Полисетевые образовательные технологии как ключевое условие инновационного развития России
26 марта 2014 года в рамках V Форума инновационных технологий InfoSpace в Управлении делами Президента, ГК «Президент-отель», состоялось совместное заседание Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию и Комитета Деловой России по профессиональному образованию и подготовке кадров и Института экономических стратегий РАН (ИНЭС) на тему: «Полисетевые образовательные технологии как ключевое условие инновационного развития России». Модератором заседания выступил Агеев Александр Иванович, генеральный директор Института экономических стратегий РАН (ИНЭС).
В докладе Тихонова Антона Игоревича, руководителя по развитию корпоративного направления PrestigioSolution, речь шла о новых интерактивных решениях для образования. Он представил вниманию участников опытный образец мультиуниверсальной интерактивной доски PrestigioMultiboard «все в одном». Инструмент в совокупности с другими технологиями, разработанными специалистами компании (планшеты, программные приложения), решает, по заявлению А.И. Тихонова, все задачи современного образовательного процесса, важнейшими из которых сегодня являются создание поля взаимодействия «преподаватель-ученик» и повышение мотивации учащихся.
Евтихиева Наталья Андреевна, генеральный директор Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), затронула тему национальной аккредитации программ дополнительного образования. «Международная аккредитация – это некий имидж. Но не надо забывать, – призвала эксперт, – что это дорогостоящее мероприятие и не всегда, подав заявку в аккредитующие международные органы, вы можете надеяться на то, что вы пройдете эту аккредитацию». В связи с этим возникает вопрос, кто будет оценивать те программы дополнительного профессионального образования, которые существуют на рынке российского бизнес-образования. «Сегодня вместо государственного диплома на первое место выходит бренд того или иного образовательного учреждения или той или иной школы бизнеса, которая реализует эту программу», – подчеркнула Н.А. Евтихиева.
В работе заседания приняли участие и зарубежные представители сферы образования. Директор по разработке мультимедийных образовательных программ Университета имени Гульельмо Маркони (Италия) Гуя Вентуроли представила вниманию российских коллег разработки университета в сфере электронного обучения. Безусловно, итальянским специалистам приходится сталкиваться и с рядом проблем – это, прежде всего, отсутствие инвестирования и нехватка квалифицированных кадров. Однако Маркони-Университет уже 10 лет успешно занимается дистанционным образованием, имея 14 000 студентов, 6 факультетов и различные многочисленные курсы. «Миссия университета заключается в расширении возможностей обучения студентов для развития глобальной информированности межкультурной компетенции и способности добиться успеха в интернационализации рынка труда», – подытожила докладчик.
Абанкина Ирина Всеволодовна, руководитель Института развития образования НИУ «ВШЭ», посвятила свое выступление возможностям финансирования полисетевых образовательных технологий, сразу обозначив проблему отсутствия реальной финансовой поддержки со стороны государства. «Сегодня инвестирование – это фактически ответственность каждого университета. Это очень серьезные инвестиции, которые идут со всего мира и, как правило, государством не поддерживаются», – пояснила спикер. Говоря о новом, 273 ФЗ РФ «Об образовании», И.В. Абанкина отметила, что закон вводит понятие электронного обучения как образовательной технологии, дифференцирует нормативы финансирования в зависимости от применяемых учреждением образовательных технологий, определяет механизм сетевой организации образовательного процесса, также предусматривая изменение нормативов финансирования в случае применения такого механизма. Несколько слов эксперт сказала и об уже имеющемся опыте организации сетевого образовательного процесса (на примере Ханты-Мансийского АО, Краснодарского края, Республики Чувашия).
Шаронов Дмитрий Владимирович, заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, подробно остановился на злободневном вопросе кадрового обеспечения промышленных производств. «Мы понимаем, что наше обучение отдельно от производства – это просто как два человека, которые живут в различных пространствах, не видя, не понимая друг друга». Он рассказал о том, какая работа ведется в этом направлении в Республике: создаются профессиональные базовые кафедры (центры коллективного доступа), разрабатываются простые профессиональные задачи, решая которые, студент приобретает необходимые для специалиста навыки, на территории предприятий создаются малые бизнес-инкубаторы, в процессе обучения проводятся контрольные мероприятия по оценке полученных знаний.
В дискуссию включился Петухов Сергей Григорьевич, заместитель начальника управления профессионального развития персонала ОАО «НЛМК», поделившись опытом работы, проводимой с молодежью Новолипецким металлургическим комбинатом. «Сегодня ранняя профориентация и то, что сегодня человек труда должен звучать с экрана, и стоящий во главе угла вопрос престижа рабочих профессий смогут переломить ситуацию в сфере подготовки специалистов технических направлений», – считает эксперт.
Модератор Секции также прокомментировал проблемы кадровой подготовки, в качестве решений назвав следующие меры: закрепить отдельными нормативными актами региональные и отраслевые совещания по кадровой политике; инициировать создание региональных систем мониторинга качества и количества необходимых кадров по образцу Закона «ГИС ТЭК», создать единый центр по стратегическому планированию и отдельный государственный комитет по науке и технике.
Котов Алексей Геннадиевич, директор по внешним связям Технополиса «Москва», еще раз отметил существующую потребность работодателей в высококвалифицированных кадрах. Причем, по убеждению докладчика, именно «вуз со своим преподавательским составом должен идти в ногу со временем и понимать запросы сегодняшнего дня. Вуз является именно тем, кого ребенок видит в качестве государства, в качестве наставника». Что касается повышения квалификации кадров, А.Г. Котов высказался за необходимость взаимодействия вузов, профессиональных колледжей и предприятий.
