Журнал «Экономические стратегии»: Крупный неэкономический резерв модернизации
Журнал «Экономические стратегии». 2013. № 1
Богомолов Олег Тимофеевич — заведующий кафедрой мировой экономики Института новой экономики Государственного университета управления, почетный директор Института международных экономических и политических исследований РАН, профессор, академик РАН.
В модернизации российского общества многое зависит не только от усилий в научно-технической и экономической сферах, но и от оздоровления общественной среды. В этой неэкономической сфере имеется крупный нереализованный потенциал роста производства и улучшения положения дел в стране. Опыт показал, что эта сфера имеет нередко определяющее значение. Особенно это верно на переломных этапах развития. Экономика неотделима от государственной политики и устройства, состояния общественного сознания и воздействия на него СМИ. Разве не зависит успех экономической и технической модернизации от действенности демократических механизмов, институтов обеспечения порядка, от душевного состояния людей, уровня культуры и нравственности населения? Поиску ответов на эти вопросы посвящена книга «Неэкономические грани экономики: непознанное взаимовлияние», в которой представлены итоги пятилетней работы над междисциплинарным академическим проектом «Экономика и общественная среда». Некоторые выводы этого проекта опубликованы также в конце 2011 г. в Санкт-Петербурге отдельной брошюрой под названием «Нереализованный потенциал модернизации» под грифом Отделения общественных наук. Кроме того, они вошли в коллективную монографию «Социально-гуманитарный потенциал модернизации России». Все эти работы представляют, в сущности, новое направление в экономической науке.
В последнее время и западная экономическая мысль под влиянием глобального кризиса заговорила о том же, придумав название для данного направления — «метаэкономика». Британский экономист Фриц Шумахер, ратующий «за новый способ видения и понимания экономического мира», определяет ее как «гуманизацию экономики» путем рассмотрения ее в контексте окружающей общественной среды, то есть с учетом данных социологии, психологии, этики, правовых наук, истории, информатики и т.д. Подобные взгляды разделяют и другие видные западные ученые. Заметим, что новый для Запада подход в изучении экономики в Российской академии наук сложился и нашел признание значительно раньше. Первое обоснование такого подхода было опубликовано еще в 2005 г. в академическом журнале «Экономическая наука современной России». К сожалению, важность анализа экономики во взаимосвязи со всем общественным организмом продолжает недооцениваться. Может быть, причина в том, что положительный или отрицательный эффект для экономики, проистекающий из этой взаимообусловленности, ощущается не сразу и не всегда поддается количественному выражению.
Остановлюсь лишь на некоторых наиболее принципиальных вопросах заявленной темы.
1. Роль господствующей идеологии и основанной на ней экономической политики.
2. Демократизация жизнеустройства как фактор социально-экономического прогресса.
3. Значение государственной администрации и управленческих отношений в экономике и борьбе с коррупцией.
4. Потенциал национальной культуры в возрождении величия России.
Официальная идеология не предусмотрена нашей Конституцией. Но разве государственная политика в РФ не основана на определенных идеологических концепциях? Всякая политика опирается на те или иные идейные установки, или, другими словами, имеет идеологическую составляющую. Известно, что господствующая идеология формируется на основе тех или иных теоретических концепций, воспринятых правящим классом. Пропагандируемая и насаждаемая государством, она способна управлять сознанием и поведением значительных масс людей. То, что передовые идеи способны быть движущей силой общественного прогресса, подтверждает история, равно как и то, что ошибочные идеи становятся его тормозом. Ни одна сила на земле, по выражению Виктора Гюго, не в состоянии остановить идею, время которой пришло. А крупнейший экономист ХХ в. Джон Мейнард Кейнс писал: «…Идеи экономистов и политических мыслителей — и когда они правы, и когда ошибаются — имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром…». Сегодня английский журнал Economist высказывается еще более определенно: «Могучая сила, формирующая политику, — это не кровь или деньги, а идеи. Мощные движения прошлого — коммунизм, фашизм, демократия, либерализм — все они были порождены влиятельными идеями, хорошими или плохими. Поэтому более всего и чаще всего влияют на власть те, кто генерирует убедительные идеи или вооружает ими нужных политиков в нужное время».
Российские рыночные и демократические реформы после распада СССР начались и осуществлялись на идейной основе, заимствованной из арсенала западной теоретической мысли, ее так называемого мейнстрима. Тысячи американских советников наставляли наших министров и других чиновников, учили их уму-разуму. Неолиберализм — основа «Вашингтонского консенсуса» — был разработан в США в качестве рецепта экономического реформирования для развивающихся стран. Его взяли на вооружение наши «младореформаторы». Эта идеология обещала ее приверженцам во власти быстрое обогащение в результате приватизации, либерализации цен и правового беспредела. В одночасье обесценились многомиллиардные накопления граждан и появились на свет олигархи, не уступающие по богатству американским. Но экономика, особенно ее обрабатывающие отрасли, наука, культура, система образования понесли колоссальный урон.
Неудивительно, что, согласно социологическим опросам, наши ультралиберальные реформы сегодня поддерживают меньшинство россиян. В 2009 г. 47% из них считали, что государство выражало и защищало интересы богатых, а 44% — интересы государственной бюрократии, и лишь 20% разделяли западные либеральные ценности.
Метки: модернизация, Богомолов, экономические стратегии, журнал, статья, вектор перемен, душевное равновесие, вера в будущее, духовный климат, социально-экономический прогресс, национальная культура