Прогноз циклической динамики конъюнктуры — основа разработки экономической стратегии

Номер 2. Неоцененные активы

Рецензия на учебное пособие Виленина Клинова «Экономическая конъюнктура: факторы и механизмы формирования».

Юрий Яковец
Прогноз цикличной динамики конъюнктуры – основа разработки экономической стратегии

"Экономические стратегии", №02-2009, стр. 178-179

     

Яковец Юрий Владимирович – президент Международного института Питирима Сорокина – Николая Кондратьева, д.э.н., профессор, академик РАЕН.

Клинов В.Г. Экономическая конъюнктура. Факторы и механизмы формирования. М., Экономика, 2005. – 280 с.

Выработка перспективной экономической стратегии должна опираться на долгосрочный прогноз динамики конъюнктуры внутреннего и мирового рынков. Теория конъюнктуры, учение об ее длинноволновых колебаниях и методология прогнозирования разработаны Н.Д. Кондратьевым (1892-1938).

Принятие стратегических решений в области экономики следует начинать с изучения рынка – этот первый постулат концепции маркетинга понимали уже в начале XX в. Тогда по заказу крупных предпринимательских объединений (картелей, синдикатов, трестов) прогнозирование экономической конъюнктуры осуществлялось с помощью так называемых экономических барометров.

Наибольшую известность получила модель (барометр), которую разработал профессор Гарвардского университета Уоррен Персонс (1878-1937). Гарвардский барометр основывался на последовательности изменений в трех областях, характеризующих состояние рынка:

  • цены на капитал (индекс курса акций на Нью-Йоркской фондовой бирже);
  • деловая активность (объем операций крупных коммерческих банков в США);
  • цены на деньги (учетный процент по краткосрочным векселям).

В 1920 г. в Москве Николаем Дмитриевичем Кондратьевым был создан первый в России и в Европе институт по исследованию народно-хозяйственных конъюнктур (Конъюнктурный институт).

В этом институте анализ и прогнозирование экономической конъюнктуры стали основываться на отслеживании динамики всей совокупности процессов воспроизводства на макроэкономическом уровне (производства, распределения, обмена и потребления), а не только на наблюдении за процессами в одной рыночной стадии экономических процессов.

По Кондратьеву, состояние экономической конъюнктуры "обнаруживается благодаря рынку" (1). Вместе с тем он настаивал, что исследование конъюнктуры должно включать все элементы "экономической действительности, которые являются объектом экономической науки" (2).

К необходимости отслеживания динамики всего воспроизводственного процесса, а не только рыночной стадии, исследователи в США и странах Западной Европы пришли лишь в 1930-х гг., наученные горьким опытом Великой депрессии, поскольку их барометры не послали своевременно упреждающего сигнала о резком ухудшении экономической конъюнктуры. Именно к этому времени относится начало работ в США и Великобритании по разработке концепции национальных счетов и основы счетов – валового национального продукта, измеряемого на стадиях производства, распределения и конечного потребления.

Н.Д. Кондратьев обосновал необходимость исследования длительных тенденций развития конъюнктуры. Его вклад в теоретическую и статистическую разработку представлений о больших циклах в динамике экономической конъюнктуры, или длинных волн, в развитии мирового хозяйства получил признание во всем мире, а сами полувековые циклы (волны) стали именоваться Кондратьевскими.

Школа Кондратьева опередила западную экономическую мысль в исследовании длительных тенденций развития экономической конъюнктуры для решения стратегических задач. В США лишь с середины 1950-х гг. начался интенсивный процесс формирования на крупных предприятиях (концернах) собственных конъюнктурных служб для информационного обеспечения процесса создания и продвижения на рынках новых товаров (3).

Веление современной концепции маркетинга – создавать продукцию, отвечающую требованиям рынка. Для этого необходимо прогнозировать развитие конъюнктуры на длительную перспективу, соответствующую длительности пути от начала научных исследований до осуществления нововведений и их эксплуатации (диффузии) в широких масштабах.

Требованием исследования длительных тенденций развития рынка современная концепция маркетинга отличается от первоначальной, которая ограничивалась задачей использования знаний о текущем состоянии и короткой перспективе развития рынка для обслуживания текущей коммерческой деятельности. Успех выступления на рынке в узких временных рамках определяется тем, чтобы продавать свою продукцию дороже и в как можно больших количествах, а покупать ресурсы для производства дешевле.

Во второй половине 1970-х гг. возродился интерес к концепции больших циклов (длинных волн) в развитии мирового хозяйства в тесной связи с исследованием закономерностей научно-технического прогресса. Значительных успехов в этом направлении достигли Герхард Менш (ФРГ), Кристофер Фримен (Великобритания), Яап Ван Дейн и Альфред Клайнкнехт (Нидерланды), а также ряд отечественных ученых (4).

Предположение о связи механизма формирования больших циклов с ритмом научно-технического прогресса Н.Д. Кондратьев высказал в 1922 г. (5). В числе подмеченных им тогда "эмпирических правильностей" он называл глубокие изменения в технике производства (промышленные революции) в начале каждого полувекового цикла в развитии мирового хозяйства начиная с конца XVIII в.

Процессы формирования новых систем техники идут неравномерно, по наблюдениям Кондратьева, и "наиболее интенсивно выражены перед началом повышательных волн больших циклов или в начале их" (6). Новейшие исследования в области статистики крупных изобретений и нововведений полностью подтверждают названные "правильности" Кондратьева (7).

В этом контексте следует приветствовать выпущенное издательством "Экономика" в 2005 г. учебное пособие профессора МГИМО – Университета, доктора экономических наук Виленина Георгиевича Клинова "Экономическая конъюнктура. Факторы и механизмы формирования". Данная работа базируется на научном наследии Н.Д. Кондратьева, на новейших достижениях в области теории и практики анализа и прогнозирования воспроизводственных процессов. Тем самым признанное в мире наследие крупнейшего российского экономиста XX в. Н.Д. Кондратьева становится достоянием нового поколения специалистов.

Учебное пособие открывается введением, где, в частности, дается краткий очерк истории развития исследований экономической конъюнктуры. Работа разделена на две части.

В первой части (главы 1, 2 и 3) последовательно рассматриваются:

  • экономическая конъюнктура как объект исследования (глава 1), включая понятие объекта, а также цели и задачи его анализа и прогнозирования;
  • факторы и условия формирования конъюнктуры (глава 2). Здесь впервые базовая система классификации факторов соответствует структуре воспроизводственного процесса;
  • закономерности образования и динамики цен (глава 3), где особого внимания заслуживает трактовка закономерностей изменения цен в длительной перспективе под влиянием научно-технического прогресса, а также вопросы регулирования цен хозяйствующими субъектами и государственными институтами.

Во второй части (главы 4, 5 и 6) рассматриваются:

  • циклы в развитии конъюнктуры (глава 4). Циклы трактуются как отражение естественных ритмов, диктуемых обычаями и правовыми нормами, а также логикой динамики основного капитала, обновления парка машин и оборудования, наряду с сооружениями, в которых материализуются достижения науки и техники;
  • большие циклы конъюнктуры мирового хозяйства (глава 5). Этот раздел обобщает достижения в области исследования длительных тенденций развития мировой экономики и закономерностей научно-технического прогресса. Он также включает в себя оценку перспектив развития мирового хозяйства в первой четверти XXI в.;
  • организационные и методические основы исследования экономической конъюнктуры (глава 6). В этом разделе дается характеристика планирования исследований и основных этапов их реализации.

Каждая глава завершается контрольными вопросами. В заключении экономическая конъюнктура представлена как отрасль экономических знаний, характеризуется ее роль в системе экономических наук. В приложении излагается методика работы над обзором общехозяйственной конъюнктуры развитой страны. Учебное пособие содержит также список рекомендованной литературы по данной дисциплине. Следует отметить, что курс "Экономическая конъюнктура" имеет целью развить у студентов навыки самостоятельного анализа состояния и тенденций развития экономической конъюнктуры на базе накопления, систематизации и обработки статистической информации. Этим курс выгодно отличается от ныне читаемых курсов экономической теории, где аналитические навыки у студентов пытаются развить с помощью решения задач и схем формального характера, а не конкретных ситуаций, находящих отражение в системе статистических показателей.

Настоящий профессионал должен уметь формировать представление о внешних условиях, влияющих на результаты деятельности хозяйствующих субъектов, на основе статистической информации. Известно, что публикуемые оценки экспертов всегда грешат односторонностью в зависимости от того, на кого они работают: на продавцов или покупателей, на правительство или на оппозиционные институты. Поэтому без тщательной и целенаправленной работы со статистической информацией, без опоры на знание закономерностей цикличной динамики экономики в стране и мире нельзя обеспечить принятие адекватных управленческих решений на уровне предприятий. Анализ и прогнозирование тенденций развития экономической конъюнктуры необходимы, чтобы вырабатывать и корректировать стратегию экономического развития на уровне Правительства.

Представляется, что изучение курса экономической конъюнктуры с использованием наследия Н.Д. Кондратьева следует рекомендовать не только студентам, специализирующимся в области мировой экономики. Навыки исследования экономической конъюнктуры необходимы всем, кто по роду своей деятельности призван анализировать и прогнозировать макроэкономические процессы и принимать решения стратегического и тактического характера на всех уровнях управления хозяйственной деятельностью и внешнеэкономическими связями.

Следовало бы рекомендовать Министерству образования и науки РФ включить "Экономическую конъюнктуру" в качестве учебной дисциплины в так называемый федеральный компонент учебных программ в области экономики. Недостаток знаний в области рыночных механизмов регулирования экономики отрицательно сказывается на формулировании целей и задач в области экономической и научно-технической политики, на качестве управления предприятиями, равно как и на формировании общественного мнения, относительно того, каким должен быть курс экономического развития России.

ПЭС 8180/30.06.2008

Примечания
1. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные произведения. М.: Экономика, 2002, с. 30.
2. Там же, с. 33.
3. International Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y., The McMillan and Free Press, 1968, v. 9, p. 575.
4. Яковец Ю.В. Закономерности научно-технического прогресса и их планомерное использование. М.: Экономика, 1984; Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993.
5. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные произведения. М.: Экономика, 2002, с. 383.
6. Там же, с. 371.
7. Клинов В.Г. Большие циклы конъюнктуры мирового хозяйства. М.: ВНИИПИ, 1992, с. 65, 182.

Следить за новостями ИНЭС: