Тенденции развития образовательной системы в условиях современных вызовов
24 марта 2015 г. состоялось совместное заседание Комитета ТПП РФ по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России и Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию «Тенденции развития образовательной системы в условиях современных вызовов» в рамках VI Форума инновационных технологий InfoSpace.
Модератором заседания по традиции выступил Агеев Александр Иванович, Генеральный директор Института экономических стратегий РАН (ИНЭС), Член Комитета ТПП РФ по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России. Передавая слово коллегам, он отметил, что современное общество, и прежде всего профессиональное сообщество, «находится в постоянном взаимном противоборстве собственного непрерывного развития и развития различного вида угроз и вызовов».
Предметом рассуждения Капустин Валерий Сергеевич, Директор по развитию Международного академического аккредитационного и аттестационного комитета (МАААК), стала природа современных вызовов. Современная образовательная система оказывается неготовой к изменениям внешней среды в силу своей слабой подкованности по ряду фундаментальных теоретических вопросов, считает эксперт. «В результате сегодня мы столкнулись в частности с рисками, которые недооценивали, – риски глобальных сетевых взаимодействий, – высказал свои опасения спикер. – И политика импотрозамещения – это уловка, палка о двух концах. Любая модернизация – это остановка развития, это падение. Замещать нужно тот продукт, на который будет спрос, так как все заместить невозможно». Докладчик пришел к выводу, что «экономическое и политическое давление будет долгим и потребует действительного переформатирования всех систем, в том числе и системы подготовки кадров». «И в этой связи необходимо провести переоценку государственных приоритетов, актуализировать отечественные интеллектуальные ресурсы, развить с учетом специфики весь теоретический потенциал, который накопили европейцы», – уверен эксперт.
Обердерфер Дмитрий Яковлевич, Генеральный директор Консалтинговой группы «Гений жизни», представитель Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации, поделился с коллегами хорошей новостью – инициатива повышения финансовой грамотности населения уже «превратилась в национальную идею с потрясающими результатами». На примере повышения уровня производительности домашнего хозяйства, укрепления семьи спикер продемонстрировал, как можно поднимать производство предприятий и стран: «Внутри каждого домашнего хозяйства закладывается прочный фундамент с мощной системой безопасности, в семьях сокращаются конфликты, улучшается качество жизни и здоровья. Как следствие, возрождается духовная составляющая брачного союза». «Если заранее обучиться тематике финансовой культуры, можно избежать многих ошибок, в том числе на уровне регионов. Мы в силах сделать Россию сильным, благополучным государством. Но начать мы должны прежде всего со своей семьи, там навести порядок и перенести этот образ жизни на остальные сферы», – не без оптимизма заключил докладчик.
Абанкина Ирина Всеволодовна, Руководитель Института развития образования НИУ «ВШЭ», поддержала предыдущий тезис о том, что финансовая грамотность – «это жизненная потребность, та компетенция, которая сегодня действительно нужна». Особенно в современных условиях изменчивости рынка труда, когда количество вакансий сокращается, в то время как количество соискателей увеличивается. Набирает обороты идеология непрерывного образования, повышается мобильность работников, когда молодежь 2-3 раза меняет место работы в течение первых 5 лет карьеры. Сравнивая российскую образовательную модель с зарубежными, эксперт отметила, что во многих странах, особенно азиатских, обучение – «совершенно особенный процесс: это формирование выбора и ответственности за этот выбор, это принятие решений, когда образование действительно превращается в ресурс развития, который используется дальше и в жизненных стратегиях, и карьерных траекториях, и в таком смысле помогает строительству государства в целом». По убеждению спикера, «без умения формировать вариативные, сквозные расписания, без обучения по междисциплинарным программам, без предоставления обучающимся права и ответственности самостоятельного формирования образовательной программы о встраивании нашего образования в глобальные тренды говорить не приходится».
Турчинов Александр Иванович, Генеральный директор Национального союза «Управление персоналом», озвучил свои соображения о том, как идет процесс формирования профессиональных стандартов и Федеральных государственных образовательных стандартов. Во-первых, докладчиком была отмечена методологическая слабость проработки документов, описывающих профессиональные стандарты. Во-вторых, в документах отсутствует единая терминология, что вносит путаницу в понимание природы профессионального стандарта и ФГОС. «Сегодня, когда одним профессиональным стандартом пытаются охватить все уровни образования – и высшее профессиональное, причем и бакалавра, и магистра, и среднее профессиональное, и даже дополнительное и послевузовское образование, то возникает риск создать очень плохой фундамент для Федерального государственного образовательного стандарта». В-третьих, профессиональные стандарты часто создаются без проведения серьезных профессиографических исследований. В-четвертых, вузам сегодня предоставлено право закладывать содержание образовательной программы в стандарты и по бакалавру, и по магистру, что приводит к тому, что под одним названием направления образовательной деятельности может оказаться разное содержание. Пятое, это делокализация профессионального ядра, которая ведет к депрофессионализации человека, обязанного поменять 3-4 профессии, чтобы считаться успешным. И наконец, не стоит забывать о риске прагматизации, который может возникнуть в случае, если образовательная деятельность будет регламентироваться только профессиональным стандартом, разработанным в угоду работодателю.
Подводя итоги дискуссии, Агеев Александр Иванович отметил, что современное российское общество находится в предвоенном состоянии по всем аспектам – это информационное, финансовое, личностное противоборство. «Нам нечего противопоставить западной идеологии голливудских ценностей, которые заполоняют массовое сознание. Нам мешает наша зависимость от устаревших моделей поведения и реагирования. Ответом на современные жесткие вызовы должны стать с нашей стороны реальные действия и реально работающие системы, в том числе образовательная система», – высказал свое мнение модератор. Поэтому на следующем заседании, которое состоится 30 июня в рамках Саммита деловых кругов «Сильная Россия – 2015», необходимо, по мнению спикера, предложить обсуждение двух аспектов: 1) образ выпускника идеальной образовательной системы на всех этапах непрерывного жизненного цикла; 2) возможности и инициативы российской образовательной системы в свете развивающейся чрезвычайной ситуации.