Доминирование национальных систем высшего образования на международном рынке
DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.183.2022.148-163
Теория экономического доминирования в многоуровневой экономике, разработанная А.А. Блохиным, И.В. Ломакиным-Румянцевым, активно проверяется исследователями на различных рынках с 2019 г. — распределение игроков на рынках по уровням доминирования позволяет формулировать возможные стратегии их дальнейшего развития. Данная статья является развитием работ, посвященных исследованию конкуренции на рынке образования, и представляет результаты анализа экономического доминирования национальных образовательных систем на международном рынке высшего образования в 2018–2021 гг. Целью статьи является анализ предметных направлений в рейтинге QS с целью выявления доминирования стран в сфере образования на основе представленности стран в этом рейтинге. Выборка исследования состоит из 58 предметных рейтингов QS subject ranking за 2018–2021 гг. Основной инструмент анализа — матрица SV (strength/variety — рыночная сила/разнообразие), в статье предложена адаптация матрицы SV, когда индекс Линда показывает граничные значения при определении размера доминирующей группы. Матрица SV дает валидные результаты и позволяет как качественно, так количественно оценить позиции стран в образовательных рейтингах. Анализ с помощью матрицы SV позволил выделить 8 из 15 предметных направлений, в которых наблюдается явное доминирование, и определить позиции российских университетов относительно доминирующей группы. Была подтверждена гипотеза о вхождении США в доминирующие группы по большинству направлений социальных наук и менеджмента и выделены те предметные направления, где лидируют высшие образовательные системы других стран. Научная новизна работы заключается в предложении и апробировании метода оценки уровня доминирования национальных образовательных систем на международном рынке образования. Предложенный инструмент позволяет проанализировать позиции разных стран в международном образовательном пространстве, как в динамике, так и в статике (оценивать уровень конкурентоспособности национальных образовательных систем), теоретически осмыслить уровень дифференциации национальных образовательных систем в тех или иных предметных рейтингах, дать оценку концентрации (барьеры входа игроков в рейтинг) и силы конкуренции (насколько сильно отличаются игроки) предметных направлений.
Источники:
1. Kireeva N., Slepenkova E., Shipunova T., Iskandaryan R. Competitiveness of higher education institutions and academic entrepreneurship // Espacios. 2018. N 23. P. 15–25.
2. Нефедова А.И. Масштабы, структура и цели экспорта российского высшего образования // Мир России. Социология. Этнология. 2017. № 2. C. 154–174.
3. Воробьева Е.С., Краковецкая И.В. Продвижение российских вузов в мировые рейтинги конкурентоспособности: цель близка? // Креативная экономика. 2017. № 5. С. 521–552.
4. Sarrico C., Godonoga A. Research Handbook on University Rankings: Higher education system rankings and benchmarking. Massachusetts, USA: Edward Elgar Publishing Limited, 2021.
5. Задорожнюк И.Е., Коростелева Л.Ю., Тебиев Б.К. Топ-200 вузов в четырех международных рейтингах: сравнительный анализ // Высшее образование в России. 2019. № 3. C. 85–95.
6. Rodionov D., Rudskaia I., Kushneva O. The importance of the university world rankings in the context of globalization // Life Science Journal. 2014. Vol. 11. N 10. P. 442–446.
7. Aljuboori A. F. University ranking and evaluation: Trend and existing approaches. The 2nd International Conference on Next Generation Information Technology. 2011. P. 137–142.
8. Арефьев А.Л. Глобальные рейтинги университетов как новое явление в Российской высшей школе // Социологическая наука и социальная практика. 2014. № 7. С. 5–24.
9. Antoniuk L., Kalenyuk I., Tsyrkun O., Sandul M. Rankings in the higher education competitiveness management system // Problems and Perspectives in Management. 2019. N 4. P. 325–339.
10. Антонова Н.Л., Сущенко А.Д. Академическая репутация университета как фактор лидерства на глобальном образовательном рынке // Высшее образование в России. 2019. № 6. С. 144–152.
11. Miller J. Higher education: should other countries follow the US model? // Int. J. Business and Globalisation. 2019. N 4. P. 681–695.
12. Zhang H. Results of project “5–100”: positions of leading russian universities in top-100 of three leading world rankings // EurasianUnionScientists. 2020. Vol. 8. P. 22–28.
13. Kalenuk I., Kuznetsova N. University competitiveness indicators // Theoretical and applied issues of economics. 2021. P. 49–69.
14. Marginson S. Global stratification in higher education // Higher Education Dynamics. 2016. Vol. 45. P. 13–34.
15. Приходько Л.В., Каменева Е.А. Глобальная конкурентоспособность высшего образования: мировые стратегии и лучшие практики // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. № 6. С. 12–18. [Global Competitiveness of Higher Education: World Strategies and Best Practices]
16. German Excellence Initiative: everything you need to know [Электронный ресурс] // Academics.com. URL: https://www.academics.com/guide/german-excellence-initiative.
17. Salmi J. Excellence Strategies and the Creation of World-Class Universities Global Perspectives on Higher Education // Sense Publishers. 2016.
18. World University Rankings 2020 [Сайт]. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2020/worldranking#!/page/0/length/25/sort_by/rank/sort_order/asc/cols/stats.
19. Акоев М.А., Валеева М.В., Яблоков Е.Б. Концентрация человеческого капитала в исследовательских университетах как основа конкурентоспособности образовательных систем и ее отражение в глобальных рейтингах университетов // Управление наукой: теория и практика. 2021. № 2. C. 137–160.
20. Linda R. Methodology of concentration analysis applied to the study of industries and Markets. Brussels: Commission of the European Communities, 1976.
21. Блохин А.А., Ломакин-Румянцев И.В., Наумов С.А. Альфа-бизнес на российском продовольственном рынке [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2019. № 6. С. 68–77. DOI: 10.33917/es-6.164.2019.68-77. [Alfa-Business in the Russian Food Market]
22. Вертоградов В.А., Щелокова С.В., Иванчина А.А. Автомобильный рынок РФ: стратегии компаний и действия регуляторов (2009–2021) // Стратегии бизнеса. 2022. № 2. С. 33–41.
23. Вертоградов В.А., Щелокова С.В. Доминирование в аутсорсинге бизнес-процессов в России // Проблемы рыночной экономики. 2022. № 1.
24. Щелокова С.В., Вертоградов В.А. Анализ наличия и структуры доминирующих групп на рынке сельскохозяйственных предприятий России по итогам 2020 года // АПК: экономика, управление. 2022. № 1. C. 41–52.
25. Щелокова С.В., Вертоградов В.А. Можно ли доказать цифрами существование «большой четверки’BB на российском рынке аудита // Аудит. 2022. № 1. C. 15–21.
26. Манченко М.И. Рынок экспресс-доставки сквозь призму экономического доминирования // Логистика. 2020. C. 9–15.
27. Bataev A., Bataeva K. Proceedings of 2018 17th Russian Scientific and Practical Conference on Planning and Teaching Engineering Staff for the Industrial and Economic Complex of the Region // Analysis of Performance Indicators of Russian Universities in the International Arena. 2019.
28. Суслова И.П., Говорова А.В., Щелокова С.В. Анализ рынка онлайн-образования в России в контексте теории экономического доминирования // Мир новой экономики. 2021. C. 77–84.
29. Студников С.С. Высшее образование в России: расцвет экономического доминирования // Мир новой экономики. 2021. C. 112–120.
30. Carayol N., Filliatreau G., Lahatte A. Impact, dominance and universities ranking // Revue Economique. 2015. Vol. 66. N 1. P. 173–194.
31. Hou J.W.J., Hou Y.-W., James J.W. What contributes more to the ranking of higher education institutions? A comparison of three world university rankings // International Education Journal: Comparative Perspectives. 2017. Vol. 4. P. 29–46.
32. Mussard M., James A. Engineering the Global University Rankings: Gold Standards, Limitations and Implications // IEEE Access. 2018. Vol. 6. P. 6765–6776.
33. Novenkova A.Z., Abilov A.V., Vershinina O.A., Medvedeva M.Y. Influence of ratings on universities: An outward glance // Journal of Social Sciences Research. 2018. Vol. 4. N 12. P. 527–530.
34. Gaisenok V.A., Naumovich O.A., Samokhval V.V. Correlational relationships between various international rankings for higher education institutions // Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2018. Vol. 27. N 12. P. 20–28.
35. Kathiresan G., Mahendran S. Cluster analysis of top 200 universities in Mathematics // International Symposium on Mathematical Sciences and Computing Research, 2015.
36. Moskovin V.M., Zhang H., Sadovski M.V., Serkina O.V. Comprehensive quantitative analysis of TOP-100s of ARWU, QS and THE World University Rankings for 2014–2018 // Education for Information. 2021. P. 1–37.
37. Polyakov M., Bilozubenko V., Korneyev M., Nebaba N. Analysis of key university leadership factors based on their internationalrankings (QS World University Rankings and Times Higher Education) // Problems and Perspectives in Management. 2020. Vol. 18. N 4. P. 142–152.
38. Moed H. A critical comparative analysis of five world university rankings // Scientometrics. 2016. P. 967–990.
39. Millot B. International rankings: Universities vs. higher education systems // International Journal of Educational Development. 2015. Vol. 40. P. 156–165.
40. Navodnov V., Motova G., Ryzhakova O. The method of league analysis and its application in comparing global university rankings and Russia’s University performance monitoring // Voprosy Obrazovaniya. Educational Studies Moscow. 2019. Vol. 3. P. 130–151.
41. Шаститко А.Е., Зюбина А.Л. Управление экономическими исследованиями в российских вузах: наукометрия и международные рейтинги // Мир новой экономики. 2019. № 3. С. 112–126.
42. Юй С. Рейтинг университета как компонент PR-стратегии продвижения на рынке образовательных услуг // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 89. С. 346–349.
43. Фаньхун М. Формирование стратегии вуза для подготовки кадров в интернациональной среде // Современное педагогическое образование. 2020. № 8. C. 4–8.
44. Яловега И.Е. Международный рейтинг вуза: качество образования или субъективное доминирование? // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2015. № 4. C. 279–288.
45. Вертоградов В.А., Щелокова С.В. Матрица SV: инструмент стратегического конкурентного анализа для оценки уровня доминирования // Вестник Московского университета. 2021. Серия 6: Экономика. № 6. С. 137–142.
46. Вертоградов В.А. Рыночные стратегии альфы, беты и гаммы в контексте теории экономического доминирования [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2020. № 2. C. 50–53. DOI: 10.33917/es-2.168.2020.50-53. [Alpha, Beta and Gamma Marketing Strategies in the Context of Economic Dominance Theory]
47. QS [Сайт]. URL: https://support.qs.com/hc/en-gb.
Доступ к этой части архива журнала платный.
Вам нужно оформить и оплатить подписку на журнал и зарегистрироваться на сайте.
После получения нами сообщения об оплате Ваш аккаунт будет активирован, и Вы получите доступ ко всему архиву.
Спасибо за интерес к нашим публикациям.
[ Вход для подписчиков ] [ Регистрация для подписчиков ]