Журнал «Экономические стратегии»: Неразведенные мосты
Журнал «Экономические стратегии». 2013. № 1
Йозеф Мигаш— Чрезвычайный и Полномочный Посол Словакии в России.
Господин Мигаш, что для Вас в работе самое главное?
Говорить правду. Так случилось, что правда сегодня «на обочине», многие политики и чиновники считают, что она «для дураков». Классический пример — безостановочная карусель кредитов, которая спровоцировала глобальный кризис: мировое сообщество заменило неудобную правду иллюзией жизни в достатке. Приходит на память меткое русское выражение: «Сколько веревочке ни виться…». И в конце концов, что называется, «бабахнуло».
Думаю, что в перспективе нам надо вернуться к правде как к норме жизни. Вовремя сказать все, как есть, — и многих болячек, в том числе в экономическом развитии, можно будет избежать. Станет легче жить.
В 1990-е отношения России с восточноевропейскими государствами складывались непросто. Амплитуда — от любви до ненависти. А какими были отношения между нашими странами в этот период?
В 2013 году мы отмечаем двадцатилетие образования Словацкой Республики. Эксперты называли рождение словацкой независимости бархатной революцией. Мы осуществили серьезные изменения в экономике, политике, инфраструктуре и идеологии. Это оказало заметное влияние на отношения между государствами. Долгие годы мы были членами соцлагеря, Совета экономической взаимопомощи. Потом ситуация резко изменилась, наступило время, которое можно назвать «периодом прозревшего отрицания». В Чехословакии разные политические силы предлагали различные пути развития страны.
Как быть: создать ли два независимых государства, стать федерацией или конфедерацией? В конце концов было принято решение разделиться. Слава Богу, этот процесс был легитимным и конституционным. Первого сентября 1992 года была принята Конституция Словацкой Республики, а через полгода произошло разделение государства на Чехию и Словакию. Деление проходило мирно, по принципу: две части Чехии, одна — Словакии.
Я приехал в посольство Словакии на Украине в феврале 1993 года. Здесь раздел проходил по тому же принципу: две машины — чехам, одна — словакам, два стула — чехам, один — словакам. Новому государству нужны были специалисты во всех областях, в том числе и дипломаты. Создавался МИД Словакии, куда в первую очередь приглашали выпускников МГИМО, как одного из лучших дипломатических вузов в мире. Министры, возглавлявшие наше внешнеполитическое ведомство, получили образование в России.
Я горжусь тем, что как дипломат и как государственный деятель внес свою лепту в этот организационно-политический процесс. История показала, что это было правильно. Это разумный, взвешенный подход. Наши отношения с Россией были дружественными, мосты между нашими странами не разводились. В других постсоциалистических государствах выпускников советских вузов выбрасывали на улицу или понижали в должности.
Руководство нашей страны заняло разумные, прагматические позиции, оно по достоинству оценило российскую высшую школу и учло тот факт, что Россия имела и будет иметь серьезное влияние в мире. Сегодня для Словакии Российская Федерация — ключевой экономический и политический партнер.
Господин Посол, в 1970–1980-е годы Россия и Чехословакия имели значительный товарооборот. В нем была заметная доля Словакии. А насколько активны наши экономические взаимоотношения сегодня?
Оборот был огромный. Чехословацкий экспорт в основном шел в страны — члены Совета экономической взаимопомощи, а особенно в Советский Союз. За счет этого экспорта работали огромные машиностроительные заводы, обувные и швейные фабрики, предприятия, связанные с транспортом и энергетикой. Фактически вся чехословацкая экономика была ориентирована на СЭВ. Но живую экономику не обманешь. Мы развивались медленно, варились в «собственном соку», и на мировых рынках наша продукция была неконкурентоспособна. В бывших социалистических странах несостоятельность экономики не раз проявлялась в недовольстве населения, принимавшем разные формы. Однако правительство «затыкало уши», сигналы SOS застревали в приемных государственных лидеров. Пришло время — и система рухнула. Став независимой, Словакия вошла в Евросоюз, в НАТО и начала развивать собственную экономику на новых принципах.
Давайте оценивать экономические, торговые отношения между нашими странами не в килограммах, литрах и кубометрах. Я сторонник того, чтобы отношения были основаны на науке и образовании, обмене инновационными продуктами. Это самое важное.
Существует программа сотрудничества в сфере модернизации между Европейским союзом и Российской Федерацией. Подобный документ в общих чертах разработан и для наших стран — на первые пять лет и на перспективу. В рамках этого сотрудничества перед Словакией встают важнейшие задачи: необходимо менять структуру промышленности (машиностроения, текстильной отрасли) и сельского хозяйства.
На фундаменте промышленности 70-х годов ХХ века новых отношений между Словакией и Россией не создать. Широкое внедрение инноваций, развитие малого и среднего бизнеса, который точечно по всей стране может дать рабочие места, должны стать основой словацко-российских отношений.
Полная версия интервью Йозефа Мигаша «Неразведенные мосты», опубликованное в журнале «Экономические стратегии» № 1/2013
Метки: Россия, энергетика, экономические стратегии, журнал, импульсное мнение, статья, посол Словакии, Мигаш, Словакия, взаимоотношения, дружба, постсоциалистическое пространство