Нет памятников — нет России: проблемы оценки объектов культурного наследия
Президент Фонда поддержки законодательных инициатив подробно излагает суть различных подходов к оценке упомянутых в заглавии объектов.
Григорий Томчин
Нет памятников – нет России: проблемы оценки объектов культурного наследия
"Экономические стратегии", №02-2009, стр. 176-177
|
Томчин Григорий Алексеевич – президент Фонда поддержки законодательных инициатив. |
Вот уже полтора года, как отменен мораторий на приватизацию объектов культурного наследия, однако очередь из желающих приватизировать или взять в аренду памятник (чего некоторые опасались) почему-то не выстраивается. Причина проста: несовершенство законодательства – нет ни механизмов обеспечения сохранности объектов культурного наследия при заключении различных сделок, ни системы мер по материальной компенсации добросовестным собственникам, ни стандартов оценки памятников истории и культуры, ни многого другого. В результате памятники продолжают разрушаться, покупаться и бессистемно перестраиваться. По экспертным оценкам, сегодня в России осталось около 90 тыс. ранее известных объектов культурного наследия, а кроме того – более 140 тыс. вновь выявленных. Из них в хорошем или удовлетворительном состоянии находится лишь 20-30%, и 50% – в аварийном. Расходы на сохранение и государственную охрану одного объекта культурного наследия оцениваются в среднем в 400 млрд руб. в год. Цифры примерные, поскольку, как уже было сказано, методических подходов к оценке объектов культурного наследия и к определению различных типов стоимости этих объектов в действующем законодательстве нет. Как говорится, культурно-историческое наследие России бесценно, поэтому до сих пор не оценено и может быть утрачено безвозвратно.
На самом деле один из главных врагов памятников – большие деньги. В условиях финансово-экономического кризиса у нас есть небольшая передышка, чтобы создать взаимосвязанную систему норм по охране культурного наследия, ужесточающую требования к владельцам памятников независимо от того, кто выступает в этой роли – государство, бизнес или общественная организация. Находящийся сегодня на рассмотрении в Государственной думе законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия, а также иные законодательные акты"" отличается комплексностью предлагаемых мер. Мы попытались выстроить систему охраны объектов культурного наследия, обязательной частью которой должны стать и поправки, касающиеся оценочной деятельности: они устанавливают принципы разработки Федеральных стандартов оценки объектов культурного наследия, требования к указанным стандартам, принципы определения рыночной стоимости памятников, применяемые в зависимости от ситуации.
Прежде чем перейти к описанию основных типов стоимости этих объектов, остановимся на трех основных факторах, характеризующих объекты оценки.
Во-первых, все объекты культурного наследия (будь то полуразрушенная подмосковная усадьба или здание начала XX в., построенное по эскизам известного архитектора) являются материальными объектами недвижимого имущества.
Во-вторых, памятники – это историческое и культурное наследие России, их значимость и полезность обусловлены не столько экономическими критериями, сколько историко-культурным или историко-архитектурным, художественным или научным значением для истории и культуры России. Например, если в дворянской усадьбе XIX в. какое-то время жил Гоголь, эта усадьба является гораздо более ценным объектом охраны, чем обычная усадьба, образец московской архитектуры конца позапрошлого столетия, даже если она принадлежала дальним родственникам Толстого.
В-третьих, возникает проблема гипотетической бесценности памятника. Утрата объекта культурного наследия будет невосполнимой потерей для России, но эту "невосполнимость" тоже придется оценить. В законопроекте, сегодня обсуждаемом в Государственной думе, предусмотрено сразу несколько типов стоимости объектов культурного наследия – для всех случаев, которые могут возникнуть при введении памятников в гражданский оборот.
Нормативную цену объекта культурного наследия при приватизации целесообразно определять исходя из балансовой стоимости объекта с учетом затрат на реализацию требований по его сохранению. В данном случае имеется в виду не только реставрация и доведение памятника до того состояния, в котором его хочет видеть общество, но и сохранение без изменений его характеристик и особенностей, составляющих предмет его охраны. Например, при продаже Елисеевского магазина очевидными требованиями к его будущим владельцам должны быть сохранение функциональных характеристик здания, т.е. магазин останется магазином, и в него будет обеспечен доступ всем желающим.
Одно из новшеств внесенного законопроекта – обязательное страхование. Собственник или обладатель вещного права на объект культурного наследия должен за свой счет застраховать риск гибели или повреждения объекта культурного наследия. Для этого устанавливается страховая стоимость каждого объекта, которая может быть определена как полная стоимость воспроизводства памятника, учитывающая его историко-культурную ценность и затраты на реализацию требований в отношении объекта культурного наследия.
В случае ненадлежащего исполнения установленных требований владелец или обладатель вещных прав на объект культурного наследия выплачивает неустойку. Размер неустойки должен устанавливаться также на основании полной стоимости воспроизводства объекта культурного наследия с учетом затрат на выполнение требований в отношении объекта культурного наследия.
Ликвидационную стоимость объекта целесообразно рассчитывать исходя из его остаточной балансовой стоимости. При определении цены будут учтены как затраты на выполнение мероприятий по реализации требований в отношении объекта культурного наследия, так и убыток от невыполнения или ненадлежащего исполнения требований по охране памятника.
Законопроект предполагает создание системы строгого государственного учета объектов культурного наследия, в рамках которой будут объединены сведения об объекте, включаемые в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, а также сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Все сведения по требованиям к охране памятника включаются в паспорт объекта культурного наследия. Такой паспорт должен появиться у каждого памятника.
Законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия", а также иные законодательные акты" в ближайшее время будет обсуждаться депутатами Государственной думы в первом чтении. Уверен, что усовершенствованный механизм охраны объектов культурного наследия России будет одобрен нижней палатой парламента. Однако впереди еще очень много работы. Кроме создания Единого государственного реестра памятников, оформления паспортов на все объекты культурного и исторического наследия необходимо продолжить работу по созданию системы оценки объектов культурного наследия. Сегодня все острее встает вопрос о разработке стандартов оценки объектов культурного наследия, которые жизненно необходимы для совершения любых сделок с памятниками. За разработку стандартов должно взяться профессиональное сообщество оценщиков. Только совместные действия, нацеленные на организацию комплексной системы мер по охране культурного и исторического наследия России, способны спасти его для наших потомков.
ПЭС 9076/25.03.2009