С. Луценко прокомментировал заявление К. Юдаевой о вмешательстве ЦБ в курсообразование
Сергей Луценко: «Отказываясь от вмешательства в процесс формирования курса рубля, руководство Банка России фактически отказывается от своей функции – мер государственного регулирования».
Основы правового статуса Центрального банка России установлены Конституцией Российской Федерации. Центральный банк России обладает исключительными правами по защите и обеспечению устойчивости рубля (части первая и вторая статьи 75 Конституции РФ). Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. То есть Центральный банк России определяется Конституцией РФ как орган, который выступает от имени государства, наделен определенными властными полномочиями.
Таким образом, Центральный банк России обладает особым конституционно-правовым статусом (Решение Верховного Суда РФ от 29.10.2002 № ГКПИ02-860).
Отказываясь от вмешательства в процесс формирования курса рубля, руководство Банка России фактически отказывается от своей функции – мер государственного регулирования.
Более того в «Стратегии национальной безопасности» (утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683) защищенность и устойчивость национальной валюты, в том числе ее покупательная способность и курс по отношению к иностранным валютам коррелирует с обеспечением национального суверенитета.
В Постановлении от 14 мая 2013 года № 9-П Конституционный Суд заметил, что объявляя право, даже необеспеченное, закон дает основания правомерным ожиданиям граждан. Поэтому государство должно либо обеспечить это право и установить его надлежащим образом, либо дезавуировать ложное обещание и отменить (признать недействующим) неисполнимое законоположение. Неопределенность законодательной регламентации (в данном случае, неисполнение Банком России в рамках своих конституционных полномочий мер принуждения, связанных с укреплением национальной валюты, исключения ситуаций, связанных с манипулированием на валютном рынке) приводит к нарушению принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Если раньше Проводимая Банком России денежно – кредитная политика способствовала снижению инфляции, поддержанию стабильной ситуации на валютном рынке, восстановлению производства товаров и услуг (вливания капитала в реальный сектор). Предпринятые меры по ужесточению валютного контроля в целях ослабления спекулятивного давления на рубль оказывали позитивное воздействие на экономические процессы, препятствовали оттоку капитала из российской экономики. Банк России осуществлял мероприятия по восстановлению финансового рынка на качественно новой основе, реструктуризации банковской системы, регулированию банковской ликвидности (“Основные направления единой государственной денежно – кредитной политики на 2000 год”) (утв. Банком России).
В настоящее время Банк России в “Основных направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов” сфокусирован на поддержании устойчиво низкой инфляции. Формируя более предсказуемую среду для долгосрочного планирования и принятия экономических решений, а также обеспечивая сохранение доходов населения, ценовая стабильность способствует увеличению доверия к национальной валюте, создает условия для роста инвестиций и структурных изменений в экономике. Таким образом, устойчиво низкая инфляция способствует повышению благосостояния российских граждан, то есть достижению конечной цели государственной экономической политики.
Речи не идет об ужесточении валютного контроля в целях ослабления спекулятивного давления на рубль, финансовых вливаний в реальный сектор. Исключительно, подавление инфляции. Как отмечал Д. Стиглиц, что фокусирование на инфляции – есть “помешательство”, которое отвлекает внимание от вещей куда более важных (экономический рост и занятость населения) – потери от даже умеренной инфляции несравнимы с потерями в результате финансового коллапса.
В результате либеральной политики Банка России ряд кредитных учреждений совершают сделки, сопряженные с формальной имитацией поставки по счетам бухгалтерского учета банка (без реального движения денежных средств по корреспондентским счетам), что не соответствуют требованиям экономической оправданности и сопряжены с получением необоснованной налоговой выгоды подтверждается судебными актами по аналогичным делам.
Другими словами, банки совершают сделки, реальный экономический смысл, которых заключается в переводе своей нереализованной прибыли (сделки по закрытию возникающей валютной позиции – формально соблюдая норматив ЦБ РФ по лимиту открытой валютной позиции), на аффилированную компанию в юрисдикции со льготным налогообложением. Тем самым, происходит вывод капитала из РФ (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 N 09АП-19872/2015 по делу N А40-164864/14).
Интересной представляется позиция Конституционного Суда Республики Беларусь относительно реагирования со стороны Национального Банка, на подобного рода, ситуации.
Конституционный Суд Республики Беларусь отметил, что с целью защиты и устойчивости национальной валюты, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам существует потребность в усилении регулятивных функций со стороны Национального Банка (при осуществлении валютных операций, связанных с движением капитала, и упорядочением правового регулирования отношений, касающихся текущих валютных операций, вычленить составляющую, связанную с валютными спекуляциями). Такой подход обусловлен обязанностью государства, принимать меры по охране сбережений и защите собственности граждан, приобретенной законным путем. Важность и своевременность принятия таких мер усиливаются в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Разрешительный порядок не предполагает введения полного запрета на осуществление указанной валютной операции, а преследует в том числе цель предупреждения возможных негативных последствий, в том числе при размещении физическими лицами денежных средств в управляющих компаниях-нерезидентах, не обеспечивающих гарантий их сохранности и возврата (Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 25.05.2009 № Р-332/2009).
Своими действиями, Банк России расписался в своем бессилии.
Кроме того, экономическое благополучие граждан подрывается бездействием со стороны такого органа власти, как Банк России. А именно от устойчивости национальной валюты, в том числе ее покупательной способности зависит не только благосостояние граждан, но и определяет приоритет государственного суверенитета, как отмечается в “Стратегии национальной безопасности”.
Заявление К. Юдаевой можно прочитать здесь: https://rns.online/economy/-YUdaeva-TSentrobanku-nuzhno-rabotat-esche-15-20-let-do-urovnya-ETSB-2016-02-24/
Метки: экономика, финансы, спекуляции, рубль, валюта, Юдаева К.В., Луценко С.И., ЦБ, курсообразование