Обитаемый остров 2.0. Читайте авторскую версию статьи
Журнал «Экономические стратегии». 2014. № 2
Обитаемый остров 2.0
Сундиев Игорь Юрьевич — доктор философских наук, профессор.
Смирнов Александр Александрович — кандидат юридических наук, доцент.
Просматривая сюжеты о событиях на Украине, читая тексты украинских авторов, общаясь с жителями украинских городов, ощущаешь нарастающую напряженность. До тех пор, пока тематика общения не выходит за пределы бытования, все прекрасно, однако чем больше она касается политики, тем быстрее собеседник переключается на некую особую картину мира («глобус Украины»), абсолютно привычную и комфортную для него, но вызывающую откровенное замешательство у слушателя (читателя). Причем чем образованнее украинский собеседник (автор), тем более детализированной является эта картина:
– протоукры — прародители остальных человеческих рас [1];
– древние укры, а не арии — основные носители цивилизационных ценностей и свободы в обитаемых мирах [2];
– прогрессорской деятельности укров постоянно мешали многочисленные малограмотные, но агрессивные соседние славянские племена [3];
– в ХХ в. окончательно оформились главные враги украинцев и Украины: коммунизм — Сталин — СССР — «Рашка» и русские [4];
– именно эти враги совершили два главных преступления против Украины: голодомор и дискредитацию истинных героев С. Бандеры и Р. Шухевича, что до сих пор сказывается на всех сторонах жизни Украины [5].
Даже легкая ирония или сомнения в истинности этих тезисов незамедлительно вызывают нарастающую агрессию. Создается впечатление, что большинство жителей Украины вольно или невольно приняли новую «синтетическую» картину мира («глобус Украины»), которая определяет их отношение к происходящему внутри страны, к соседям, к остальному миру.
Эта картина определяется:
– изменением исторической памяти у двух поколений;
– сменой географического вектора ценностных ориентаций (с Востока на Запад);
– сменой «значимых других»: те, кто были злодеями, стали героями и наоборот;
– постепенной архаизацией системы бытования и бытового сознания при внутреннем ощущении стремительного прогрессивного развития.
Это полностью соответствует концепции «управления смыслами» Г.Г. Почепцова: «Смыслы ведут за собой человечество, потому что они формируют систему видения мира. В зависимости от картины мира человека возникают мотивации на те или иные действия. Картины мира существуют не только на уровне страны, но и на уровне семьи. И именно отсюда мы берем свои цели. Мы движемся туда, куда нас зовут наши смыслы» [6].
Любой скептик немедленно задаст ряд закономерных вопросов: с какой целью, кто, какими средствами и за какое время смог изменить картину мира у населения целой страны, не вызвав элементарного когнитивного диссонанса?
Попробуем последовательно разобрать эти вопросы.
Читать полную авторскую версию статьи >>>