Россия в системе международного туризма: тенденции, риски, перспективы

Номер 5-6. Острота впечатлений

В статье рассмотрены основные процессы на международном туристическом рынке с позиций влияния рисков и в контексте участия в этих процессах России.

Антон Овчаров
Россия в системе международного туризма: тенденции, риски, перспективы

"Экономические стратегии", №05-06-2008, стр. 176-181

Овчаров Антон Олегович — доцент Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), к.э.н.

Введение

В современной экономике туристическая деятельность не может быть ограничена рамками отдельно взятой страны. Ее роль на международном уровне выражается в двух главных аспектах. Во-первых, туризм выполняет социальные функции, проявляющиеся в усилении культурной идентичности разных стран и народов, поощрении традиций и сохранении наследия, в уважении религиозных убеждений, установлении контактов на личном уровне. Во-вторых, туризм является высокодоходной и динамично развивающейся отраслью мировой экономики, источником и фактором экономического роста отдельных стран и мирового хозяйства в целом. Достаточно сказать, что суммарный доход туристического сектора мировой экономики в 2006 г. оценивался экспертами Всемирной туристской организации (UNWTO) в 883 млрд долл., что составляет 2,4 млрд долл. в день. В рейтинге мирового экспорта туризм занимает 4-е место после ТЭК, химической и автомобильной продукции (1).

Вместе с тем на развитие мирового туризма оказывают влияние различные угрозы, связанные с социально-экономическими и природно-естественными факторами. В настоящее время наиболее значимыми неблагоприятными факторами являются опасность международного терроризма, резкий рост цен на нефть, медико-санитарные проблемы и риски природных катаклизмов. В данной статье предполагается рассмотреть основные процессы на международном туристическом рынке с позиций влияния рисков и в контексте участия в этих процессах России.

Туристские потоки, доходы и расходы: факторы роста и факторы риска

Российский туризм постепенно завоевывает себе достойное место на мировой арене. В рейтинге UNWTO, составленном по итогам 2006 г., Россия занимает 9-е место в мире по международным туристским расходам, 10-е место – по международным прибытиям и лишь 30-е место – по поступлениям от международного туризма. Динамика туристических показателей в относительном выражении приведена в табл. 1. При росте в 2000-2007 гг. доли экономических показателей туристической индустрии (доходов и расходов) наблюдается сокращение въездных потоков в масштабах развития мирового рынка туристических услуг. Международные потоки постепенно переориентируются с России на другие дестинации. Одной из главных причин, сдерживающих развитие въездного туризма, является высокий уровень цен на внутренние туристские маршруты и программы отдыха. По некоторым оценкам, день пребывания в России на полном пансионе с экскурсионной программой и проживанием в отеле категории 3-4 "звезды" сегодня обходится не дешевле 200-250 евро. Следовательно, недельный тур стоит примерно 1,5 тыс. евро без учета стоимости авиа- или железнодорожных билетов (2). Поскольку сервис на отечественных курортах отличается низким уровнем, оценка среднестатистическим туристом различных предложений по критерию "цена – качество" будет не в пользу российского продукта. Следовательно, конкурентоспособность туристической индустрии в России остается недостаточно высокой по сравнению с другими странами.

Наличие внутренних рисков в национальной туристической индустрии подтверждается экспертными оценками. Так, в 2005 г. Российским союзом туриндустрии среди 115 туроператоров из 24 субъектов РФ был проведен опрос (3). Среди 27 факторов, которые респонденты назвали сдерживающими развитие въездного туризма, есть и относящиеся к туристическим рискам. Так, 28,7% опрошенных оценили криминогенную ситуацию в стране как критическую, каждый третий туроператор отмечает очень высокую вероятность того, что туристы могут стать жертвами террористических актов. Определенной угрозой для развития въездного туризма является экспансия на рынок иностранных туроператоров, которые "перехватывают" туристические потоки у российских компаний. 30 туроператоров отметили опасность неадекватного поведения и злоупотреблений в отношении иностранных туристов со стороны сотрудников милиции, таможенной и пограничной службы. Что касается доходов и расходов от туризма (экспорта и импорта туристических услуг), то при росте этих показателей в абсолютном выражении (что можно оценить как положительный фактор) наблюдается снижение их доли в общем объеме внешнеторгового оборота товаров и услуг (табл. 2).

