Институт закупок надо принципиально менять
15 июля 2022 г. состоялся круглый стол «Контрактная система на новом историческом этапе», организованный группой «Интерфакс» совместно с НИИ Конфликтологии в рамках проекта «Жизнь под санкциями». В мероприятии принял участие председатель научно-практического совета Института экономических стратегий Сергей Картаев.
«Контрактная система (включая, как госзакупки, так и закупки госкомпаний) требует кардинального обновления в соответствии с новыми геополитическими и экономическими условиями», – заявила руководитель направления «Контрактная деятельность и комплаенс-стандарты «Фонда “Центр стратегических разработок”» Ольга Анчишкина. – «Иностранные государства, чей совокупный ВВП составляет 44% от мирового ВВП, приняли более 10 тыс. антироссийских санкций, включая санкции 2-го и 3-го уровня (затрагивают цепочки кооперации), что уже затруднило функционирование снабжения и поставок. Базовые принципы контрактной системы (прозрачность и открытость закупочных процессов) в такой ситуации перестают работать – она (контрактная система – ИФ), была оптимальной для прежних условий, а в нынешних условиях требуются другие инструменты».
«Институт закупок надо принципиально менять», – также считает председатель научно-практического совета Института экономических стратегий Сергей Картаев.
При этом он подчеркнул, что в новой системе контрактных отношений полноценно должны быть представлены заказчики/потребители, производители/поставщики, контролеры и инвесторы. В последнем случае речь идет о том, что обновленная контрактная система должна наглядно показывать сегменты/ниши, в которых спрос есть, а предложения нет. Соответственно инвесторы смогут включаться в работу по удовлетворению такого спроса.
Вопросами развития контрактной системы также занимается и Счетная палата РФ.
По словам начальника инспекции по контролю за эффективностью функционирования контрактной системы департамента аудита в сфере закупок и энергетического комплекса СП РФ Алексея Галкина, в планы СП РФ входит подготовка комплексных рекомендаций по развитию контрактной системе.
«Намечено к реализации два экспертно-аналитических мероприятия, по результатам которых мы сможем подготовить такие рекомендации, – сказал он. – Одно из них направлено на изучение и оценку связи реализации госпрограмм с госзакупками, а другое – на изучение проблематики формирования цен в госзакупках». По словам Галкина, на проведение этих мероприятий и подготовку рекомендаций потребуется год-два.
В свою очередь руководитель аналитического центра «Интерфакс-ProЗакупки» Георгий Сухадольский обозначил еще ряд проблем, имеющихся в сфере закупок. В их числе отсутствие полноценной стратегии развития контрактной системы и признаваемых всеми метрик оценки ее эффективности.
«Заказчиков сегодня в первую очередь интересуют два блока вопросов: цены и поставщики, – сказал Сухадольский. – А в совокупности – комплексное управление цепочкой поставщиков (кооперации). Качественных российских программных решений для решения этой задачи на рынке нет».
По словам Сухадольского, группа «Интерфакс» ведет работы по созданию такого инструментария. Однако на создание такого комплексного и отработанного (включая, тестирование, пилотные внедрения) потребуется несколько лет.
Также Сухадольский отметил, что в настоящее время в РФ работы с кадрами в области закупок фактически никак не налажена.
Ранее Минфин отмечал, что к настоящему времени контрактная система оптимизирована, в том числе, под новые условия, и теперь нужна только ее тонкая донастройка.
«Базовое законодательство (законы «О контрактной системе» и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» – 44-ФЗ и 223-ФЗ) в своей основе гибкое, автоматизация далеко продвинутая, – говорил заместитель министра финансов Алексей Лавров в апреле. – Теперь нужна только тонкая донастройка системы закупок».