Институт

В Баку обсудили влияние Индустрии 4.0 на сферу образования

Цифровая трансформация радикально изменит многие сектора экономики и общественной жизни. Об этом шла речь на прошедшей 24 сентября в Баку международной конференции международной конференции «Дизайн образования в постпандемийный период в перспективе 4-ой промышленной революции».

Ученые, специалисты, эксперты из более чем 20 стран мира обсудили различные аспекты влияния Индустрии 4.0 на экономику и систему образования, цифровую трансформацию различных отраслей, грядущие изменения на рынке труда, вопросы качества онлайн-образования, а также различные этические проблемы, связанные с наступлением цифровой эры. Из-за ограничений, связанных с пандемией, конференция проходила в гибридном формате.

Директор Института экономических стратегий, академик РАЕН Александр Агеев выступил на мероприятии с докладом, посвященным коэволюции разных видов интеллекта.

По мнению академика, искусственный и естественный интеллект эволюционируют не сами по себе, а влияя друг на друга, и именно эта коэволюция определяет миссию сферы образования на ближайшую перспективу.

Ученый начал выступление с цитаты Стивена Хокинга, утверждавшего, что несмотря на все плюсы, которые несет человечеству развитие искусственного интеллекта, нельзя упускать из виду опасность, которую оно собой представляет.

Как ни странно, благодаря трудам футурологов сегодня мы знаем о будущем не так уж мало. Одна из участниц конференции даже сравнила футурологов с историками: и те, и другие производят знание, которое дает возможность как максимум улучшить будущее, как минимум – подготовиться к нему. Как считает Александр Агеев, анализируя широкий спектр проблем и вызовов, важно не ошибиться с расстановкой приоритетов и ранжированием этих проблем по важности. Это позволит избежать неожиданных рисков и вовремя нейтрализовать угрозы.

Для начала стоит разобраться, как развивается искусственный интеллект, насколько эффективными будут решения, которые он сможет принимать через несколько лет. Уже совсем скоро искусственный интеллект сможет корректировать цели, создавать новые сферы знаний, самостоятельно структурировать данные, строить модели и ставить задачи. Более того, в перспективе он научится не только решать задачи, требующие применения известных алгоритмов, полученных при анализе большого количества данных, но и действовать в сферах, где готовых решений и алгоритмов просто не существует. Очевидно, что и людей больше нельзя учить только по учебникам, содержащим ограниченный набор знаний: в образовании отныне важно захватывать и креативные сферы, не имеющие четких границ.

Массовое распространение искусственного интеллекта, масштабная автоматизация и широкое использование информационных технологий – все это предполагает возникновение как новых областей для применения знаний, так и самих новых знаний. А это, в свою очередь, требует появления новых образовательных моделей и практик.

«В ближайшие несколько лет мы увидим новый экономический ландшафт, и новые экосистемы будут создавать значимую часть мирового ВВП», – заметил Александр Агеев, добавив, что уже в ближайшие годы миру потребуется колоссальное количество специалистов с принципиально новыми компетенциями. В число обязательных профессиональных навыков навсегда войдут умение быстро погружаться в контекст и принимать нетривиальные решения, креативность, способность работать в условиях неопределенности, эмоциональная стабильность и стремление не генерировать конфликты, а наоборот, избегать их.

По словам ученого, на фоне интенсивного развития ИИ нельзя не замечать проблему деградации естественного интеллекта. Сегодня мы имеем дело с заменой ментальных практик, с формированием клипового мышления, с тотальной зависимостью людей от электронных устройств. Невозможно использовать привычные схемы для обучения людей, которые не способны концентрироваться на одной задаче дольше нескольких минут и не могут запомнить больше десятка телефонных номеров.

Впрочем, как подчеркнул Александр Агеев, при ранжировании по важности вызовов, связанных с четвертой промышленной революцией, проблема деградации естественного интеллекта заняла вовсе не первое место. Проблема номер один – кибербезопасность: кибертерроризм, кибершпионаж, кибервойны и киберпреступность. Эта проблема пронизывает все сферы нашей жизни от коммуникаций до медицины, от энергетики до производства, от экологии до социальной среды. Так что подготовка специалистов и создание решений, с помощью которых можно было бы противостоять угрозам в этой сфере, становится для системы образования первостепенной задачей.

Кроме того, ученый обратил внимание на тот факт, что о жизненном цикле человека сейчас говорят намного реже, чем о жизненном цикле продуктов. Однако трудовая и бизнес-карьера каждого из нас тоже имеет жизненный цикл. «Мы живем несколько десятилетий и на каждое десятилетие нашей жизни нужны разные системы приоритетов», – отметил Агеев.

Цифровая трансформация меняет людей: уже сейчас мы видим, что они становятся более разобщенными, им все труднее работать коллективно, тогда как роботы и дроны отлично «сотрудничают» в команде.

По словам Агеева, эксперты ЕЭ выделили несколько типов людей, которых мы получим в ходе цифровой трансформации общества. Различаются они по степени контроля над информацией, а также по типу мотивации: материальная или социальная.

«Ключевые вопросы касаются не столько сферы образования, сколько эволюции общества в целом, – резюмировал Александр Агеев. – Важно, какие цели, смыслы и ценности определяют общественное развитие».

Стоит отметить, что над этим вопросом задумались сейчас во всем мире. До недавнего времени корпорации конкурировали по объемам прибыли и масштабу присутствия на мировых рынках, страны и регионы – по ВВП на душу населения. Сегодня все иначе: набор ценностей значительно расширился, пополнившись пунктами, связанными с экологией, уровнем и продолжительностью жизни, здоровьем, различными культурными аспектами. Иными словами, цели и приоритеты в целом ряде стран явно смещаются в сторону развития человеческого потенциала – профессионального и творческого, и при движении по этому пути сотрудничество между странами и обмен лучшими практиками в сфере цифровой трансформации играет немаловажную роль.

Международная конференция «Дизайн образования в постпандемийный период в перспективе 4-ой промышленной революции» прошла в Центре имени Гейдара Алиева в Баку 24 сентября. В дискуссиях приняли участие эксперты из Азербайджана, России, Германии, Турции, США, Канады, Израиля, Австралии, Мексики, Бразилии и других стран. Это позволило обсудить широкий спектр тем в межрегиональном контексте. Именно такую задачу ставили организаторы конференции. Как пояснил в недавнем интервью представитель оргкомитета мероприятия Эмин Алиев, одной из целей конференции было «укрепление представлений об Азербайджане как «платформе цифрового диалога», на которой обсуждаются важные вопросы, выходящие далеко за пределы и проблематику региона».

Добавим, что в начале сентября российский кабмин решил создать совместно с Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) центр четвертой промышленной революции. Такой же центр ранее появился в Азербайджане. Как сообщает ТАСС, подобные структуры будут создаваться во многих странах мира для выработки общих подходов к нормативному регулированию и этике в инновационных отраслях экономики, а также для обмена передовыми решениями в технологической сфере. Как показала конференция в Баку, предметов для обсуждения в связи с грядущей сменой технологического уклада более чем достаточно, а к будущим вызовам, даже при том, что они имеют национальную и региональную специфику, лучше готовиться сообща.

Следить за новостями ИНЭС:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: