О «кризисе» по существу
Анализируя нынешний кризис, авторы проводят аналогию между бизнесом и живым организмом, с его болезнями и лечением от этих болезней…
Борис Мошкович, Александр Стекачев
О "кризисе" по существу
"Экономические стратегии", №4-2009, стр. 60-65
Мошкович Борис Ефимович – директор ЗАО "АБМ Партнер". |
Введение
Вспомни, откуда ты пришел и куда ты идешь, и прежде всего подумай о том, почему ты создал беспорядок, в который сам попал.
Ричард Бах
Сегодня мир живет в режиме глобального экономического кризиса. Звучит много предсказаний о финансово-экономическом состоянии мира и отдельных стран. Не думаем, что стоит называть это прогнозами. Но все едины в следующем:
- развитие экономики носит циклический характер;
- это не первый и не последний кризис;
- нынешний кризис является мировым.
Каждый оказался вовлечен в кризис, мы все должны сделать серьезные выводы на будущее. Особенно это касается владельцев бизнеса, управляющих и инвесторов. Они ответственны не только за себя, но и за тех, кого наняли на работу или вовлекли в соинвестирование.
Если рассматривать бизнес как целостную систему, то можно выявить его общие предпосылки, влияние и тенденции.
Есть как минимум три фактора, обусловленные кризисом и имевшие неблагоприятные последствия для компаний:
1. Недостаточный объем самофинансирования и сложность получения заемных средств. Ситуация, в которой предбанкротное состояние компании носит чисто субъективный характер, – жизнь "в долг".
2. Снижение спроса, недостаточная гибкость системы формирования и потребления собственных финансовых мощностей.
В этом случае кризис компании носит субъективно-объективный характер.
3. Падение платежеспособного спроса населения и компаний-потребителей. Здесь ситуация приобретает объективный характер предбанкротного состояния компании.
Как видим, большая часть компаний попала в кризисную ситуацию по своей вине. Практика показывает, что многие из кризисных предприятий не задумывались о том, что капитал должен наращиваться в основном за счет заработанных средств, а не заемных.
Система ценностей
Спекуляции и коррупция
После кризиса 1998 г. российская экономика быстро впитала в себя самые "лучшие" черты спекулятивной составляющей западного рынка, при этом основополагающие ее отрасли так и остались неразвитыми. К тому же очень слабыми являлись исторически развитые в СССР тяжелая и легкая промышленность, сельское хозяйство. Основой российской экономики стали спекулятивные финансы – продажа долговых обязательств и акций в ожидании растущего рынка.
Высокие доходы сырьевиков вскружили голову всем. Спрос на акции рос со скоростью роста стоимости сырья.
Но как только стоимость сырья (см. рис. 1) увеличилась до максимума, предложение превысило спрос на сырье. Продажи сырьевиков начали стремительно падать. Платежеспособный спрос из-за финансового кризиса не смог обеспечить планы продаж сырьевиков. Доходы добывающих компаний начали резко сокращаться, спрос на их акции упал, т.к. исчезла возможность получения больших дивидендов. Случился резкий обвал стоимости таких акций. Акционеры потеряли свои вложения.
Активы, вложенные в акции сырьевиков, не могли просто раствориться. Доклад ФСБ подтверждает, что значительная часть доходов была вывезена, спрятана и отмыта за границей. Остальное исчезло в закромах владельцев крупного бизнеса, минуя бюджет страны. Малая часть доходов пополнила бюджет в виде налоговых отчислений и пошла на совершенствование предприятий и даже на новые инвестиционные проекты и в застойные отрасли экономики.
Та же ситуация сложилась с фьючерсами и опционами, т.е. долговыми обязательствами – из-за обвала цен на предмет сделки от них стали отказываться как покупатели сырья, так и продавцы.
Как показали последние события, торговля долговыми обязательствами – "фантиками", "обещаниями" и "вечным раем" не приносит реальной экономике ровным счетом ничего, кроме роста долгов и обязательств одних перед другими. Последние в этой схеме только потребляют и распределяют обязанности, однако если происходит какой-то сбой "в поставке", то вся система таких "ценностей" падает.
Россия после "перестройки" и перехода к развивающейся рыночной экономике восприняла не самое лучшее в ведении дела.
Национальные валюты
Национальная валюта, которая не обеспечивает 100% выпускаемого внутреннего продукта, создает инфляцию в масштабах страны, а если представить, что такая валюта имеет глобальный характер, то итог будет один – глобальная инфляция по всему миру. Деньги – это универсальный продукт, который имеет ценность, и его можно обменять на любой другой соизмеримый по ценности, необходимый продукт.
После осени 2008 г. имел место ряд реформ, которые нельзя не заметить:
1. Антикоррупционные меры: по материалам доклада № ВК-15146 от 20 апреля 2009 г., с 1991 г. теневой группой "семьи" Б.Н. Ельцина за границу было вывезено ценностей (золото, алмазы, нефть, сталь и пр.) на сумму, во много раз превышающую бюджет России.
2. По всей стране создаются "технопарки" – территориальные объединения научно-производственных предприятий, возможно, появится шанс возрождения и создания здоровой системы ценностей при условии исполнения антикоррупционных мер.
3. РФ близка к формированию собственной резервной валютной системы.
Однако если Россия старается возродить систему формирования, распределения и потребления ценностей, то США, Великобритания всеми возможными силами пытаются удержать свои позиции "мирового печатного станка", а по сути – глобального мошенника. В доказательство этого рассмотрим процесс формирования стоимости денег и схему мошенничества.
Объект А создает средства труда и обращения и производит для своего потребления какую-либо ценность. Произведенная ценность имеет денежную оценку, равную ее полезности. При этом если абсолютные затраты на создание данной ценности меньше ее полезности (ценности), то такая ценность рентабельна – денежная оценка в абсолютных величинах падает при условии постоянства денежной массы, т.е. деньги дорожают. Так формируется стоимость денег: она либо падает, либо повышается.
Объект Б объявляет себя гарантом всех валют, создает резервные системы своих валют в других объектах в том числе Объекте А, печатает денежные знаки и закупает произведенные ценности на напечатанные денежные единицы, приобретая стоимость своей валюты за счет роста стоимости зарезервированных денежных единиц в других экономиках. Другими словами, часть денежной массы Объекта А (неизменная масса денег) замещается частью денежной массы Объекта Б (растущая масса денег). Тем самым Объект А за счет своих средств создает ценность под обеспечение инородной валюты Объекта Б. Поистине гениально!
Синтез ликвидности
Фантомные ценности (ничем не подкрепленные акции, денежные знаки, фьючерсные деривативы), которые в последнее время вошли в моду, дают возможность на короткий срок потреблять реальный продукт, но при этом подразумевают возврат реальной ценности в оборот в будущем, и чем быстрее, тем лучше, иначе можно столкнуться с кризисом ликвидности.
Кризис ликвидности – это потеря платежеспособных свойств компании (субъекта финансово-экономических отношений) из-за неспособности бесперебойно оплачивать в срок свои обязательства и предъявляемые к ней законные денежные требования в полном объеме, а такие условия могут выполняться лишь при условии наращивания капитала за счет реальных ценностей.
В случае недостатка средств по требованиям сегодня производят эмиссию ценных бумаг – другими словами, откладывают обязательства на будущее. Изначально эмиссия ценных бумаг подразумевала некую расписку по обязательствам перед ее держателем. При создании компания наделяется средствами производства и труда и взамен обязуется "делиться" с учредителями своим финансовым результатом, который преобразовался за счет средств учредителей. Компания выдает им расписку, номинал которой равен стоимости внесенных средств, в подтверждение их права собственности на средства, которые они внесли. Однако финансовый результат имеет как положительный, так и отрицательный знак в зависимости от его значения, учредители либо "тратят" внесенный ими капитал, либо "зарабатывают", причем главным условием является расчет в настоящий момент с учетом прошедшего периода. Это то, как должно быть.
Война времен
Сегодняшний рынок поделен и перенасыщен, легкие сверхприбыли здесь редкость, и доступны они только талантливым людям. Поэтому человечество пошло дальше, особо изобретательные умы научились зарабатывать на будущем.
Такие раскрученные "изобретения", как фьючерсы, финансовый рычаг, переоценка бизнеса, где большая часть стоимости оценивается с использованием доходного подхода (доходы от деятельности в плановом периоде считаются признанными в настоящем), последующая эмиссия ценных бумаг, манят быстрым обогащением и вводят в транс, как удав кролика. Очень часто обещания, прогнозы, рейтинги не имеют реальной стоимостной оценки и ничем, кроме "слова", не подкреплены.
Так финансовый рычаг позволяет полностью присвоить доход от актива, который частично оплачен. Он позволяет вести бизнес, который в случае недостатка заемных средств "схлопывается" автоматически. Это дает эффект домино, т.к. даже при небольшом недостатке средств приводит к несостоятельности большого количества участников бизнеса.
По мнению доктора экономических наук Г.Х. Попова, "современной экономической жизнью руководит не рынок и не Госплан, а целые корпорации спекулянтов, которые и создали этот искусственный мир". Все это лишь производные существующей системы и даже не системы, а скорее набора убеждений, которые один раз были привиты и далее передаются "с молоком матери".
