С. Луценко прокомментировал правовые аспекты создания на Украине «санитарной зоны» в рамках СВО
Луценко Сергей Иванович — аналитик Института экономических стратегий Отделения общественных наук Российской академии наук, член Экспертного совета Комитета Государственной думы Федерального собрания РФ по обороне.
Автор рассматривает правовой механизм создания санитарной зоны в контексте СВО на Украине.
* * *
Правовые особенности создания «санитарной зоны» в рамках СВО: международный опыт
«Картины сражения красивы только на расстоянии».
Испанская пословица
Предпосылки для создания «санитарной зоны»
13 июня 2023 Президент РФ Путин В.В. в Кремле на встрече с военными корреспондентами отметил, что в целях обеспечения безопасности территории России (в условиях контрбатарейной борьбы), возникает необходимость рассмотрения вопроса о создании на территории Украины санитарной зоны. Речь идет об удалении, с которого невозможно было бы доставать российскую территорию, с учетом развития ситуации.
Исходя из практики вооруженных конфликтов (в частности, Югославии) в подобных ситуациях имеет место применение Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12.08.1949, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) (Подписан в г. Женеве 08.06.1977), а также Женевской конвенции от 12.08.1949 о защите гражданского населения во время войны и других международных норм.
В свою очередь, Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12.08.1949, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) (Подписан в г. Женеве 08.06.1977) (далее – Протокол I) к Женевским конвенциям 1949 г. устанавливает, что гражданское население и гражданские лица не могут являться объектом нападений при любых обстоятельствах.
В соответствии со статьями 23 и 14 Женевской конвенции 1949 г. можно создавать санитарные и безопасные зоны и местности в целях ограждения от действий войны раненых и больных, инвалидов, престарелых, детей до 15-летнего возраста, женщин с детьми до семи лет.
Таким образом, Женевская конвенция предоставляет участникам конфликта возможность заключать соглашения об эвакуации из осажденного или окруженного района раненых и больных, инвалидов, престарелых, женщин и детей и о пропуске в этот район санитарного персонала, служителей культа. Находящиеся в конфликте стороны вправе согласовать условия о создании в районах, где идут военные действия, нейтрализованных зон для защиты больных и раненых комбатантов и некомбатантов (гражданских лиц), а также гражданских лиц, которые не имеют отношения к военным действиям и не выполняют работы военного характера.
Правовой механизм «санитарной зоны» в плоскости международного гуманитарного права
Далее обратимся к дефиниции понятия «санитарная зона».
Санитарные и безопасные зоны и местности, предусмотренные Женевскими конвенциями 1949 г. (статьями 23 и 14) — это зоны-убежища, также создаваемые по соглашению сторон, но имеющие следующие отличия от нейтрализованных зон:
- они могут быть созданы в одностороннем порядке еще в мирное время, но юридическое значение для неприятеля получают только тогда, когда он признает их посредством соглашения с создавшим их государством;
- они предназначены исключительно для приема раненых и больных (из числа гражданского и негражданского населения), инвалидов, престарелых, детей до 15-летнего возраста, беременных женщин и матерей с детьми до 7-летнего возраста, а также персонала, на который возложены организация и управление этими зонами и местностями и уход за лицами, которые там будут сконцентрированы. Местное население зоны также может продолжать там проживать. Иные гражданские лица не имеют туда доступа, как и в нейтрализованные зоны, если по этому вопросу не заключено особое соглашение с противной стороной. Они могут находиться как вблизи, так и на удалении от линии фронта.
Во время военного конфликта между Хорватией и тогда еще не бывшей Югославией стороны под эгидой МККК заключили 27.12.1991 соглашение, в соответствии с которым больница в г. Осийеке и ее территория были объявлены санитарной зоной (см.: Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов: курс лекций, прочитанный на юридическом факультете Открытого Брюссельского университета. М.: Международный комитет Красного Креста, 2011).
Санитарные зоны обозначаются красным крестом или красным полумесяцем (Проект соглашения, прилагающийся к Женевской конвенции I, ст. 6; Проект соглашения, прилагающийся к Женевской конвенции, ст. 6, ч. 2), а санитарные местности — косыми красными полосами на белом поле. Данные знаки помещаются на периферии этих местностей и на строениях (Проект соглашения, прилагающийся к Женевской конвенции, ст. 6, ч. 1).
Протокол I в статье 60 также выделяет «демилитаризованные зоны».
По своей сути они схожи с «санитарной зоной». Они создаются по соглашению в мирное время или после начала военных действий, однако, в отличие от санитарных зон, открыты для любого гражданского лица за исключением особых ограничений, предусмотренных в соглашении, заключенном с противной стороной. Демилитаризованная зона должна отвечать условиям, аналогичным тем, которые предусмотрены для необороняемых местностей: эвакуация комбатантов, прекращение военных действий и любой деятельности, связанной с военными усилиями. В случае невыполнения этих условий, демилитаризованная зона теряет особый статус и пользуется только защитой, предусмотренной общими нормами для гражданских лиц.
Обратимся к дифференциации между статусом необороняемой местности и демилитаризованной зоной:
- односторонний характер заявления об образовании необороняемой местности;
- консенсуальный характер соглашения о создании демилитаризованной зоны;
- временный характер статуса необороняемой местности, который она теряет с ее оккупацией;
- постоянный характер демилитаризованной зоны, который сохраняется независимо от того, какая воюющая сторона ее контролирует.
Дополнительно необходимо отметить, что ООН вправе создавать в гуманитарных целях безопасные зоны, которые не подпадают ни под один из вышеперечисленных статусов.