Кроме того, очевидно сильное превышение импорта над экспортом, что свидетельствует о неэффективности внутреннего туристическо-рекреационного потенциала. Если ввести для оценки степени эффективности туризма коэффициент соотношения туристических доходов и расходов, то, по данным платежного баланса РФ за I полугодие 2007 г., этот показатель был равен 0,43. Для сравнения: у самой эффективной страны-рецептора туристических услуг, Турции, в 2007 г. данный коэффициент составил 5,81. У ее ближайшего конкурента Греции соотношение туристских доходов и расходов равно 4,43, у США – 1,24, Франции – 1,36, Германии – 0,45.

Показатели экономического развития туристической индустрии

Более глубокий анализ места российского туризма в мировой экономической системе может быть проведен на основе концепции вспомогательных счетов, разработанной под эгидой UNWTO и одобренной Статистической комиссией ООН в 2000 г. Согласно структуре вспомогательных счетов, агрегированные показатели туристического комплекса включают следующие три главных элемента (4-5).

1. ВВП. Непосредственный вклад индустрии туризма в ВВП России на протяжении 2000-2007 гг. оценивается в диапазоне 1,1-1,4%, тогда как общемировой вклад составляет 3,4-4%. В рейтинге туристических дестинаций по критерию наибольшей доли туристического ВВП в структуре всей добавленной стоимости лидирующие позиции занимают страны Северной Африки (Египет, Марокко, Тунис – в среднем 8-10% ВВП) и Карибского бассейна (Багамы, Виргинские острова, Антигуа – 14-20% ВВП). В европейском регионе зависимость между туризмом и ВВП гораздо слабее вследствие развитости других форм экономической деятельности. Наиболее значительную роль туристическо-рекреационная деятельность играет на Мальте и в Черногории. В 2007 г. ВВП туристической индустрии этих стран оценивается в размере 11,8% и 10,2% соответственно, хотя общеевропейский туристический ВВП не превышает 4%.

Следует отметить, что в соответствии с расширенной концепцией туризма показатели доли туризма в ВВП увеличиваются пропорционально степени сопряженности тех или иных отраслей с туристическим сектором. Для большинства стран такое увеличение составляет 2-2,5 раза. При этом есть страны, где практически вся экономика "работает" на туризм. Примером может служить Макао, для которого доля туризма в ВВП составляет 90%. Россия по этому показателю занимает лишь 138-е место в рейтинге 2007 г. с уровнем 6,7%. Это выше, чем, например, Латвия (151-е место), но ниже, чем Эстония и Германия (39-е и 88-е места соответственно).

2. Занятость. Как и ВВП, показатели занятости анализируются в рамках широкой и узкой концепции туризма. Согласно первой модели, в пореформенный период количество рабочих мест в туристической индустрии России варьировалось в пределах 3,9-4,5 млн, а в соответствии со второй моделью – в пределах 680-800 тыс. Разница в оценках объясняется тем, что в соответствии с расширенной концепцией в туристическую отрасль включаются не только работники туристических компаний и санаторно-курортной сферы, но и сотрудники предприятий разной организационно-правовой формы и разных форм собственности, косвенно связанных с туризмом.

Несмотря на то что за последние 10 лет в России количество рабочих мест в индустрии туризма увеличилось, по оценкам WTTC, на 750 тыс. человек, по показателю удельного веса в общей занятости (он составляет 1% для узкой концепции туризма и 5,7% для широкой концепции) Россия является явным аутсайдером. Кроме того, в последние годы наблюдается попеременная тенденция всплеска и спада числа занятых. Однако расширение масштабов туризма в нашей стране, освоение новых рекреационных зон с широкой сетью обслуживающих предприятий потребует создания дополнительных рабочих мест, число которых к 2017 г. может составить 4,1 млн, или 6,1% от полной занятости.

3. Инвестиции. В России наблюдается цикличность вложений в туристическую отрасль. Их объемы тесно связаны с основными государственными инициативами, подъемами и спадами развития рынка, природными катаклизмами и значительными социально-политическими изменениями. Особое влияние оказывают инфляционные процессы, которые нивелируют положительную динамику инвестиций. В 2007 г. объемы капиталовложений оценивались в размере 709,7 млрд руб., что на 18,5% больше, чем в 2006 г. Эта цифра включает инвестиции во многие сопутствующие сферы, такие как дорожная, портовая инфраструктура, объекты сферы обслуживания. В среднесрочной перспективе прогнозируется ежегодный 8-9-процентный рост, однако он недостаточен для увеличения доли туризма в общем объеме инвестиций.

Современные тенденции международных туристических перевозок и гостиничного бизнеса

Анализ рынка мирового туризма показывает, что наибольшее число прибытий к месту назначения осуществляется сегодня воздушным и автомобильным транспортом, причем первый вид транспорта используется преимущественно в межрегиональных поездках, а второй – во внутрирегиональных. По данным UNWTO, в 2006 г. на воздушный транспорт приходилось 46% международных прибытий, на автомобильный – 43%. Лишь только 4% туристов воспользовались железной дорогой и 7% – водным транспортом (6). В структуре себестоимости российского туристического продукта, предлагаемого организаторами туризма, доля воздушного транспорта в общей сумме затрат в 2005 г. составляла 78,7% (7). Это свидетельствует о высокой значимости авиационных перевозок в туристическом развитии.

В 2000-2007 гг. наблюдалась положительная динамика основных индикаторов международного авиационного рынка (табл. 3).

Сдерживающим фактором последних лет является увеличение мировых цен на авиационное топливо, однако многие авиакомпании приняли ряд компенсационных мер, включая введение дополнительных топливных сборов и снижение поддающихся контролю затрат. В результате начиная с 2004 г. увеличивается провозная емкость и наблюдается положительная рентабельность перевозок. Однако доля российских авиаперевозчиков на мировом рынке крайне незначительна: по нашим расчетам, она не превышает 2%.

Значительный вклад в развитие туристических дестинаций и прибытий вносит гостиничная индустрия. Пропорциональной зависимости между активизацией рынка международного туризма и ростом спроса на гостиничные услуги не существует, однако большая часть туристов предпочитает комфортабельный отдых в респектабельных отелях мирового класса.

Развитие международного рынка гостиничных услуг не обошло и нашу страну. Толчком к нему стал переход от командной к рыночной экономике, что привело к созданию в начале 90-х гг. прошлого века первых совместных предприятий по реконструкции и модернизации советских гостиниц. Однако высокий уровень инфляции, неблагоприятный инвестиционный климат, высокие экономические и политические риски середины 1990-х гг. ограничили присутствие международных гостиничных сетей несколькими брендами (Rezidor, Kempinski и др.), расположенными преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Рост рынка начался в 1997-1999 гг., когда стали внедряться такие структуры, как InterContinental Hotels Group, Hyatt и др. Большинство гостиниц мультибрендовых структур, а также незначительное количество независимых гостиничных предприятий обслуживают большую часть въездных туристических потоков.

При этом, правда, надо учитывать, что основная масса брендов пришла в "дорогой" сегмент 4- и 5-звездочных гостиниц, что обусловлено высокой ценой аренды земли (особенно в Москве и Санкт-Петербурге). Однако внутренний туризм активнее развивается в отелях эконом-класса. Недорогие, но комфортабельные гостиницы широко представлены на мировом туристическом рынке. Они хорошо зарекомендовали себя в США, Великобритании, Франции, поскольку сочетают в себе типовой характер застройки, отсутствие изысканной отделки внутренних помещений с высокими стандартами обслуживания по умеренным ценам. Для многих категорий туристов (молодежи, семейных пар, пенсионеров) они представляют собой идеальный вариант размещения.
Важной тенденцией последних лет является приход иностранных брендов на региональный российский рынок. Десять лет назад участие мировых гостиничных сетей в развитии регионов было практически невозможным. Сегодня же Kempinski, Rezidor, Accor, Marriott и другие именитые операторы, представив планы своего присутствия в России, не обошли стороной и провинцию, в частности поволжские города – Нижний Новгород, Казань и Самару (8).

Тем не менее иностранные отельеры с осторожностью выходят на региональные рынки. Они изучают их возможности и ограничивают свое участие в качестве управляющих компаний, под которые строится тот или иной объект, а не инвесторов. Риски, связанные с большим сроком окупаемости и небольшой популярностью дорогих отелей (а именно они приходят на региональный рынок), все еще остаются, хотя они у международных сетей гораздо ниже, чем у российских компаний. Поэтому отечественные инвесторы гостиничного бизнеса, взявшись за дорогостоящие проекты, активно сотрудничают с иностранными партнерами, имеющими в своем активе большой опыт и многомиллионные бренды. Работа под известной зарубежной маркой привлекательна для российских компаний высоким уровнем организации внутреннего менеджмента и сервиса, едиными стандартами сети.

Прогнозы развития российского туризма

Развитие туризма в России, на наш взгляд, будет вписываться в общую мировую тенденцию роста туристической отрасли. Согласно прогнозам UNWTO, число международных туристических прибытий к 2020 г. достигнет 1,56 млрд, причем на внутрирегиональный туризм будет приходиться 1,18 млрд поездок, а на межрегиональный – 0,38 млрд поездок. Ведущим принимающим регионом останется Европа, однако средние темпы роста европейских прибытий ожидаются самыми низкими в мире: в 1995-2020 гг. они прогнозируются на уровне 3% в год.

Россия становится частью европейского и мирового туристического рынка. Если предположить, что в средне- и долгосрочной перспективе темпы роста туристической отрасли будут соответствовать европейскому уровню, масштабы ежегодных туристических прибытий к 2020 г. можно оценить на уровне 29-31 млн человек. Отметим, что эти цифры отражают расширенный международный подход к пониманию сущности туристических поездок, которые связываются с туристическими, служебными и частными целями. Если исключить из прогноза прибытия с последними двумя целями, то по самым оптимистичным оценкам объемы въездного туризма составят 3,5-4 млн человек в год.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ (2008-2020 гг.) даны оценки туристических услуг, соответствующие трем сценариям развития экономики: инерционному, экспортно-сырьевому и инновационному. Инерционный сценарий предполагает консервацию экспортно-сырьевой модели развития при постепенном замедлении темпов роста добычи и экспорта углеводородов из-за неразвитости инфраструктуры. Рост объемов туристических услуг практически неощутим, поскольку сфера услуг в контексте сырьевой направленности российской экономики не будет играть заметной роли.

Экспортно-сырьевой сценарий частично компенсирует проблемы инерционного развития за счет реализации конкурентного потенциала России в сферах энергетики и транспорта, повышения качественного уровня энергосырьевых отраслей. Особое значение здесь имеет частно-государственное партнерство по реализации крупномасштабных проектов. Однако значительная часть отраслей, не сопряженных с экспортно-сырьевым ядром, будет развиваться в инерционном режиме, характеризующемся падающей конкурентоспособностью. Это в полной мере относится и к туристскому сектору. Тенденция роста объемов туристических услуг в целом схожа с первым сценарием, есть лишь небольшая прибавка в размере, не превышающем 1 млрд долл. в год.
В инновационном сценарии нет прямого упоминания о перспективах туристического сектора экономики. Однако данный сценарий предусматривает глубокую модернизацию социальной инфраструктуры, обеспечивающую значительное повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения. А это не может не быть связано с развитием всей туристической отрасли и санаторно-курортной сферы как ее части. Кроме того, создание новых региональных центров экономического развития в Поволжье, на Дальнем Востоке и Юге России – это также составная часть инновационного сценария. Очевидно, что специализацией южных регионов является туристическая деятельность. Они располагают самой мощной инфраструктурной базой, которая вместе с будущими федеральными проектами в рекреационные зоны и продуманной региональной политикой позволит туристической отрасли выйти на более высокий уровень. В случае реализации данной стратегии объемы туристических услуг к 2020 г. должны составить 7,5 млрд долл., что в 1,5 раза больше, чем для второго сценария и почти в два раза, чем для первого.