Основной целью деловой жизни стало накопление огромных капиталов в узком кругу лиц, которые не всегда понимают, для чего нужны все эти средства. Статьи расхода придумываются "на ходу".
Истоки кризисов
Много тысячелетий назад человечество для удобства обмена ценностями придумало эквивалент полезности – деньги, которые обеспечили свободу передвижения человека.
Но, как и любое другое изобретение, деньги могут использоваться не только во благо. "Избранные" поняли, как управлять желаниями мира. Появилась возможность покупать желания и удовлетворять потребности за счет накопленного капитала. Возник "фонд накопления" – единственная навязанная и общепринятая форма "денег" – золото! На этом этапе первоначальный смысл денег перестал существовать. Золото – слишком редкий металл, чтобы его хватило всем (впрочем, так же как и платина, и драгоценные камни). Объявив золото ценностью с высокой стоимостью, тот, кому это было выгодно, запустил механизм всемирных кризисов. Теперь человечество все меньше созидает и все больше накапливает. Все хотят денег, потому что на них можно купить мечту, если есть много денег, не нужно больше ничего делать. При этом все стереотипы справедливости и равенства стираются в погоне за мечтой.
Рецепт выхода из кризиса один: нужно создавать ценности. Человеку нужны материализованные ценности, удовлетворяющие его желания, а не бумага или кусок металла. С этим трудно спорить, т.к. бумага и кусок металла накапливаются с целью покупки продукта, работы, услуги. Когда человечество поймет, что нужно создавать материальные ценности и развиваться, тогда и появится система, при которой кризисы будут не столь системные и разрушительные. Практически невозможно уничтожить объекты накопления как категорию обогащения в сознании людей. Оценка реальной стоимости золота, акций, сырья равноценна отмене власти, которую обладающие ею люди защищают любыми доступными им способами. Поэтому в нынешней ситуации лучший вариант, при котором кризис не столь разрушителен для компании, – это ее готовность и надежная защита.
Лекарство от кризиса
Важно не то, проигрываем ли мы в игре, важно, как мы проигрываем и как мы благодаря этому изменимся, что нового вынесем для себя, как сможем применить это в других играх. Странным образом поражение оборачивается победой. Ричард Бах
Основные этапы "самолечения"
Этап первый – "кризис пришел". Сокращаются продажи, нет доступных займов, непрерывный рост задолженности и процентов по ней. Стараясь сохранить неизменным свой личный доход от ведения такого "бизнеса", его владельцы начинают сокращать издержки везде, где это возможно.
Экономия на сырье, материалах и технологии, и как следствие – серьезное падение качества продукции, которое провоцирует сокращение спроса, увеличение расходов на обслуживание, рост потерь на брак.
Тотальное сокращение производства и основного производственного персонала из-за неспособности или непонимания необходимости поиска новых рынков сбыта, диверсификации производства привело к сокращению объемов производства. Результат – снижение доходов и маржи, рост удельного веса постоянных расходов в структуре выручки. В глобальном масштабе – еще более высокая безработица и сокращение спроса.
Далее все просто: большие кредиты и долги приводят к продаже или ликвидации бизнеса, многие компании были просто национализированы.
Этап второй – "пора отступать". Те, кто все-таки дошел до второго этапа, после осознания ошибок и масштабов последствий приняли решение о реструктуризации. Но реструктуризация реструктуризации рознь.
Очень часто проводят реструктуризацию для увеличения стоимости бизнеса и тем самым повышают стоимость своих необеспеченных активов, чтобы рассчитаться с долгами и продать то, что останется от бизнеса.
Мы не предлагаем лекарство от кризиса, его просто не существует, как и лекарства от жадности. Мы прикладываем все усилия, чтобы сделать Ваш бизнес максимально устойчивым и минимально восприимчивым к кризису. Это позволит сохранить то, что осталось, и свести к нулю тренды падения стоимости вложенного капитала. Таким образом, удается выполнить два условия, которые являются важнейшими в период кризиса:
1. Оставаться на плаву в течение всего срока оздоровления экономической ситуации.
2. Сохранить бизнес как оптимизированную и рациональную структуру, которая приносит реальный и стабильный доход своим участникам.
Прежде всего нужно четко осознать, в какой ситуации находитесь Вы, Ваши кредиторы, Ваши дебиторы, Ваши потребители, Ваши поставщики и подрядчики. Необходимо выявить слабые стороны бизнеса, определить, откуда исходит или может исходить угроза устойчивости, наметить цель, даже если это цель промежуточная. Главное условие – Вы должны выстроить свой бизнес как можно проще, простота и легкость в управлении должна приносить максимум "удовольствия", ведь максимальный эффект не всегда сопрягается со сложной структурой.