Во время конфликта в Боснии и Герцеговине Совет Безопасности создал, в частности, такие зоны для городов Сараево, Тузла, Зепа, Бихак, Горажде, Сребреница и их окрестностей (см. Давид Э. указ. Соч.).
При этом устанавливались условия: прекращение любых враждебных действий в отношении этих зон; отвод всех военных частей и полувоенных формирований, нападавших на эти зоны, на расстояние, достаточное для того, чтобы эти части и формирования не представляли больше угрозы для данных зон; свободный доступ в эти зоны сил ООН по охране (СООНО) и гуманитарных организаций; обеспечение безопасности персонала этих учреждений.
Помимо санитарных зон под абсолютной защитой в рамках международного права находятся гражданские объекты: больницы, организованные для оказания помощи раненым, больным, инвалидам и роженицам; военные госпитальные суда; постоянные санитарные учреждения и подвижные санитарные формирования медицинской службы; объекты, защита которых связывается с выполнением определенных условий, предусмотренных в специальных конвенциях, транспорт для перевозки культурных ценностей и т.п.; иные объекты: школы и другие учебные заведения, театры, ирригационные сооружения, дамбы, плотины и т.д.. А также – запасы продуктов питания, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и т.д. сооружения и установки, представляющие опасность, например плотины и дамбы.
В соответствии со статьей 56 Протокола I запрещается подвергать нападению, вывозить или выводить из строя такие объекты и имущество, как сельскохозяйственные районы, продовольствие, скот, запасы питьевой воды и т. д., чтобы не допустить их использования гражданским населением или принудить его к выезду. Среди этих ресурсов особое внимание должно быть уделено воде как ресурсу, необходимому для выживания населения и для функционирования санитарных установок, а также как опасной силе, в частности в случае плотин (См. Дополнительные протоколы и комментарии к ним п. 2162).
К сожалению, именно системы водоснабжения часто становились объектами нападений: во время вьетнамской войны от бомбардировок пострадали более 660 плотин. В ходе конфликта в Кувейте такая же участь постигла некоторые иракские гидроэлектростанции и насосные станции. 6 июня 2023 г. была разрушена водосбросная плотина Каховской ГЭС, из-за чего произошло затопление целого ряда населённых пунктов, находящихся в Херсонской области.
Бывший морпех-разведчик, экс-инспектор ООН по вооружению в Ираке, ныне журналист С. Риттер прокомментировал недавнее разрушение дамбы Каховской ГЭС, выразив уверенность, что за взрывом дамбы стояли украинские военные. Генералы ВСУ и в прошлом не скрывали, что их войска обстреливают шлюзы гидроэлектростанции. При этом С. Риттер подчеркнул, что в этом не было никакого смысла с военной точки зрения. Единственное, чего Украина таким образом добивалась – получить повод обвинить в своём же теракте Россию и заставить Запад ещё сильнее возненавидеть Москву. Чем сильнее эта ненависть, тем больше денег и оружия получает Киев.
На самом деле, о жизненной важности воды для жертв конфликтов напомнила XXVI Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца (Женева, 3–7 декабря 1996 г.), призвав государства принимать все возможные меры предосторожности, чтобы не повреждать источники и системы водоснабжения, используемые гражданскими лицами.
К сожалению, как во время конфликта в Газе (2008–2009), так и сейчас этот призыв не был услышан.
Причем, в ст. 56 Протокола I сформулирована новая — в момент ее принятия — норма права вооруженных конфликтов, запрещающая нападения на некоторые установки и сооружения, содержащие опасные силы, а именно: плотины, дамбы и атомные электростанции (см. Бюллетень Генерального секретаря ООН «Соблюдение МГП силами ООН».).
Как подчеркивается в комментариях к Протоколам, для прекращения снабжения электроэнергией заводов, вносящих вклад в военные усилия, достаточно нападения на линии электропередачи. Искомый результат достигается без высвобождения опасных сил, содержащихся в плотине или атомной электростанции (См. Дополнительные протоколы и комментарии к ним п. 2166).
Наконец, хотелось бы отметить, что в 2001 г. Министром обороны Российской Федерации утверждено Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации. Оно разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», а также с учетом международных договоров, относящихся к международному гуманитарному праву, участницей которых является Россия, в целях изучения и соблюдения командирами, штабами тактического звена, а также всеми военнослужащими ВС РФ норм МГП при подготовке и в ходе ведения боевых действий.
В боевых условиях, каждый военнослужащий должен знать и соблюдать нормы международного гуманитарного права.
Вместо заключения
К сожалению, в ходе вооруженных конфликтов практически всегда имеют место попытки использовать природные силы, поставленные на службу человеку, с целью извлечь выгоду. Например, в Бельгии при сражении на Изере в конце октября 1914 г. было выиграно у немецких вооруженных сил благодаря, в частности, открытию шлюзов в Ньюпорте и затоплению поля боя. Тем не менее подобного рода влияния на природные силы чреваты серьезной опасностью для гражданского населения. Чернобыльская катастрофа, которая была непреднамеренной, служит ярким примером.
Дополнительно, необходимо отметить, что в соответствии, в частности, с Резолюцией ГА ООН № А/RES/41/59 от 03.12.1986 любые военные нападения на ядерные установки (прежде всего, речь идет о постоянных попытках со стороны ВСУ нанести удары по Запорожской АЭС) равнозначны применению радиологического оружия, поскольку такие нападения приводят к высвобождению опасных сил. К сожалению, необходимо констатировать, что Совет Безопасности ООН продолжает бездействовать, нарушая положения Устава ООН. Данную миссию незамедлительно действовать против ударов по ЗАЭС взяла на себя Россия, чтобы предотвратить катастрофические последствия для всего мира.