Сергей Луценко: Стратегические направления миграционной политики России
Луценко Сергей Иванович – директор Центра экономического анализа права и проблем правоприменения Института экономический стратегий РАН, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне.
Материал публикуется в авторской редакции. Автор рассматривает ключевые аспекты миграционной политики в условиях внешних угроз.
Адаптация миграционной политики к современным реалиям
В последние годы все отчетливее выявляются новые реалии и новые вызовы, с которыми приходится или придется сталкиваться Российской Федерации. Нарастающий процесс глобализации не ограничивается формированием новых финансовых и информационных потоков, но и активно влияет на интенсивность и структуру транснациональной миграции. На первый план выходят незаконная миграция и нелегальная трудовая иммиграция как один из основных источников распространения угрозы терроризма. Как Россия сможет, адаптироваться к новой реальности во многом зависит от ее готовности ответить на эти вызовы взвешенной миграционной политикой, увязывающей национальные интересы страны и соблюдение прав человека.
Особую обеспокоенность вызывают миграционные процессы, вызванные радикализацией гражданского конфликта на Украине в 2014 году.
Миграционные процессы влияют на состояние социокультурного баланса, когда права мигрантов могут вступать в конфликт с правами местного укоренившегося населения.
Если в 90-е годы и в начале 2000-х годов мигранты воспринимались в первую очередь, как экономические конкуренты, а в середине 2000-х годов на первый план вышла криминальная составляющая неконтролируемой миграции, и резонансные преступления, совершаемые мигрантами, вызывали к жизни многочисленные протестные акции, то в 2010-е годы в мигрантах (в первую очередь, выходцев из мусульманских стран) все чаще видят проводников этно-религиозного экстремизма.
В связи с этим представляется необходимым предпринять комплекс мер, нацеленных на недопущение формирования на территории Российской Федерации моноэтнических анклавов – мест компактного проживания большого числа мигрантов в одном небольшом населенном пункте, в одном районе крупного города. Административное регулирование определения мест проживания иммигрантов – один из редких случаев, когда такое администрирование является не только неизбежным, но и оправданным с точки зрения защиты прав и свобод в ее всеобщем измерении.
Особую остроту в последнее время приобретает вопрос превращения квартир в обычных жилых многоквартирных домах в подобие общежитий для мигрантов. В данном контексте ограничения правового режима пребывания иностранных мигрантов в России оправданы императивами национальной безопасности. В частности, запрет на использование жилого помещения в качестве гостиницы, иного средства временного размещения, а также предоставления в нем гостиничных услуг (Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 24.03.2016 «Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год» // СПС «Консультант Плюс»).
Вызывает обеспокоенность ситуация, когда большое количество людей разного возраста (с участием организаторов или учредителей, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму), исповедующих определенную религию, собираются в зданиях (молельных домах) без согласования с органами власти и помимо собраний и совместных молитв, осуществляют действия противоправного характера (Решение Московского городского суда от 11.11.2021 по делу № 3а-2397/2021 // СПС «Консультант Плюс»).
Указом Президента Российской Федерации утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы [3], разработанная с учетом основополагающих документов, затрагивающих вопросы реализации миграционной политики, прежде всего Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года.
Пунктом 26 указанной Концепции предусмотрено, что основными направлениями миграционной политики в области совершенствования механизмов профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и коррупционных нарушений в сфере миграции, включая меры ответственности за нарушение названного законодательства и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, являются, в частности, совершенствование механизма миграционного контроля в целях решения задач по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, в том числе по противодействию криминальным, террористическим и экстремистским структурам.
Необходимо отметить, что отсутствие надлежащего контроля со стороны государства (осуществления учета) за перемещением иностранного гражданина несет угрозу национальной безопасности.
Особое внимание в настоящее время уделяется гражданам, которые в связи с исходящей от вооруженных сил Украины прямой угрозой жизни и здоровью начали прибывать в экстренном массовом порядке с новых российских территорий Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
Миграционная стратегия в современных реалиях должна заключаться в обеспечении миграционного прироста населения для улучшения демографической ситуации в стране и обеспечения экономического роста, хозяйственного освоения и заселения территорий, имеющих для страны геополитическое значение.
В первую очередь, необходимо стимулировать приток в страну квалифицированных трудовых иммигрантов, образованных и законопослушных людей. Приезжающие в Россию должны с уважением относиться к российской культуре. Именно таких иммигрантов можно рассматривать как резерв для пополнения постоянного населения страны.
Слабоконтролируемая миграция порой становится основой для формирования социальной базы терроризма в важнейших геополитических территориях России. Необходимо учитывать данные обстоятельства и отказаться от либеральных подходов в регулировании миграции.
На сегодняшний день, важной задачей миграционной политики является выработка основных направлений стратегии в сфере адаптации и интеграции приезжающих граждан, защиты укоренившегося населения, а также предупреждения нарушений в сфере миграции.
Стратегические направления миграционной политики
Необходимо выделить основные стратегические направления национальной миграционной политики в области совершенствования механизмов профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений в сфере миграции.
- Расширение использования современных биометрических технологий для идентификации личности в целях повышения эффективности государственного контроля (надзора) в сфере миграции, обеспечения общественной безопасности и предоставления государственных услуг в сфере миграции.
- Обеспечение эффективного контроля за соблюдением требований трудового законодательства и законодательства о налогах и сборах работодателями, привлекающими и использующими иностранных работников.
- Обеспечение возможности участия институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля за исполнением миграционного законодательства.
- Реализация мероприятий, направленных на выявление и пресечение нарушений миграционного законодательства, организации незаконной миграции, торговли людьми, использования принудительного труда, в том числе совместно с компетентными органами иностранных государств.
- Повышение эффективности профилактической, информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями, заказчиками работ и услуг в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства.
- Совершенствование механизма миграционного контроля в целях решения задач по обеспечению национальной безопасности, в том числе по противодействию криминальным, террористическим и экстремистским структурам.
- Создание условий, обеспечивающих возможность участия в гражданских и иных правоотношениях на территории Российской Федерации только лиц, законно находящихся на ее территории.
- Наконец, противодействие формированию этнических (полиэтнических) анклавов.
Целью миграционной политики является создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития области, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также в сфере защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода.
Принципами реализации миграционной политики Российской Федерации являются: комплексность решения задач миграционной политики с учетом социально-экономического, культурного, демографического и иного развития; учет многообразия региональных и этнокультурных укладов жизни населения; координация деятельности федеральных органов государственной власти, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере миграции; участие институтов гражданского общества в реализации миграционной политики при соблюдении принципа невмешательства в деятельность федеральных органов государственной власти, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления; наконец, финансовая обеспеченность мер по реализации миграционной политики Российской Федерации.
Миграционная политика является вспомогательным средством для решения демографических и связанных с ними социально-экономических проблем (например, убыль населения оказывает негативное влияние на рынок труда).
Интересным представляется пример реализации миграционной политики во Владимирской области.
В регионе на постоянной основе ведется работа в сфере адаптации и интеграции иностранных граждан, предупреждения конфликтов в трудовом коллективе, в том числе и работа по вовлечению иностранных граждан в корпоративную культуру, проводятся семинары на региональном уровне с представителями профильных Министерств, Управления по вопросам миграции УМВД России по Владимирской области, представителями национальных общественных организаций и сообществ и представителями крупных работодателей, массово привлекающих иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории Владимирской области.
Министерством труда и занятости населения Владимирской области была разработана памятка для всех категорий иностранных граждан, прибывших на территорию Владимирской области с целью осуществления трудовой деятельности.
По инициативе Центра социально-культурной адаптации мигрантов были разработаны и растиражированы буклеты и методические пособия на 4 языках, которые затрагивают вопросы международного, российского и регионального законодательства, правовое положение различных категорий трудовых мигрантов и членов их семей, подходы к правовой, социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, содержат различные рекомендации, основанные на многолетнем опыте практической деятельности, примеры эффективных практик, ссылки на полезные информационные ресурсы, контакты профильных государственных и общественных организаций, данные о возможности получения бесплатной помощи, информационные материалы для иностранных граждан, для тех, кто только готовится к поездке в Россию, для специалистов государственных и негосударственных организаций, работающих в сфере миграции и межнациональных отношений (Постановление Правительства Владимирской области от 20.10.2023 № 764 «О Концепции реализации государственной миграционной политики Владимирской области на период до 2025 года» // СПС «Консультант Плюс»).
Благодаря совместной деятельности органов власти Владимирской области, местного самоуправления, правоохранительных органов миграционная обстановка в области остается стабильной и контролируемой.
Таким образом, необходимо использовать комплексный подход к формированию основных стратегических направлений миграционной политики, с участием не только федеральных органов государственной власти, но и регионов в отношении решения демографических и социально-экономических проблем, а также в обеспечении общественной безопасности.
«Стандарт доказывания» в контексте миграционной политики
Одним из важнейших стратегических направлений миграционной политики является совершенствование механизма миграционного контроля в целях решения задач по обеспечению национальной безопасности, в том числе по противодействию террористическим структурам.
В этой связи особое значение приобретает так называемый «стандарт доказывания» для лиц, прибывающих на территорию России (мигрантов). «Стандарт доказывания» был выработан Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (далее – УВКБ ООН) [2]. Согласно стандарту УВКБ бремя доказывания лежит на заявителе, но ввиду особых обстоятельств, должностное лицо, которое это заявление рассматривает, обязано установить и оценить все значимые факты.