Рассмотрим конкретные риски, которые негативно влияют на деятельность предприятия и которые стоит учитывать в своей деятельности.
1. Группа рисков, связанных с операционной деятельностью:
- риск повышения затрат на сырье и материалы;
- риск сбоя поставок;
- риск снижения объема продаж;
- риск снижения оборотных средств;
- риск потери активов;
- риск необоснованных затрат.
2. Группа рисков, связанных с финансовой деятельностью:
- риск снижения выручки;
- риск роста затрат;
- риск потери привлеченного капитала;
- риск потери ликвидности и кредитоспособности;
- риск роста налогового бремени;
- риск потери собственного капитала.
3. Группа рисков, связанных с инвестиционной деятельностью:
- риск утраты инвестированного капитала;
- риск оттока инвестиций.
Модель бизнеса в большинстве случаев представляется в следующем виде.
Правило первое: инвестиции – это лишь инструмент для развития, а не средство к существованию. Основой инвестиций должна служить чистая прибыль, т.к. иначе нет смысла "развивать" несамодостаточное или в худшем случае убыточное предприятие. Нужно развивать и оптимизировать то, что есть, ради чего, собственно, и создавалось предприятие. Логика проста: если проблема заключается в неспособности выручки обеспечить на 100% все издержки, то стоит пересмотреть всю операционную деятельность – состав и структуру средств, ее обеспечивающих.
Правило второе: операционная деятельность – генератор финансовой мощности предприятия.
При решении проблемы операционной деятельности часто используют совокупность следующих методов:
1. Шаг первый. Снижение себестоимости за счет оптимизации технологии производства, но никак не буквальное сокращение статей себестоимости. Увеличение оборачиваемости средств может привести к значительному увеличению выручки. Оптимизация структуры запасов. Выбор более стабильных поставщиков. Оптимизация и экономическая обоснованность подрядных работ. Оптимизация структуры активов и источников их формирования, сброс заемных источников формирования активов. Оптимизация технологии производства и разработка соответствующей собственной технологической линии "как есть".
2. Шаг второй. Сокращение маржи, закладываемой в продукт. Каждый продукт должен обладать полезностью и соизмеримой ценностью. Закон рынка прост и справедлив: если продукт полезен и соизмерим с ценностью, за которую он выставляется, его покупают в большей или меньшей степени в зависимости от его оценки; это особенно актуально сейчас. За счет выравнивания цены можно достичь значительных результатов в смысле увеличения объемов продаж и как следствие выручки. Единственное, о чем нужно помнить: эффекта от этих действий придется ждать не один день. Но этот эффект весьма действенен особенно в отношении постоянных затрат.
3. Шаг третий. Поиск оптимальных путей сбыта, расширение рынков сбыта. Постоянный мониторинг рынка. Нужно всегда иметь возможные альтернативы тому, что существует на данный момент. Продажи. Разнообразие вариантов и их оптимальное сочетание. Всегда оценивайте эффективность рынков сбыта. Заблаговременно закрывайте неэффективные. Оценивайте конкурентов, их шаги и действия. Оценивайте себя на соответствие рынку и соизмеряйте свои возможности. Следует проводить внутренний и внешний аудит деятельности по всем ее направлениям.
Правило третье: финансовая деятельность – оптимальная система формирования и использования собственных и заемных средств. Важно грамотно расходовать и вкладывать полученный доход для возведения более устойчивого фундамента и защиты своего состояния. Это наилучший вариант в условиях кризиса.
Заключение
По сути, любой бизнес – это живой организм. Он так же болеет, если подвержен влиянию факторов, которые мешают его жизнедеятельности. А лекарством для него является либо устранение, либо полная изоляция такого фактора. Накопление капитала для Вас не должно стать основным приоритетом и условием ведения здорового бизнеса (капитал – категория относительная и весьма неустойчивая, как показал кризис). Бизнес должен приносить удовольствие, а создаваемая ценность – пользоваться спросом. Необходимо постоянно развивать и совершенствовать результат Вашей основной деятельности, показывать целевому потребителю его полезность и ценность, внедрять эту ценность в общество. Не стойте на месте, движение – жизнь. Развивайте и постоянно совершенствуйте Ваш продукт.
Если бы хоть раз мы отнеслись к деньгам как к раскрашенной бумаге, а не как к богатству и единственному средству получения желаемой ценности, все было бы иначе.
И кажется, что кто-то другой виноват,
Ну, если ты такой умный, отчего не богат?
Ты хочешь все больше, а жизнь льет мимо.
Ты просто забыл, как быть счастливым…
Lumen
ПЭС 9179/20.07.2009