Метрики устойчивости экономического развития ЕАЭС: проблема «ядра» системы показателей и пороговых значений
DOI: https://doi.org/10.33917/es-5.179.2021.54-65
В предметной области макроэкономических показателей в настоящее время наблюдается не только активный поиск новых решений, но и практически непрерывное внедрение их в практику макроэкономического регулирования. Множественные кризисные процессы в мировой экономике и политике, развернувшаяся технологическая трансформация, резкая манифестация медико-биологических угроз создали дополнительные импульсы для формирования и использования новых моделей оценки макроэкономических реалий и комплекса проблем устойчивого развития. В практике мировых интеграционных объединений и ЕАЭС в частности накоплен значительный опыт применения систем макроэкономических показателей с пороговыми значениями и процедурами реагирования на их нарушения. Критический разбор действующей системы макропоказателей в ЕЭАС позволил обосновать новое видение как состава показателей устойчивости экономического развития государств — членов ЕАЭС, так и оценочных критериев и пороговых значений.
Источники:
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) (ред. от 15 марта 2018 г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/
2. Перечень мероприятий по реализации основных ориентиров государств — членов ЕАЭС на 2019–2020 годы [Электронный ресурс] // Кодекс. URL: http://docs. cntd.ru/document/560952081.
3. О перечне мероприятий по реализации основных ориентиров государств — членов Евразийского экономического союза на 2019–2020 годы [Электронный ресурс] // Сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act /integr_i_makroec/dep_makroec_pol/monitoring/Documents/
Перечень%202019-2020.pdf.
4. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 12 «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» [Электронный ресурс] // Кодекс. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ruru/01428320/err_12012021_12.
5. Цели в области устойчивого развития ООН [Электронный ресурс] // UN.org. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/
6. Эко-номика. Почему российская экономика «позеленеет» после коронавируса [Электронный ресурс] // РБК. Тренды. URL:
https://trends.rbc.ru/trends/green/5ea82ca89a79472db412c14a.
7. Китай взял курс на «зеленую» экономику [Электронный ресурс] // RG.RU. 2021. 8 июня. URL: https://rg.ru/2021/06/09/kitajplaniruet-dostignut-uglerodnoj-nejtralnosti-k-2060-godu.html.
8. Стратегия национальной безопасности Республики Армения: устойчивая Армения в меняющемся мире [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства Республики Армения. URL: https://www.gov.am/ru/gov-program/
9. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь. URL: http://www.economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogosotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-perioddo-2030-goda.pdf.
10. Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства национальной экономики Республики Казахстан. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/economy/press/news/details/170579?lang=ru; http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1800000636.
11. Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018–2040 годы [Электронный ресурс] // Официальный сайт Кабинета министров Кыргызской Республики. URL: https://www.gov.kg/ru/programs/8.
12. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726.
13. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792/
14. Центральный банк Республики Армения. Денежно-кредитная политика [Электронный ресурс] // Центральный банк Республики Армения. URL: https://www.cba.am/ru/SitePages/mpobjective.aspx.
15. Национальный банк Казахстана. Денежно-кредитная политика [Электронный ресурс] // Национальный банк Казахстана. URL: https://www.nationalbank.kz/ru/links/dkp.
16. Центральный банк Российской Федерации. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов [Электронный ресурс] // Центральный банк РФ. URL: https://cbr.ru/about_br/publ/ondkp/on_2021_2023/
17. Национальный банк Республики Беларусь. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь. [Электронный ресурс] // Национальный банк Республики Беларусь. URL: https://www.nbrb.by/legislation/ondkp.
18. Национальный банк Кыргызской Республики. Денежно-кредитная политика. Основные направления денежно-кредитной политики [Электронный ресурс] // Национальный банк Кыргызской Республики. URL: https://www.nbkr.kg/index1.jsp?item=1408&lang=RUS.
19. Всемирный банк [Сайт]. URL: https://databank.worldbank.org/source/sustainable-development-goals-(sdgs)#
20. Глазьев С.Ю., Локосов В.В. Оценка предельно критических значений показателей состояния российского общества и их использование в управлении социально-экономическим развитием // Вестник Российской академии наук. 2012. № 7. С. 1–28.
21. Сухарев О.С. Структура экономического роста стран Евразийского союза [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2020. № 2. С. 112–123. DOI: 10.33917/es-2.168.2020.112-123. URL: /article/struktura-ekonomicheskogorosta-stran-evrazijskogo-soyuza/