Письма читателей
Письма читателей
"Экономические стратегии", 2000, №6, стр. 120-121
Чуркин О.А.
"Экономическая интеграция на постсоветском пространстве: фактор стали", № 5/2000.
В статье затронута проблема, имеющая стратегическое значение для России. Несомненно, что через установление тесных экономических связей между государствами во многом осуществляется интеграция в других областях, в частности – формируется определенная ориентация стран региона. Безусловно, в СНГ интеграция, при условии достижения определенного уровня экономической и политической стабильности в каждой из стран, в перспективе является одним из наиболее вероятных сценариев развития региона. Сегодня Россия стремится укрепить свое геополитическое лидерство на постсоветском пространстве, становясь центром притяжения для республик бывшего СССР.
Логичным и естественным образом этот процесс может развиваться лишь в случае, если сотрудничество, с точки зрения совокупного эффекта, приносит пользу каждой из сторон. При этом очевидно, что все страны будут отстаивать свои интересы ровно в той степени, в которой это возможно. Несмотря на то, что специализация внутри региона является наиболее оптимальной формой сотрудничества, поскольку позволяет достигать максимальной эффективности производства, на нынешнем этапе развития межгосударственных отношений каждая из стран-партнеров вынуждена защищать внутреннего производителя. Нельзя допустить, чтобы свободный экспорт более конкурентоспособного продукта – особенно за счет ценового преимущества – привел к стагнации в какой-либо из отраслей отечественной промышленности.
Автор статьи сетует, что на украинскую сталь необоснованно пытаются повесить ярлык менее качественной по сравнению с российской, создавая тем самым искусственное препятствие свободной конкуренции. С этим нельзя не согласиться, однако в данном случае отечественные сталелитейщики пытаются защититься собственными силами. Что касается кооперации, то в этой области у стран СНГ действительно много до сих пор нереализованных возможностей, хотя необходимость восстановления экономических связей стала очевидна сразу после распада СССР. Как верно отметил автор, сегодня интенсивнее, чем когда-либо, идет процесс подписания межправительственных соглашений. Поэтому можно ожидать ускорения хода работ по снятию тех таможенных и законодательных барьеров, которые препятствуют налаживанию взаимовыгодных отношений. Следует отметить, что предприниматели стран СНГ сейчас обращают более пристальное внимание на рынки соседних государств, и эта тенденция очень радует.
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям,
депутат Александр Михайлович Яшин
Климова Н.И., Есенков А.В., Иванов А.А.
"Будущее электронной коммерции в России", № 4/ 2000.
Авторы не поняли сути модели В2В. Для того чтобы ее понять, следует разобраться, что именно компании покупают и как они это делают. Компании покупают разнообразные продукты и услуги, от скрепок для бумаг до компьютерных систем, от сырой нефти до авиалайнеров. Все закупки, в широком смысле, можно разделить на производственные и операционные.
Закупки для производства – это сырье и компоненты, которые непосредственно используются в производственном процессе. Поскольку в разных отраслях промышленности такие товары существенно отличаются друг от друга (химические компании не приобретают автомобильные тормозные системы, а рекламные агентства – необработанную сталь), их обычно покупают у специализированных производителей и дистрибьюторов. Кроме того, для этих закупок зачастую требуются особые механизмы материально-технического обеспечения и исполнения – курьерские службы не доставляют соляную кислоту или полиэтилен высокой плотности.
Операционные закупки призваны обеспечить нужды хозяйственно-технического обслуживания. Они включают покупку канцелярских товаров, запасных частей, авиабилетов, оплату услуг и мало отличаются в разных отраслях промышленности: почти каждой компании нужны компьютеры, копировальная бумага и тому подобное. Эти потребности удовлетворяются горизонтальными поставщиками, и обычно с такими видами поставок могут справиться курьерские службы.
Второе различие в приобретениях компаний состоит в том, каким образом покупаются продукты и услуги. Для этого они могут использовать как постоянные, так и временные источники. В качестве первых обычно выступают квалифицированные поставщики, с которыми после предварительных переговоров заключают контракты. Поскольку эти контракты часто являются долгосрочными, между компаниями и их поставщиками возникают тесные, доверительные отношения. Обращаясь к временным источникам, покупатели хотят удовлетворить свои немедленные потребности по минимальной цене. Временные сделки редко приводят к долгосрочным отношениям с поставщиком; фактически, при таких приобретениях покупатель часто и не знает, кто продает ему товар.
Сегодня электронная модель В2В служит для осуществления, скорее, операционных, чем производственных закупок. Потребуется время, чтобы она заняла достойное место в мире бизнеса.
директор Агентства "Импульс плюс"
Ольга Михайлина