Весьма благоприятные прогнозы относительно будущего российского туризма дают международные туристические организации. Так, экспертами UNWTO проведены исследования самых перспективных направлений мира в 2020 г., среди которых России отводится 9-е место. В моделях WTTC долгосрочные прогнозы вклада российской туристической отрасли в ВВП также положительны. К 2017 г. темпы роста могут превысить 5,5% реального ежегодного роста. Ожидается, что через 10 лет доля туристического комплекса в ВВП возрастет на 0,5 процентных пункта и достигнет 7,2% от общего ВВП, что составит 6762 млрд руб. (с позиций узкой концепции, учитывающей только непосредственный вклад туризма, указанная доля составит 1,1% от ВВП или 1071 млрд руб.). Интересно отметить, что самая оптимистичная оценка дается по динамике капитальных инвестиций. По этому показателю в 2017 г. Россия займет 1-е место в Европе и 5-е место в мире. Размер капитальных инвестиций составит 2898,5 млрд руб., что в 4,1 раза больше, чем в 2007 г.

Заключение

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что российская индустрия туризма в последние годы достигла определенных успехов. Начиная с 2002 г. в России наблюдается "бум спроса" на рынке туристических услуг. Это связано с преодолением кризисных явлений в российской экономике и ростом уровня жизни. Доля туристических услуг как эластичных по доходам увеличивается даже в условиях небольшого роста реальных располагаемых доходов населения. Возрастает внешнеторговый оборот туристических услуг, замедляется рост цен, увеличиваются объемы внутренних и выездных потоков.

Однако существенной проблемой развития туризма является то, что он ориентирован главным образом на выездной сектор рынка. За первое полугодие 2007 г. выездные туристические потоки превысили въездные в 4,7 раза, тогда как в 2000 г. это соотношение составляло 1,7. Такая ситуация свидетельствует о высокой привлекательности для российских туристов зарубежных туров и о недостаточной популярности российских туристических зон среди иностранцев, что для национальной туристической индустрии представляет определенную угрозу. Низкая популярность российских рекреационных зон объясняется отсутствием полноценной современной структуры оздоровления и развлечений, сезонностью российского турпродукта и "нераскрученностью" различных туристических программ.

Чтобы преодолеть неэффективность туристической индустрии и снизить экономические риски, необходимы активизация инвестиционной деятельности, совершенствование и диверсификация туристического продукта, формирование современной гостиничной и транспортной инфраструктуры. Все это позволит создать современный высокотехнологичный туристический комплекс, способный конкурировать с ведущими мировыми туристическими державами.

ПЭС 8078/02.04.2008

Примечания
1. UNWTO World Tourism Barometer // Volume 5. June 2007. № 2. Р. 5.
2. Бордюг Т., Павлов А. Бизнесмены сделали туристическую статистику // КоммерсантЪ. 2007. 6 марта. № 35 (3611).
3. Туризм в цифрах. 2005: Стат. сб. / ИИЦ "Статистика России", Российский союз туриндустрии. М., 2006, с. 60-63.
4. WTTC Russian Federation. Travel & Tourism Economic Research, 2007.
5. WTTC World. Travel & Tourism Economic Research, 2007.
6. Tourism Highlights. 2007 Edition. UNWTO, 2007.
7. О развитии туризма в России. М., 2006.
8. Газизова Е., Дядик Н., Щербо Г.Оживление на reception // Гостиничное дело. 2007. № 4, с. 31-36.

Следить за новостями ИНЭС: