Центр Средоточие готовит к изданию книга Владимира Малявина «Экономика жизни»
Готовится к изданию новая книга известного востоковеда Владимира Малявина «Экономика жизни», которая посвящена китайской традиции корпоративной стратегии и управления и их значению в современном мире.
Выражение «экономика жизни» на первый взгляд звучит парадоксально, даже нелепо. Какое отношение к самому факту жизни, к реальному переживанию действительности имеет экономика – самая формальная и отвлеченная из всех наук о человеке, приверженная абстрактному критерию эффективности и сухому языку цифр? Как может стать предметом экономики сама жизнь – всегда уникальная и неповторимая, обладающая абсолютной, неисчислимой и неразменной ценностью?
И тем не менее в китайской цивилизации, как отчасти и в изначальной греческой версии экономики в ее значении «домостроительства», экономика и жизнь были до странности близки друг другу и более того – составляли некое хоть и неопределенное, но реальное и устойчивое целое. Китайцы, впрочем, ушли значительно дальше греков на пути сближения жизни не просто с хозяйственной деятельностью, но именно с коммерцией. Интересно, что только в Китае жизнь с древности трактовали в отношениях заимодавца и заемщика: считалось, что при рождении человек как бы получал из «небесной сокровищницы» некий кредит в виде определенного запаса жизненной энергии, и человек умирал, когда этот кредит был потрачен целиком. Бумажные деньги тоже впервые появились у китайцев: их сжигали в дар умершим предкам, которые тоже нуждались в деньгах для поддержания своего призрачного существования в загробном мире. Деньгах, конечно, ложных, ненастоящих и потому бумажных, которые первоначально противопоставлялись настоящим деньгам из драгоценных металлов, но все же по идее и функции своей именно деньгах, способных, как всеобщий эквивалент, определять стоимость любой вещи вне и помимо ее собственной ценности.
Приведенные примеры показывают одну важную особенность отношения китайцев к жизни, не имеющую аналога на Западе: для них жизнь есть естественный прообраз торговли, меновой стоимости или, говоря по-другому, китайцы не различают полезную и меновую стоимость вещей. Вот здесь мы сможем нащупать главную пружину движения общественной жизни в Китае: чтобы поддержать жизнь, нужны деньги, и ни с чем не сравнимая, в своем роде абсолютная радость жизни в какой-то центральной, но отсутствующей, ускользающей точке человеческого бытия сходится со всеобщим эквивалентом ценностей. Для китайцев деньги без жизни – ничто, но и жизнь без денег лишена ценности.
В условиях кризиса современного менеджмента, потери способности к эффективному управлению бизнесом и государством, старый добрый менеджмент, основанный на тысячелетней традиции и доказавший свою эффективность в современных условиях жесточайшей мировой конкуренции, может стать опорой для нового бизнеса и нового государства в России.
Эта книга включает в себя переиздание заново отредактированной и дополненной работы “Китай управляемый. Старый добрый менеджмент…” и неизвестный широкому читателю очерк “Антропологическая перспектива в менеджменте”, в котором излагается новый взгляд на философские основания теории и практики стратегического управления. В заключение помещена статья о природе современной экономики в Китае.
Проект народного издания новой книги Владимира Малявина “Экономика жизни”