Рудаков Олег Борисович, первый проректор Воронежского государственного архитектурно-строительного университета, в докладе «Вузовские подходы к инновационному образованию с помощью бизнес-инкубаторов» рассказал о реализуемых на базе ВГАСУ проектах: работе факультета дистанционного образования, инновационного бизнес-инкубатора для студентов, аспирантов и научных работников; создании студенческих проектно-конструкторских бюро и малых инновационных предприятий; участии студентов и специалистов в деловых играх, фестивалях науки, проблемных семинарах.
Проблемы, связанные с введением Закона «Об образовании», разделила Кравцова Лилия Адисовна, директор Научно-Образовательного Центра Развития Непрерывного Образования (НОЦ РНО), член-корреспондент Академии Профессионального Образования, назвав среди них организационно-экономические, организационно-педагогические, организационно-управленческие. Спикер высказала сомнение в необходимости тотального соответствия образовательных программ требованиям производства: «Задача системы образования в ее классическом смысле – в становлении молодого человека в возрасте 23 до 25 лет. Чтобы он остался гражданином, чтобы он сохранил тягу к семье», – убеждена эксперт.
Миннибаев Евгений Кадырович, ректор Восточной экономико-юридической гуманитарной академии, основным направлением деятельности считает необходимость повышения мотивации учащихся, без которой «развитие всех технологий, прежде всего электронного обучения, будет малоэффективным».
Подводя итоги заседания, А.И. Агеев заявил, что, несмотря на все нерешенные в системе образования вопросы, объединенными усилиями собравшихся за круглым столом экспертов можно преодолеть любые трудности.
Обсудив следующие вопросы, требующие решения для дальнейшего эффективного развития отрасли российского образования:
- нехватка экспертов, в том числе сертифицированных экспертов из региональных школ бизнеса; нехватка квалифицированных кадров для нужд производства;
- сложности с процедурой заключения договоров на аккредитацию между образовательными учреждениями и аккредитующими организациями;
- отсутствие реальной поддержки со стороны государства в части финансирования полисетевых образовательных технологий;
- отсутствие возможностей инвестирования образовательных организаций с помощью современных страховых и кредитных механизмов;
- распределение ответственности в сетевом образовательном процессе (контроль качества получаемых дистанционно знаний, юридическая сила документов об образовании, выдаваемых по окончании обучения);
- противоречия в правовом регулировании действия договоров о сетевом взаимодействии;
- отсутствие единой методики подушевого финансирования образовательных учреждений;
- существование отдельных технологий, программ, стандартов, не объединенных в работающую, эффективную систему;
- изнашивание материальной базы, исчезновение некоторых профессий, снижение уровня квалификации специалистов;
- низкий авторитет инженерных специальностей;
- неадаптированное заимствование зарубежного опыта;
- отсутствие единой системы кадровой работы и мониторинга потребности отраслей, образовательной политики по инженерным специальностям, нормативной базы, систем профессиональных и национальных стандартов, процессного подхода;
- вынужденное сотрудничество с местными властями на безвозмездной основе;
участники заседания внесли следующие предложения:
- Разработать стандарты проффесиональной аккредитации программ, реализуемых в рамках сетевого образовательного процесса;
- Внедрять в практику лучшие финансовые решения по поддержке образовательных программ;
- В крупных корпорациях создавать условия для подготовки, приобретения, привлечения специалистов;
- Формировать со стороны предприятия-заказчика четкий набор требований к будущему специалисту;
- Использовать в обучении инструменты повышения мотивации учащихся: создавать профессиональные базовые кафедры (центры коллективного доступа); разрабатывать простые профессиональные задачи, решая которые, студент приобретает необходимые для специалиста навыки; создавать на территории предприятий малые бизнес-инкубаторы; в процессе обучения проводить контрольные мероприятия по оценке полученных знаний;
- Для повышения мотивации учащихся использовать в образовательном процессе инновационные технологии и современное оборудование (апробировать и дать заключение по программному продукту “Живой урок Prestigio”);
- Создать практику определения политики в сфере развития системы образования под потребности конкретной территории;
- Разработать комплекс мер по мотивации детей среднего школьного возраста на профессиональную ориентацию;
- Рассмотреть вопрос о системе подготовки кадров мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин;
- Закрепить отдельными нормативными актами региональные и отраслевые совещания по кадровой политике;
- Инициировать создание региональных систем мониторинга качества и количества необходимых кадров по образцу Закона «ГИС ТЭК», создать единый центр по стратегическому планированию;
- Проводить политику поддержки внутренней миграции;
- Делегировать полномочия ведения технической ученической политики отдельному государственному Комитету по науке и технике;
- Налаживать взаимодействия вузов, профессиональных колледжей и предприятий в вопросе повышения квалификации и переквалификации кадров;
- Установить коэффициент зависимости финансирования вуза от количества учащихся, четко прописать норматив финансирования образовательной программы;
- Определить в нормативных документах процедуры взаимодействия учреждений с организациями корпоративного и бизнес-образования;
- Разработать для образовательной сферы однозначную терминологию;
- Внедрить в образовательный процесс курс основ робототехники:
- разработать механизмы оценки эффективности использования робототехники,
- совместно с компаниями-партнерами из сферы робототехники сформировать единое информационное пространство по вопросам образовательной робототехники,
- запустить централизованный образовательный интернет-ресурс, который будет включать в себя постоянно обновляемый информационный контент для организации комплексного обеспечения образовательного процесса.