«Ноу-хау» российского туризма
В мае 2008 года Федеральным агентством по туризму РФ был представлен проект «Стратегии развития туризма в России до 2015 года». Предложенные инициативы и перспективы развития рынка туристических услуг в России в контексте масштабного реформирования комментирует президент Российского союза туриндустрии Сергей Павлович Шпилько.
Сергей Шпилько
"Ноу-хау" российского туризма
"Экономические стратегии", №05-06-2008, стр. 174-175
В мае 2008 г. Федеральным агентством по туризму РФ был представлен проект "Стратегии развития туризма в России до 2015 г.". Предложенные инициативы и перспективы развития рынка туристических услуг в России в контексте масштабного реформирования комментирует президент Российского союза туриндустрии Сергей Павлович Шпилько. |
Из предшествующей концепции развития туризма в России в новой "Стратегии" заимствованы многие положения, ссылки на межрегиональные и отраслевые федеральные целевые программы, а также вполне конкретные меры по усилению административного ресурса федерального органа исполнительной власти в сфере туризма. Например, "наделение федерального органа исполнительной власти в сфере туризма полномочиями по ведению учета туристских организаций, имеющих право оформлять подтверждение о приеме иностранных туристов в Российской Федерации".
Во всем мире всемерно стимулируется расширение числа компаний, занимающихся въездным туризмом. В России их – раз-два и обчелся. И при этом, оказывается, мало войти в федеральный реестр, обеспечив такие же финансовые гарантии, как и для выездного туризма. Или мало просто построить гостиницу. А надо еще получить специальное разрешение для работы на прием, причем не в Министерстве иностранных дел или Федеральной миграционной службе, а в туристическом "министерстве". Вот это уж точно наше "ноу-хау". А разве нельзя в обратном порядке? Будет виновна фирма или гостиница в нарушении миграционного законодательства – будет отвечать.
К сожалению, в предложенном проекте нет внятных ответов на вопросы о том, как решить основные проблемы въездного и внутреннего туризма. Что необходимо сделать, чтобы стремительно растущие частные российские инвестиции в рекреационную недвижимость за рубежом (Чехия, Турция, Черногория, Хорватия, Испания, Греция и т.д.) столь же успешно привлекались для развития отечественной индустрии гостеприимства? Почему опережающими темпами растет так называемый частный сектор средств размещения – малые гостиницы, гостевые дома и т.д., а более крупные инвесторы предпочитают покупку объектов на вторичном рынке и их реконструкцию?
В справке к "Стратегии" справедливо говорится о нехватке инвестиционных площадок. (Это в стране-то с такой территорией?!) Однако не говорится о том, как решить эту проблему. Как сделать инвестиционный климат в России действительно благоприятным для строительства отелей туристического класса? Как избавиться от административных барьеров и поборов? За счет туристско-рекреационных особых зон, где уровень преференций резидентам ниже, чем обычным гостиничным инвесторам в странах, реально делающих ставку на туризм? Ясно, что упрощением или упорядочением налогообложения малых гостиниц эти проблемы не решить. И уж если говорить об упрощении налогов для малых гостиниц, почему бы просто эффективней не применять действующий в этой сфере налог на вмененный доход, как это делается в целом ряде регионов страны? Конечно, необходимо упростить систему налогообложения небольших отелей, при этом не менее актуальным было бы освободить от НДС въездной туризм, который, по сути, является экспортом услуг.
Интересна инициатива развития туризма в Арктике. Поездки на Северный полюс и в другие арктические районы – своеобразная фишка экзотического ассортимента нашей страны. Но местом массового спроса это направление вряд ли станет, в том числе и из-за стоимости продукта. Что касается северных районов России, от Соловков и Кольского полуострова до Камчатки, многие из них, несомненно, перспективны для развития туризма. А для некоторых из этих районов туризм может стать одной из немногих, если не единственной альтернативой промысловому хозяйству. Очень важно еще и то, что такой подход является наиболее надежным способом сохранения природного и культурного наследия, в том числе малочисленных народов Севера. Яркие примеры зарубежного опыта – Аляска, Лапландия и другие северные территории.
В нашей стране таких примеров, к сожалению, нет.
Актуальной на сегодня является проблема роста стоимости турпакета за счет авиа- и железнодорожного транспорта. Европа с этой задачей справляется за счет развития low-cost перевозок, стремительного обновления авиапарка и строительства скоростных железных дорог.
А что делать нам? В "Стратегии" об этом не говорится. Сказано, что надо строить отечественные круизные суда, но не предлагаются более оперативные меры – например, открытие внутренних российских вод для захода круизных судов под иностранным флагом.
За последние 15-20 лет действия некоторых муниципальных органов привели к неконтролируемому землеотводу небольших участков рекреационных территорий. Это препятствует их комплексному освоению и созданию современных конкурентоспособных курортов. Вопрос передачи пляжных территорий муниципалитетам и местным властям может рассматриваться исключительно при условии четких и понятных обществу гарантий сохранности, целевого использования и общедоступности этих ресурсов.
Далее – вопрос туристических формальностей. В той же Европе расширяется безвизовое пространство, внутри которого даже отменяется паспортный контроль. Большинство государств, наших туристических конкурентов, в том числе в СНГ, в одностороннем порядке ввели упрощенный режим въезда для граждан экономически развитых стран. К тому же в этих странах большинство турфирм занимаются внутренним и въездным туризмом, а у нас "на прием" работают менее 10% операторов по международному туризму. Все остальные отправляют туристов за рубеж. Эту пропорцию в России надо срочно менять.
Не перечисляются в "Стратегии" серьезные меры по обеспечению охраны, комплексного использования, экологической безопасности и общедоступности рекреационных ресурсов страны. В условиях, когда лучшие курортные территории одна за другой разграничиваются частными землевладениями и застраиваются коттеджами, это вопрос не просто сегодняшнего дня, а глобальных перспектив развития курортно-рекреационного комплекса России.
Что касается конструктивных моментов стратегии, нельзя не согласиться с тезисом о необходимости снижения таможенных пошлин на обслуживающие туристов транспортные средства и производимое за пределами России оборудование для туристических комплексов. Действительно, надо менять профессиональные и образовательные стандарты, кардинально перерабатывать метод статистического учета в туризме, классифицировать горнолыжные трассы. Очень своевременна инициатива по воссозданию ликвидированной в 1999 г. системы туристических представительств России за рубежом. Прежде чем разрабатывать стратегию, необходимо дать объективную и принципиальную оценку состояния отрасли. Она заключается в том, что, если не считать строительство отелей бизнес-класса в центральных районах крупных городов и реализацию локальных инвестиционных проектов, страна теряет свои и без того слабые позиции на мировом туристическом рынке. Исключается, конечно, роль России как донора выездных потоков. Наращиванием "административных мускулов" эту проблему не решить. Если мы хотим реально конкурировать на международном рынке, то надо как минимум реализовать основные меры по развитию туризма, включая стимулирование инвестиций и предпринимательской активности в сфере въездного и внутреннего туризма. Эти механизмы давно и широко применяются за рубежом, их даже придумывать не надо.
ПЭС 8224/23.09.2008