Бизнес + образование = ?
Круглый стол с участием Николая Митрофанова, Анны Кудрявцевой, Родиона Чередниченко, Андрея Ускова, Сергея Толкачева, Александра Кацая, Антона Панфилова, Ирины Рощиной, Михаила Беляева, Татьяны Козловой, Алексея Капустина, Александра Румянцева, Павла Гаврилина и Алексея Смирнова
Круглый стол
БИЗНЕС + ОБРАЗОВАНИЕ = ?
"Экономические стратегии", №4-2009, стр. 172-183
|
Каждая бизнес-школа стремится к тому, чтобы ее программа была максимально приспособлена под потребности слушателей. Проводились многочисленные исследования, собирались разнообразные статистические данные. Тем не менее с прискорбным постоянством выпускники многих бизнес-школ говорят о недостаточной практической направленности учебных курсов, об их слабой результативности. Как бизнесу и образованию понять друг друга? Задавшись этим вопросом, группа экспертов журнала "Экономические стратегии" организовала блиц-опрос представителей руководства различных по сфере и масштабу деятельности предприятий, результаты которого мы предлагаем Вашему вниманию. |
1 вопрос. Какие проблемы возникают в Вашей отрасли в условиях постоянно меняющейся внешней среды, кризиса, перестройки технологических укладов?
2 вопрос. Какие знания сейчас необходимы сотрудникам Вашего предприятия в первую очередь?
3 вопрос. Какое место сейчас занимает образование сотрудников в совокупности мер по развитию персонала Вашей компании?
Митрофанов Николай Андреевич – заместитель генерального директора ОАО "ОГК-3" по развитию и организационному управлению |
1. В настоящее время существенно усложнилась система взаимодействия между субъектами электроэнергетики, что связано с переходом от принципов государственного регулирования к конкурентному рынку электроэнергии и мощности. Данный процесс привел к отказу от единого координирующего центра, роль которого прежде играло Министерство энергетики и ОАО РАО "ЕЭС России", и замене его рыночными принципами саморегулирования при относительно незначительной направляющей роли государственных структур (вновь созданное Министерство энергетики и Федеральная служба по тарифам). В связи со структурными изменениями ОАО "ОГК-3" сталкивается со следующими сложными проблемами:
2. Реформирование электроэнергетики потребовало от работников электроэнергетической отрасли принципиально новых знаний. Они связаны с внедрением новых принципов в сфере управления, прогнозирования, реализации электрической энергии и мощности. Ключевыми на текущем этапе являются знания в следующих областях:
3. Учитывая растущую ценность знаний, усложняющиеся взаимоотношения между субъектами электроэнергетического сектора, развитие современных технологий, можно сделать вывод, что роль образования достаточно высока и имеет тенденцию к росту. По актуальности решения стоящих перед компанией задач образование занимает второе или третье место после мер по накоплению практического опыта и навыков работы в коллективе. В рамках мероприятий по развитию персонала предусматривается получение сотрудниками компании дополнительного образования и приобретение ими практического опыта и навыков работы в команде за счет массового вовлечения персонала в реализацию специальных проектов повышения эффективности деятельности электростанций, ориентированных на получение реального экономического результата на каждом конкретном производственном участке. |
Кудрявцева Анна Вадимовна – заместитель директора Департамента инновационной и научно-технической политики ОАО "Атомэнергопром" |
1. Атомная отрасль как в России, так и во всем мире после более 15 лет стагнации вступила в эпоху ренессанса, эпоху активного роста и развития. Что характеризует ренессанс в отечественной атомной отрасли? 2. Решение поставленных средне- и долгосрочных задач требует подготовки определенного количества кадров, обладающих квалификацией, соответствующей задачам ФЦП. Это неизбежно вызовет перемены в кадровой политике отрасли. С одной стороны, в атомной энергетике 15 лет не ставились серьезные масштабные задачи, что не могло не отразиться негативно на обеспечении отрасли как научно-техническим, так и управленческим персоналом. 3. Для решения этих проблем мы формируем единую отраслевую гармоничную систему подготовки и переподготовки персонала. Ее основу составят такие традиционные отраслевые образовательные и научные центры, как Национальный исследовательский ядерный университет, созданный недавно на базе МИФИ, система отраслевых институтов повышения квалификации, базовые кафедры и образовательные программы в отраслевых научных институтах. |
Чередниченко Родион Олегович – председатель правления Ассоциации рециклинга отходов |
2. Нашей отрасли необходимы экологи, хорошо знающие систему технологии всего процесса – от сбора до переработки отходов. Эти специалисты должны быть знакомы с разделами современного законодательства, которые касаются обращения с отходами, знать существующие ныне технологии переработки отходов, обладать практическим опытом, отслеживать постоянно изменяющуюся конъюнктуру рынка отходов и уметь экономически оценить целесообразность введения тех или иных норм на предприятии. Поэтому наша основная задача сегодня – воспитание таких кадров. 3. Очень важно дополнительное образование и повышение квалификации сотрудников в области экологии. При Департаменте природопользования есть курсы, где готовят инспекторов по охране окружающей среды – учат видеть всю систему, а не отдельные ее стороны. Повышение квалификации топ-менеджмента становится актуальным на этапе становления компании по переработке, а также в момент ее выхода на международный рынок. Но до этого российским компаниям еще очень далеко. У нас нет экологической доктрины и специальных экологических регламентов, посвященных перерабатывающей отрасли. Например, в Украине совсем недавно была принята экологическая доктрина на основе европейской, которая неплохо работает. И нам надо принять аналогичный документ, адаптированный к нашим условиям. |
Усков Андрей Валерьевич – начальник отдела обучения и развития персонала ОАО "ОГК-1" |
2. Для результативной работы в нынешних условиях необходимы стратегическое мышление, знания и умения в области построения и оптимизации бизнес-процессов, управления изменениями и затратами, антикризисного менеджмента, менеджмента инноваций. При подготовке руководителей компании мы ориентируемся на международную модель менеджерских компетенций, которая включает в себя блоки управления деятельностью, ресурсами, качеством, проектами, информацией и персоналом. 3. Руководство компании внимательно относится к развитию персонала. Инвестиции в человеческий капитал всегда являлись одним из приоритетных направлений развития компании. Обучение работников – это ключевой элемент развития персонала, который кроме развития компетенций имеет и мотивационный эффект, способствует формированию корпоративной культуры, активизирует раскрытие потенциала каждого работника. |
Толкачев Сергей Степанович – генеральный директор ООО "CONSUME-Electronic" |
2. Знания и навыки сотрудников оказывают большое влияние на антикризисную стратегию, т.к. их правильное использование имеет решающее значение для успешной деятельности нашего предприятия. Нашим сотрудникам в сложившихся условиях в первую очередь необходимы знания в области маркетинга, т.к. суть маркетинговой деятельности заключается в формировании реального спроса, в разработке конкретных программ действий нашего предприятия на конкретном рынке. Маркетинг можно рассматривать как важное условие и существенный резерв антикризисного менеджмента, основная цель которого – обеспечить устойчивое развитие организации. 3. Практикой установлено, что для поддержки знаний на уровне требований современности специалист и менеджер должны не менее 4-6 ч в неделю уделять изучению последних достижений в своей области, следить за опытом других российских фирм, а также зарубежных компаний. Можно даже сказать, что если в течение трех лет 70% работников предприятия не повысили свою квалификацию, то предприятие начинает терять прибыль. Поэтому на нашем предприятии большое внимание уделяется образованию сотрудников, поощряется их стремление повысить свою квалификацию, практическую и теоретическую подготовку. Работники, прошедшие курс подготовки, имеют преимущество в продвижении по службе, т.к. отдача от таких специалистов, как правило, в 3-4 раза больше, что очень важно в условиях кризиса. |
Кацай Александр Владимирович – генеральный директор центра "Атом-инновации" (ГК "Росатом") |
1. Центр "Атом-инновации" – это бизнес-инкубатор атомной отрасли, который формирует и запускает инновационные проекты в сфере энергетики, здравоохранения, экологии, товаров широкого потребления. Наша цель – создание новых технологий и техники, дающих существенный экономический эффект потребителям. 2. Сложная задача, которую мы решаем с помощью бизнес-образования, – подготовка руководителей проектов, т.к. проблемы возникают именно на этапе перехода от проектной работы, сбора материала и определения тематики нового направления к практическим действиям. Отраслевая специфика требует, чтобы руководители проектов глубоко владели и техническими, и управленческими знаниями. Мы успешно реализовали программу повышения квалификации сотрудников атомной отрасли, имеющих хорошую техническую подготовку и опыт управления рабочими группами. 3. Основными направлениями повышения квалификации мы выбрали маркетинг и управление проектами. Рост нашего бизнеса обусловил необходимость нормирования бизнес-процессов компании, создания системы менеджмента качества. Для внедрения СМК мы организовали специальное подразделение, которое проходило обучение и одновременно создавало систему качества, проводило ее сертификацию. |
Панфилов Антон Николаевич – генеральный директор группы компаний "Никита" |
1. Кризисная ситуация на рынке дополнительных услуг мобильной связи начала складываться задолго до осени 2008 г. Рынок, который в течение последних нескольких лет ежегодно рос на десятки процентов, стал стагнировать. Появившиеся на рынке в течение последних двух-трех лет новые технологии и бизнес-модели продажи контента не обладают стратегической целостностью и не могут придать долгосрочный положительный импульс рынку. Сегодня все участники рынка сходятся во мнении, что необходимо кардинальное обновление всех трех ключевых составляющих: продукта как такового, бизнес-моделей его продажи и используемых технологий. К сожалению, на текущий момент у экспертов рынка нет единодушной позиции ни по одному из трех вопросов. 2. В истории есть масса примеров того, как те или иные системы, оказавшиеся на краю пропасти, вдруг находили совершенно нетривиальные решения и воспаряли над бездной. Ситуация, сложившаяся сегодня на рынке мобильного контента, бросает как раз такой вызов. Сейчас многим компаниям – участникам рынка недостает двух стратегических компетенций, каждую из которых можно превратить в устойчивое конкурентное преимущество. Первая компетенция – это креативная составляющая как в предлагаемом продукте, так и в технологиях, которые используются для его предоставления. Вторая – это знание и умение применять современные системы менеджмента. В период стремительного роста рынка мало кто задумывался о внедрении стратегического, процессного, инвестиционного управления или автоматизации бизнес-процессов. Сейчас же, когда рынок становится высококонкурентным, когда выход из кризиса невозможен без технологического прорыва, понимание необходимости данных подходов равносильно шансу на выживание. 3. Без создания такого элемента потенциала, как стратегические компетенции, прежде всего в области менеджмента, невозможно отстроить эффективно функционирующую организацию, что, в свою очередь, является необходимым условием удовлетворения ожиданий клиентов и увеличения стоимости компании. |
Козлова Татьяна Владимировна – заместитель генерального директора – директор по персоналу Optima consulting |
1. Какой бы сложной ни была ситуация в экономике России и в нашей компании в частности, мы прекрасно осознаем, что главная ценность компании – это ее сотрудники. Поэтому основные усилия направляются на выработку индивидуального подхода к сотрудникам, организацию их обучения и развития. Наш бизнес (IT-консалтинг) возможен благодаря высокой компетентности сотрудников, их лояльности к компании и уважению клиентов компании. 2. В компании традиционно ведется повышение квалификации и сертификация сотрудников. Раньше мы также практиковали привлечение молодых специалистов, студентов и проводили своими силами массовые образовательные мероприятия. Однако сейчас набор студентов приостановлен. 3. На данный момент образование сотрудников занимает ключевую позицию. Как я упоминала ранее, в компании работают профессионалы, которые всегда готовы поделиться своими знаниями и опытом с коллегами. Так, в августе у нас прошел очередной проект внутреннего обучения. |
Беляев Михаил Владимирович – заместитель финансового директора ОАО Торговый дом "Копейка" |
1. Еще в начале 2008 г. наш сектор был ориентирован на активный рост. Мультипликаторы к EBITDA ведущих компаний сектора "20х и выше" стимулировали инвестиции. В этих условиях инвестиционное планирование и привлечение финансирования были ключевыми функциями финансовых служб. Кризис расставил свои приоритеты: контроль операционных расходов и минимизация рисков выдвинулись на первый план. При этом нужно отметить, что не только не снижаются, но и растут требования инвесторов к прозрачности бизнеса, приведению систем контроля, отчетности и планирования к международным стандартам. Судя по всему, аналогичные процессы происходят не только в ритейле, но и в других секторах. 2. Сегодня для нас основной приоритет – не работа "крупными мазками", а детальный анализ проблем и контроль качества данных, внедрение международных стандартов. В результате для нас ценен тот финансовый аналитик, который хорошо понимает учет, и тот "учетчик" (контроллер, специалист отдела финансовой отчетности), который понимает, какие цифры и для чего важны инвестору, менеджменту. Другой аспект – повышение уровня квалификации сотрудников в области информационных технологий. Уровень требований в этой сфере растет, но следует понимать, что нам нужен специалист с отличным знанием IT, а не "продвинутый пользователь Excel" без достаточной квалификации в области своей основной специализации. 3. Современная финансовая служба должна быть slim and fit ("жилистой и в форме"). Поэтому наша ключевая задача – повышать квалификацию сотрудников всеми мерами: направлять на курсы, поощрять самостоятельное обучение. Однако главное – ставить неординарные задачи, стимулирующие профессиональный рост. Тогда у сотрудника формируется потребность в повышении квалификации. |
Рощина Ирина Михайловна – генеральный директор ООО "Климат Технолоджи" |
1. К сожалению, в настоящее время государство практически ничего не делает для поддержания частных организаций. Конкурсы на госзаказы не отличаются прозрачностью, участие в них, как правило, не имеет смысла. Еще одна проблема – это все возрастающие цены на оборудование и расходные материалы: парадокс в том, что большая часть необходимого оборудования производится в нашей стране, но его стоимость на 30-40% выше, чем у импортных аналогов. 2. С каждым годом мы все больше ощущаем дефицит квалифицированных специалистов среднего звена и даже топ-менеджеров. Несмотря на то что существуют вузы, курсы повышения квалификации, проблема сохраняется, т.к. и на курсах, как правило, и в институтах, преподают теорию, а практических примеров, адаптированных под нынешнюю рыночную ситуацию, очень мало. А как правило, в бизнесе с теорией практически не сталкиваешься. 3. Сотрудникам моей компании и мне, как руководителю организации, необходимо постоянно быть в курсе новаций не только в нашей отрасли, но и в целом в сфере маркетинга, управленческих технологий, оптимизации бизнес-процессов, учиться быстро и грамотно принимать решения, в том числе и управленческие. В постоянно меняющихся условиях современной экономики повышение квалификации является ключевым моментом. |
Капустин Алексей Евгеньевич – генеральный директор ООО "ПК "Стройфаза"" |
1. Основной системообразующей проблемой строительной отрасли России является устаревшая нормативная база. К примеру, в нашей стране до сих пор отсутствуют СНиПы (строительные нормы и правила) по высотному строительству. Достаточно упомянуть тот факт, что возводимые в рамках проекта "Москва-Сити" небоскребы проектируются и строятся одновременно с разработкой единой системы высотной застройки. 2. Второй ахиллесовой пятой строительной отрасли России является существенное отставание в плане применения современных строительных технологий и материалов. 3. Квалифицированный персонал является ключевым фактором успешного развития любой компании и победы в жесткой конкурентной борьбе. Сегодня, в период экономической нестабильности, нередки примеры того, как руководители экономят время и финансы, не желая тратиться на обучение собственного персонала. |
Румянцев Александр Алексеевич – заместитель генерального директора ООО "ТеплоТехноСтрой" |
1. Многие предприятия строительной отрасли сейчас сталкиваются с рядом проблем. Во-первых, сложности возникают при работе с государственными заказчиками, особенно в сфере инноваций, хотя ранее нами был выполнен ряд государственных проектов. Например, жилищно-коммунальные хозяйства часто отказываются от использования новых, более прочных и эстетичных материалов из-за их стоимости, хотя она ненамного превышает стоимость привычных для них материалов. Также государственные проекты еще на стадии разработки не проходят должной экспертной оценки и попадают к заказчику "сырыми" – их приходится перерабатывать. Нередки случаи, когда государственные заказы, распределяемые на конкурсной основе, попадают к организациям, которые не способны их выполнить и нанимают субподрядчиков, что сказывается на производственном процессе, т.к. субподрядчикам зачастую приходится переделывать уже начатую работу неквалифицированных специалистов. Во многом из-за этого наше предприятие было вынуждено переориентироваться на частные заказы. Во-вторых, проблематичным сейчас стало получение кредита, поэтому у компаний возникают проблемы с уплатой налогов, выплатой заработной платы и закупкой материалов и оборудования; некоторым компаниям приходится закрываться. Замечу, что до кризиса хорошо работала система авансовых платежей с банками, сумма этих авансов была достаточной для первичных закупок необходимого оборудования и материалов. В-третьих, происходит необоснованный рост цен на расходные материалы, из-за которого увеличивается стоимость проектов, а следовательно, страдают клиенты. На мой взгляд, как в этом, так и в предыдущем случаях необходим жесткий контроль со стороны государства. Более жесткого регулирования требует и сфера выполнения заказчиком договорных обязательств. В-четвертых, на рынке труда все более усугубляется и без того плачевное положение в секторе реальных специалистов, инженеров, монтажников. За неквалифицированным персоналом необходим жесткий контроль, что требует постоянного личного внимания со стороны высшего руководства компании. 2. Даже вышеперечисленные факторы, не говоря о других, обусловливают перегрузку у топ-менеджеров – у них нет времени на дополнительное обучение, т.к. они постоянно заняты решением текущих и стратегических задач. Таким образом, возникает необходимость в гибкой системе получения новых знаний и актуальной информации для быстрого принятия решений. Необходимо развивать и совершенствовать систему курсов повышения квалификации, причем с обязательным ее подтверждением. 3. Конкретно для строительной отрасли актуальны образовательные программы в сфере отраслевых инноваций, управления проектами и внедрения новых технологий. |
Гаврилин Павел Андреевич – генеральный директор компании "Водные технологии "Атомэнергопрома"" |
1. Компания "Водные технологии "Атомэнергопрома"" создавалась как компания полного цикла для развития инновационных технологий в области очистки воды и решает задачи оснащения современными системами химводоочистки атомных энергоблоков, традиционной энергетики, модернизации систем водоснабжения и очистки коммунальных и промышленных стоков. Основные задачи, которые возникают у нас в связи с кризисом, – это такая организация работ, при которой, выполняя заказ, можно было бы уложиться в сроки, получить прибыль и при этом произвести продукцию качественно. 2. Экспертные знания в области новых водных технологий, проектирования, сборки, монтажа оборудования. Поскольку мы набирали в штат уже опытных профессионалов, то на данном этапе особых проблем с квалификацией персонала мы не испытываем. На этапе запуска основного производства пришлось поднимать квалификацию с помощью внедренной системы менеджмента качества, т.к. одной из целей нашей компании является достижение к 2012 г. качества продукции выше европейского уровня и по меньшей цене. Можно было бы освежить знания в области существующих инновационных технологий. Хотя имеющихся знаний наших специалистов вполне хватает для выполнения текущих проектов. Однако в случае запуска проектов по производству в России основных высокотехнологичных комплектующих для водоподготовки существующей квалификации не хватит, потребуются технологи и управленцы в области организации высокотехнологичного производства. 3. Поскольку компания изначально укомплектовывалась высококвалифицированным персоналом, то проблема дополнительного образования в нашей компании на данном этапе стоит не остро. Однако тут есть два момента. Во-первых, у нас используется система наставничества. Во-вторых, компании, поставляющие нам оборудование и услуги по водоподготовке, одновременно обучают наших сотрудников инновационным технологиям. И мы считаем это правильным, когда поставщик нижнего уровня обучает заказчика, т.е. поставщика верхнего уровня, инновационным технологиям. |
Смирнов Алексей Евгеньевич – финансовый директор компании "CARCADE Лизинг" |
1. В настоящее время лизинговый бизнес испытывает проблемы, характерные и для других отраслей экономики. Это падение клиентского спроса и рост просроченной дебиторской задолженности. 2. Ситуация, в которой мы находимся сегодня, является уникальной. Это время накопления опыта и получения новых знаний. И те сотрудники, которые достойно переживают нынешний кризис, становятся сильнее и закаленнее, их стоимость на рынке труда существенно возрастает. 3. Руководство "CARCADE Лизинг" всегда придавало особое значение вопросу образования своих сотрудников. Проведение регулярных стратегических семинаров для топ-менеджеров, организация обучающих курсов для руководителей среднего звена и тренингов для специалистов компании является одним из наиболее приоритетных направлений, в которое CARCADE готова инвестировать в любое время. |
ПЭС 9234/25.09.2009