Тем самым, устанавливается правдивость утверждений и точность фактов прибывающего лица (мигранта). Ввиду особенностей положения заявителя должностное лицо, принимающее решение, тоже несет ответственность за установление и оценку всех значимых фактов. Во многом это достигается благодаря тому, что должностное лицо (уполномоченное лицо по миграционной политике), принимающее решение, хорошо знает об объективно сложившейся ситуации в стране происхождения и о соответствующих общеизвестных вещах. Это позволяет ему получить от заявителя информацию, имеющую значение для дела, и надлежащим образом установить правдивость заявленных фактов, которые можно подтвердить.
Если заявитель не сможет вспомнить или предоставить все даты и мелкие детали, а также допустит незначительные противоречия, неопределенные или ошибочные утверждения, не являющиеся существенными для дела, это можно принимать во внимание при окончательной оценке убедительности, но нельзя использовать в качестве решающего фактора.
В частности, следует признать, что заявителям нередко приходится бежать из своей страны без личных документов. Таким образом, отсутствие возможности подкрепить устные утверждения документами не должно препятствовать тому, чтобы принять заявление к рассмотрению, если эти утверждения соответствуют известным фактам и если в целом заявитель заслуживает доверия.
При определении общей убедительности аргументов заявителя должностное лицо, принимающее решение, также должно учитывать такие факторы, как обоснованность изложенных фактов, общая связность и логическая непротиворечивость версии заявителя, доказательства, представленные заявителем в подкрепление своих утверждений, их соответствие общедоступным сведениям или общеизвестным фактам, а также известная ситуация в стране происхождения. Убедительным является непротиворечивое и правдоподобное заявление, не противоречащее общеизвестным фактам, которому, взвесив все «за» и «против», можно поверить.
Миграционная служба обязана оказывать услуги и давать советы, а также проводить расследование. Она должна помогать людям, воспользоваться своими правами и давать им указания, выступая с инициативой о проведении дополнительного расследования в зависимости от обстоятельств.
Таким образом, выработанный в международной практике «стандарт доказывания» позволит оценить версию заявителя (с учетом надежных и объективных источников), прибывающего в другое государство, а также снизить риск, в отношении сомнений статуса и личности гражданина. В противном случае, заявитель будет возвращен в страну, из которой прибыл. Во многом, должностное лицо миграционной службы, принимающее решение, хорошо знает об объективно сложившейся ситуации в стране, из которой прибыл заявитель и о соответствующих общеизвестных вещах. Это позволяет ему получить от заявителя информацию, имеющую значение для дела, и надлежащим образом установить правдивость заявленных фактов, которые можно подтвердить.
Федеральный уполномоченный по делам миграции: опыт Германии
Особую роль в интеграционной политике государства играет федеральный уполномоченный по делам миграции (миграционный омбудсмен).
В частности, немецкая модель федерального миграционного омбудсмена имеет признаки «исполнительной модели» [1].
Уполномоченный по делам миграции, беженцев и интеграции обладает широким перечнем обязанностей:
- поддержка федерального правительства в разработке и развитии интеграционной политики;
- создание условий для гармоничного сосуществования иностранцев и немцев, противодействие ксенофобии;
- борьба с дискриминацией в отношении лиц, имеющих иммиграционное прошлое;
- обеспечение учета интересов иностранцев, проживающих в Германии;
- информирование о порядке натурализации;
- поддержка и поощрение инициатив интеграции на уровне земель и муниципалитетов, а также институтов гражданского общества и т.д.
Кроме того, миграционный омбудсмен наделен правом участия в нормотворческой деятельности путем направления инициатив по вопросам, относящимся к его компетенции, обязан представлять отчеты Бундестагу не реже одного раза в два года, а также вправе направлять запросы в уполномоченные органы в отношении исполнения органами государственной власти прав мигрантов.
На сегодняшний день, назрела потребность в создании отдельного органа исполнительного органа по делам беженцев и миграции (управляющий орган на федеральном уровне), который в числе прочего, будет заниматься выработкой миграционной политики, обобщения лучшей международной практики по данному вопросу. Кроме того, данный орган государственной власти будет участвовать в создании специальной площадки для обсуждения проблемы убежища со смежными министерствами и ведомствами, судебными органами, общественными организациями, представителями УВКБ ООН, давно и эффективно занимающимися проблемами беженцев и других групп вынужденных мигрантов.
Сноски
- Кожевников О.А., Кузнецова С.С. Принцип федерализма в миграционной политике России и зарубежных стран: сравнительно-правовое исследование // Российский юридический журнал. 2023. № 4. С. 42 – 59.
- Пояснительная записка о бремени и стандарте доказательства в заявлениях о предоставлении статуса беженца // URL : https://www.refworld.org/ru/policy/position/unhcr/1998/ru/23696 (дата обращения: 28.03.2024).
- Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы» // Собрание законодательства РФ. 2018 № 45.