Этика в высшем образовании: лидерство на основе ценностей
3 ноября 2017 г. в Торгово-промышленной палате РФ состоялся международный симпозиум на тему «Этика в высшем образовании», в котором приняли участие отечественные и международные эксперты в области высшего образования. В частности, в мероприятии участвовали представители Фонда Globethics.net, охватывающего такие страны, как Швейцария, Германия, Таиланд, Индонезия, Китай, Нигерия. Российскую делегацию представили сотрудники МГУ, НИЯУ МИФИ, Финансового университета, МГИМО, РАНХиГС. Такой подбор не случаен, потому что одним из практических следствий симпозиума является создание консорциума высших образовательных учреждений в области этики.
Открывая заседание, генеральный директор Института экономических стратегий РАН, директор Globethics.net Россия, доктор экономических наук, профессор А.И. Агеев остановился на проблеме цифрового перехода и возникающих при этом этических вызовах:
«Мы каждый год внимательно изучаем, что обсуждается на Давосском экономическом форуме, и на целый год он определяет видение проблем. В 2017 году основные риски, грозящие человечеству, — это, конечно, распространение оружия массового поражения, миграция, терроризм, кибератаки, утечки и кражи данных, проблема с продовольствием, водой, антропогенные катастрофы и разного рода конфликты. Восемь из перечисленных рисков напрямую связаны с этикой, потому что именно этика предопределяет и межгосударственные конфликты, и уровень безработицы, я не говорю уже об антропогенных катастрофах… Мы сейчас стоим на развилке, которая также была в начале года обозначена в Давосе, четыре сценария развития человечества. Один сценарий — большая мать, большой брат, все заботятся друг о друге, все торгуют. Различие этих сценариев по двум критериям. Критерий первый — какая этика будет у людей: экологически ответственная, социальная или этика абсолютного эгоизма и абсолютной власти.
Другое различие этих сценариев в том, кто будет контролировать данные, которые сейчас генерятся благодаря техническим устройствам. Либо это будут децентрализованные системы хранения, не позволяющие кому-то овладеть данными в своих, скажем, злонамеренных интересах, либо это будут данные, хранящиеся у какого-то большого брата или даже у большой матери. Это реальные серьезные вызовы, и мы понимаем озабоченность сообщества Давоса и, соответственно, глобальной этики. По сути, каждому человеку, компаниям, регионам, странам и всему миру придется делать выбор — следовать ли, скажем, высоким этическим системам, зависимым этическим системам или захолустным этическим системам. Понятно, что каждая из них представлена в различных светских и религиозных этических подходах, но это выбор принципиальный. Для человечества, если оно хочет выжить в таких условиях, крайне важно, чтобы так называемых захолустных, отсталых этических сообществ было меньше или вообще не было. Террористическая группировка — это захолустное этическое сообщество, построенное на вражде и агрессии, на уничтожении всего, то есть фактически различие проходит между теми этическими системами, которые за жизнь, и теми, которые за смерть. Это очень серьезный этический выбор».
Продолжил заданную А.И. Агеевым тему президент Globethics.net, профессор этики и теологии Университета Базеля (Швейцария) Кристоф Штукельбергер, выступивший с докладом «Продвижение лидерства, ориентированного на ценности». Он подчеркнул, что сегодня разговор идет о долгосрочных перспективах технологий и этики на 20–30 лет вперед, это будущее нашего мира:
«Поведение и деятельность большинства лидеров обусловлены полученным образованием. Чтобы научить людей думать комплексно и использовать целостный подход, в университетах надо преподавать этику. Следует отметить, что в организациях существует множество репутационных проблем, и мы должны работать с такими организациями, чтобы избежать этого. Многие организации стремятся решить нравственные проблемы, чтобы соответствовать высоким академическим стандартам.
Сегодня конкуренция на рынке образования очень большая, открываются новые частные университеты. Казалось бы, маркетинг образования способствует повышению его качества, но это не так. Соперничество между университетами, стремление привлечь как можно больше студентов негативно сказывается на нравственности».
Профессор Куи Вантиан рассказал о Kindom business college (Китай), основной целью деятельности которого является решение этической дилеммы: как гармонизировать веру, нравственность и бизнес в современных реалиях?
По мнению директора Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктора экономических наук, профессора В.В. Перской, образование — это реализация идеологических реформ в мировом сообществе и одна из форм мирового глобального регулирования:
«В странах, где образование пока не утратило функцию воспитания, в странах, где удается сдерживать процесс деморализации общественного развития, образовательный процесс имеет воспитательную функцию. В странах, где образование превратилось в исключительно общественную услугу, которая оказывается на платной основе, имеет место снятие границ дозволенности, процесс формирования или деградации личности прогрессирует. Например, в Европе, в частности в Германии, сделана ставка на сексуальную раскрепощенность: считается, что родители не могут каким-то образом ограничивать детей по достижении ими четырнадцатилетнего возраста. Им не читают нотаций, в противном случае ювенальная юстиция вступает в силу. Это не способствует формированию семьи как общественной ячейки. В результате лобовой атаки на наше будущее, предпринятой ведущими мировыми специалистами в области общественных наук и поведенческой инженерии, моральные устои общества рухнули, мы живем в обстановке морально индифферентной иррациональности. Не сомневайтесь, все значимые события в общественной жизни за последние полвека от «новых левых», Уотер гейта, Вьетнама и бумаг Пентагона до грязных, отвратительных, безнравственных хиппи, антивоенного движения и контркультуры рока и наркотиков — это тщательно подготовленные проекты социальной инженерии. И то, что сегодня названо глобализацией, — это идеологема управления».
Президент Международного института Питирима Сорокина — Николая Кондратьева, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН Ю.В. Яковец в своем докладе рассмотрел системы цивилизационных ценностей в этическом образовании и воспитании нового поколения. Он отметил, что цивилизационный генотип передается через поколения и коллективное взаимодействие общества. Цивилизационная этика — это стержень, на котором держится мотивационная деятельность и будущее человечества. Ю.В. Яковец выделил следующие разделы этики, которыми должно руководствоваться общество: гуманистическая этика, экологическая этика, инновационная этика, экономическая этика, социокультурная этика, геополитическая этика. Также докладчик подчеркнул, что государство должно контролировать «этический рынок».
Профессор Айк Обиора, исполнительный директор Globeethics.net, высказал мнение о том, что чрезвычайно важным является поддержание традиций образования. Изменения последнего времени связаны со стремительным развитием Интернета. Происходит деформация старых и образование новых ценностей, которые развиваются через социум и коммуникации. По мнению А. Обиоры, люди перестали принимать значимые решения, стали «как зомби». Главная характеристика решений — революционная. Этические решения призваны менять людей и мир.
По мнению доцента Института права и национальной безопасности РАНХиГС, старшего научного сотрудника департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ, кандидата философских наук П.А. Шашкина, кризис цивилизации — тезис спорный, цивилизации рождаются и умирают. Человечество не должно их репродуцировать, поскольку это естественный процесс. Главная цель — стремление в будущее, к новым цивилизациям, имеющим свои особенности и отличительные черты. Мир стал неоднородным, с различными ценностями, порой не всегда верными, порой приходящими с Запада. Продуктом воспитания и образования, сказал П.А. Шашкин, должны стать принципы демократии, свободы, солидарности и правового общества.
Российский университет дружбы народов, который на симпозиуме представляли старший преподаватель кафедры менеджмента экономического факультета РУДН А.А. Киящук и доцент кафедры менеджмента экономического факультета РУДН, кандидат психологических наук Т.В. Киящук, полвека формирует мировую элиту. По их мнению, современный рынок труда ставит ряд проблем по подготовке менеджеров. Например, быстрая смена профессий, необходимость владения несколькими иностранными языками и отсутствие четких критериев. Тем не менее главным критерием, по мнению А.А. Киящук и Т.В. Киящука, является подготовка будущих кадров на основе общечеловеческих ценностей. Для этого в РУДН были разработаны кодексы чести, которые призваны поддерживать нормы морали и нравственности как среди учащихся, так и среди преподавателей.
На симпозиуме также выступили профессор Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук М.Л. Альпидовская, аспирантка факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова Ю.И. Ильина, директор по международным делам НПО «Парус надежды» А.Г. Савойский, аспирантка НИЯУ МИФИ, эксперт Института экономических стратегий Е.С. Копкова, доктор Сити Сямсиятун (Индонезия), профессор Финансового университета при Правительстве РФ, главный научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений, доктор экономических наук В.Л. Абрамов, представитель «Центра исследований, сохранения, поддержки и развития евразийства», бакалавр юридических наук А.Б. Кумуков, доцент кафедры философии, социологии и политологии Национального исследовательского университета «Московский институт электронной техники» (МиЭт), кандидат философских наук С.А. Михайлина, председатель коллегии «Центра исследований, сохранения, поддержки и развития евразийства», главный редактор аналитико-патриотического портала WorldRussia.com, аспирант Института социальных наук Ю.С. Самонкин, ведущий научный сотрудник Института астрономии РАН, доктор физико-математических наук А.В. Баг ров, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, директор Международного фонда Н.Д. Кондратьева, кандидат экономических наук, академик МАИБ, РАЕН, МаГи В.М. Бондаренко. Выступавшие сошлись во мнении о том, что знания в области этики и нравственности чрезвычайно важны в условиях глобальных перемен.
Зарубежные участники симпозиума, представлявшие 14 университетов из десяти стран, общая численность студентов и преподавателей которых составляет 700 тыс. человек, выступили за утверждение глобальной этики и общих ценностей. Они говорили о необходимости развивать сознание людей, оказывать им поддержку и давать рекомендации тем, кто в этом нуждается, побуждая к действиям, нацеленным на изменение собственной жизни.
В процессе работы Международного симпозиума «Этика в высшем образовании» была создана теоретическая и практическая база для стимулирования перемен в обществе и усиления значимости этических принципов в жизни каждого человека.