложений при соблюдении условий самофинансирования вызовет существенное повышение уровня цен на энергоресурсы особенно в отраслях ТЭК, отнесенных к естественным монополиям. Так, по расчетам, цены на газ вырастут примерно в 2,5 раза, а на электроэнергию – в 1,5-1,6 раза.
При сохранении существующей энергоемкой отраслевой структуры экономики рост цен, необходимый для простого воспроизводства мощностей ТЭК, как показывают результаты межотраслевого моделирования, должен привести к повышению годового уровня инфляции на 6-7%, что вызовет существенное замедление темпов роста ВВП, обусловливая депрессионные явления в экономике. Еще большего ухудшения макропоказателей экономики следует ожидать в перспективе, если сохранится ресурсная ориентация ее развития, продолжится рост внутреннего энергопотребления, увеличатся поставки энергоресурсов на экспорт.
Прогнозируемая ситуация, которая характеризуется высоким удельным весом добавленной стоимости отраслей ТЭК в ВВП, снижающим темпы роста экономики, может быть интерпретирована как проявление глубокого энергетического кризиса, аналогичного мировому энергетическому кризису 1973-1974 годов.
Энергоэффективный вариант развития экономики
Тревогу вызывает тот факт, что в 2000 году около 50% от общего объема инвестиций было направлено в отрасли ТЭК и в транспорт. Налицо сохранение существенного разрыва между финансовым обеспечением развития отраслей ТЭК и остальной части экономики. Мы не можем себе позволить вкладывать столь значительные финансовые средства в поддержание уровня добычи природных ресурсов и их транспортировку. По сути, у России нет иного разумного варианта развития, кроме коренной реструктуризации экономики, ее модернизации, отказа от ресурсодобывающего мировоззрения.
Представляется, что единственная возможность предотвращения глубокого энергетического кризиса – это путь, по которому уже прошли все развитые и часть развивающихся стран в 1974-1984 годах после мирового энергетического кризиса. Масштабная реструктуризация национальных экономик, а также резкая активизация политики энергосбережения позволили им обеспечить достаточно интенсивное экономическое развитие практически без прироста потребления первичных энергоносителей.
В Ассоциации развития энергетики России и Топливно-энергетическом независимом институте с учетом мирового опыта была проработана возможность реализации энергоэффективного варианта развития отечественной экономики и ее энергообеспечения. Основные идеи этого проекта заключаются в следующем:
1. Повышение темпов роста малоэнергоемких секторов экономики, ориентированных на потребительский рынок, с увеличением их доли в ВВП в 2-3 раза к 2015 году. Развитие ряда отраслей, характеризующихся малоэнергоемким производством товаров и услуг, по предварительным оценкам, учитывающим потенциал платежеспособного спроса, вполне может достичь 10-15% годового роста.
Наиболее вероятно резкое ускорение развития ряда отраслей сферы услуг, энергоемкость которых не превышает 0,1 кг у.т./долл.: торговля и общественное питание, информационные услуги, иностранный и внутренний туризм и некоторые другие формируют в настоящее время около трети ВВП страны. Спрос на эти виды услуг и потенциальные возможности, прогнозируемые в этой сфере, позволяют предположить, что темпы их роста достигнут уровня 10-12% в год.
2. Сдерживание развития энергоемких отраслей тяжелой промышленности, мощности которых достигли определенного уровня "насыщения" для внутренних нужд экономики и не ограничивают ее реструктуризации. Как показывают предварительные расчеты, доля в ВВП энергоемких отраслей тяжелой промышленности в перспективе может быть снижена в 1,5-2,0 раза.
3. Резкая активизация политики энергосбережения в сфере энергоиспользования. По имеющимся оценкам, общий потенциал экономически целесообразного энергосбережения составляет не менее 30% от общего уровня энергопотребления. Это даст возможность при проведении соответствующей ценовой политики и осуществлении ряда организационных мер в первые же годы экономить по 2-3% топлива и энергии без существенных инвестиционных затрат.
Предлагаемые изменения в отраслевой структуре экономики, а также учет реальных возможностей активизации энергосберегающей политики в сфере энергоиспользования позволяют прогнозировать в период до 2015 года годовой прирост ВВП в пределах 6-8% и общий его рост в 2,1-2,5 раза при стабилизации потребления первичных энергоресурсов на уровне 900-920 млн т.у.т. При этом энергоемкость ВВП к 2015 году должна снизиться по сравнению с 1999 годом в 2,2-2,4 раза.
По предварительным оценкам, реализация предлагаемого энергоэффективного варианта развития экономики России со стабилизацией внутреннего потребления первичных энергоресурсов обусловливает уменьшение объема необходимых инвестиций в ТЭК на 60-80 млрд долл. за период до 2015 года по сравнению с существующими ведомственными проработками развития отраслей ТЭК. Инвестиционные средства, которые не будут востребованы для нужд развития отраслей ТЭК, могут быть направлены в другие сектора экономики или на решение социальных проблем.
Уверенность в осуществимости предложенного энергоэффективного варианта основывается на следующих объективных возможностях и наметившихся в последние годы тенденциях развития экономики России:
а) принципиальной ограниченности ресурсной ориентации развития экономики страны, ввиду того, что месторождения с высокопродуктивными и дешевыми энергоресурсами в значительной мере исчерпаны, резко возросли инвестиции, необходимые для обеспечения дополнительного прироста их производства;
б) наличии необеспеченного спроса на товары потребительского рынка, производство которых упало за последнее десятилетие до 80% от уровня 1990 года и имеет реальный резерв для ускоренного развития;
в) высокой востребованности в условиях становления рыночной экономики новых для страны направлений в сфере услуг;
г) наличии огромного резерва повышения эффективности энергоиспользования, составляющего не менее 30% от общего уровня энергопотребления в стране.
Необходимо подчеркнуть, что объективный характер наметившихся за последние три года тенденций развития экономики в направлении ее ориентации на непосредственные социальные ценности потребительского рынка недостаточен для интенсификации этих процессов. Для осуществления предлагаемой структурной перестройки экономики требуется проведение активной государственной политики.